green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Musée des beaux-arts de Montréal, part I

Пока были в Монреале, сходил в местный музей изобразительных искусств. Он оказался каким-то сложно-сочинённым, со множеством каким-то образом связанных между собой зданий — я очень долго искал вход в одно из них (с большой надписью «Музей» на фронтоне), вход оказался в более скромно подписанном здании через дорогу.



В итоге я совершенно не уверен, что увидел всё, но и так получилось немало!


Основная экспозиция, древнее искусство. Формально там есть какая-то хронология и какая-то география, но при этом в каждом зале есть и современное искусство, так или иначе связанное с основной темой зала. Я в основном это современное искусство и смотрел.

Слева — Mattiusi Iyaituk (инуит), «Мама рассказывает о карибу», 2005. Карибу — это такие канадские северные олени. Его рога — как бы руки скульптуры матери, жестами показывающей ребёнку карибу.
Справа — Nadia Myre, Indian Act, 2000-2002. Тоже очень интересная мне тема — как легко при контакте двух цивилизаций мы принимаем свои ценности за универсальные. Я впервые задумался над этим вопросом, читая об отношениях европейских стран и цыган — страны сделали какие-то там границы, написали какие-то там законы, как именно эти границы можно пересекать. Не особо задумываясь о том, что есть, например, цыгане, у которых есть какое-то своё мнение на этот счёт. Мы фактически взяли и решили за них. Просто потому, что так получилось, что законы сейчас пишем мы. Так и тут — закон об индейцах, написанный не просто «нашим языком», а по нашим принципам, нашими понятиями. И тот факт, что текст «перевели» (я совершенно уверен, что это не перевод — перевод тут просто невозможен) на какое-то индейское бусинковое письмо, показывает нам, как этот закон видят те, о ком, собственно, он написан.



Rafael Lozano-Hemmer, «Последний вздох», 2012. Машина, имитирующая человеческое дыхание. Слева — насос с поршнем, на другом конце шланга — бумажный пакет, который надувается и сдувается по мере «дыхания». 10 000 вдохов-выдохов в сутки, 158 вздохов (информация из таблички, я не застал, не знаю, что имеется в виду). Красота идеи в том, что заключённый в машину воздух — это реальное дыхание какой-то писательницы, которое таким образом, надеется автор, переживёт саму писательницу (та ещё жива).



Африканское искусство, слева — Nkondi (невозможно не восхититься определением из Википедии: «нконди — подкласс минкизи»), Конго, до 1862 года. Наш, европейский взгляд видит в этой статуэтке фигуру мученика. В Конго же это — статуэтка духа, фиксирующего договоры (каждый вбитый в скульптуру гвоздь — это заключённый в её «присутствии» договор), и наказывающего нарушителей этого договора.
Справа — ваза зулусской художницы Khishwepi Sithole, 2011. Там тоже наверняка какой-то глубокий смысл, но мне понравилась техника: художница приехала в родную деревню, где местные женщины написали какой-то текст (текст не переводится), набрали его бусинками по металлическому каркасу, а потом внутри этой сеточки выдули стеклянную вазу.



Samuel Fosso, «Вождь (тот, кто продал Африку колонизаторам)», 1997. Отличная работа, как минимум тем, что человек поднимает не самую модную ныне тему. В сопроводительной табличке пишут о том, что вот эти вот знакомые всем нам «африканские ткани» на фоне — их привезли в Африку голландцы в середине XIX века (прямо как «наши» матрёшки, или «бретонская» солёная карамель). Ну и вообще прекрасная смесь африканского с европейским (подсолнухи — это Ван Гог).



Слева — африканские маски. Белая маска — George A. Lynn, маска хоккейного вратаря, 1971.
Справа — Romuald Hazoumè, «Богиня любви», 2012. Юбка обвешена замочками, прям как парижские мостики. Из ключей от этих замков художник сделал ожерелье и серьги богини.



Азиатское искусство, посреди разных китайских артефактов стоят вот эти три вазы (я их с обеих сторон сфотографировал), автор Richard Milette, 2004. Обрывки бессмысленного текста, пишут кураторы, заставляют зрителя искать в них какой-то смысл. А я тут же вспомнил анекдот про татуировку с красивым китайским иероглифом, который переводился как «замороженные креветки».



Слева — бронзовая ваза династии Шан. Справа — современная работа художника Zhang, «Mai Dang Lao» (МакДональдс).



На стыке Китая и Европы. Слева — шкура убитой вазы Делфтского фарфора (Laurent Craste, 2012). Справа — Front, «Унесённая ветром ваза», 2008.



Индия. Священная книга сикхов, середина XVII века. Пишут, что в XIX веке провели стандартизацию книги, а в 1920 году торжественно сожгли все старые экземпляры, чтобы остались только варианты, совпадающие с каноническим. Эта книга — одна из ~20 старых книг, сохранившихся до наших дней, содержание которых отличается от канона (в ней есть несколько гимнов, которые не были включены в окончательную «правильную» версию).



Эта же книга, миниатюрное издание, XX век. Во время Первой мировой войны Британское правительство раздавало такие миниатюры сикхским солдатам — они заворачивали книжки в свои тюрбаны в качестве амулетов. Этот экземпляр после войны хозяин поместил в миниатюрный же серебряный храм, а потом передал всё в музей. Тень слева отбрасывает специальное (тоже серебряное) приспособление (как это будет по-русски?), чтобы отгонять от священной книги мух.



Центральная Америка. Слева — ваза майя, 600-850 годы. Редко, когда видишь текст майя не в камне. Справа — Diego Romero, «Строители пирамид — гамбургеры», 2011.



Перуанские ткани. Слева — котик, 1000-1532 годы. Справа — колибри. Так и хочется сказать «на телеграфном проводе», но это −250 год до н.э. — 400 год н.э.



Витрина «Ослеплённые золотом». Слева — монстранция (прекрасное слово!), Франция, XIX-XX века (золото, хрусталь). Справа — Bestabeé Romero, «Пленные воины», 2016 (шина, золото, лампочки LED).



На этом месте я устроил себе обеденный перерыв, прервусь и в ЖЖ :-)
Tags: art moderne, canada, musée rare
Subscribe

  • Musée des beaux-arts de Montréal, part II

    В Монреальском музее в очередной раз показал себе, что нет предела человеческой глупости. Решил пообедать. Подхожу к девочке на входе в музей,…

  • Канада

    Я уже писал про то, как атрофирование привычки путешествовать накладывается на усложнение условий путешествий. Сегодня вторая серия: мы едем…

  • Cité de l'Économie

    Лариса как-то напомнила мне об открывшемся в Париже Музее Экономики, и мы с Анютой сходили туда. Наверное,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments