green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Centre Pompidou после большого перерыва

С Помпиду вышла смешная история. В начале 2020 мы поехали в Италию, и я перед отъездом традиционно облегчил свой кошелёк, выложив все ненужные в отпуске карточки. Обычно я выкладывал всё ненужное на подставку нашего глобуса, а тут мне пришла в голову гениальная мысль, куда ещё можно складывать ненужные вещи, чтобы они не захламляли внешний вид дома, и при этом чтобы я гарантированно наткнулся на них по приезде. Последнее, что я помню, это собственную мысль: какое классное место я придумал! Главное не забыть. Понятно, что по возвращению из Италии это место я не нашёл, ищу до сих пор. Копию карточки Лувра сделали немедленно, а в Помпиду — жадины! — за копию запросили 12€. Я решил, что подумаю — жадина! — а тут начался коронавирус, и стало не до музеев. В короткий промежуток лета 2020 года, когда музеи приоткрылись, я бегал скорее в Лувр, потом снова всё закрылось. Короче, пошёл делать новую карточку только сейчас. Оказалось, что мой абонемент изначально был 2-годичным, плюс музей продлил его на продолжительность всех карантинов, итого новая карточка работает до конца года. Старая всё ещё играет с нами в прятки, пока что выигрывает...

За время моего отсутствия музей сильно изменился. Во-первых, переделали гардероб — теперь он не самообслуживании (мне это критично, я несколько раз попадал на 10-15-минутные очереди в обеденный перерыв, когда у меня каждая минута на счету), и выглядит как декорации к «Намедни 1961-1990», попавшие в «Матрицу». В отличие от Лувра, где нужно дёргать все дверки, чтобы найти свободную и открытую камеру, здесь доступные тебе места подсвечиваются зелёным. По количеству красных видно, как мало было в тот день посетителей.



Во-вторых, очень качественно переделали таблички! Мне, который воспринимает искусство (особенно современное) скорее головой, чем чувствами, чем больше текста — тем лучше. Очень сильный контраст, когда видишь немногие из оставшихся «старых» табличек (автор, название, дата, плюс парочка лично мне редко интересующих факта), рядом с новыми табличками (то же самое, плюс два параграфа текста — в качестве бонуса для туристов с переводом на английский). А ещё есть VIP-карточки, для каких-то известных картин — там и текста побольше, и цветом они выделяются, чтобы ты уж точно не прошёл мимо. Соответственно, я завис на уже знакомом этаже, как будто со мной был идущий в моём ритме личный экскурсовод!

Андре Дерен, «Les deux péniches», 1906. Пишут, что это сейчас такая кадровка не вызывает никаких комментариев. А в то время это была очевидная «фотографическая кадровка» — современность, мгновенность, движение.



Слева — этюд Пикассо для Авиньонских девиц (какой стрёмный перевод для «Les Demoiselles d’Avignon»). Пишут о том, что лицо — явная стилизация под африканскую маску (на картине лицо верхней правой девицы вышла существенно более прямолинейной отсылкой) с носом «в четверть бри» — английский перевод решает не запутывать туристов и говорит о «треугольном носе».
Справа — Фернан Леже, «Adieu New York», 1946. Пишут, что проживший несколько лет в США Леже был удивлён появлявшимся тогда подходом «выбросить проще, чем починить», а также следовавшим из этого подхода мусорными свалками. Здесь он собрал какие-то запомнившиеся ему на свалке предметы, вместе с проросшей через мусор зеленью.



Матисс, «Художник в своей мастерской», 1916-1917. Отмечают красивую инверсию — размышление о роли модели и художника — сам художник изображён на картине, и при этом вместо классической обнажённой модели, голым изображён опять же он. Около другой картины Матисса — «Porte-fenêtre à Collioure», 1914, справа — пишут об окне как метафоре, связи-границе между двумя мирами. Окно на картине слева действительно разграничивает два совершенно разных мира. А окно на картине справа меня давно уже интриговало, картина казалось совершенно не похожей на Матисса. Пишут, что картина оставлена незаконченной, но тут я как раз понимаю — незаконченное получилось настолько сильным, что руки не поднимаются в нём что-то доделывать.



Джино Северини, «La danse du pan-pan au „Monico“», 1909-1960. Я обожаю итальянский футуризм, когда на картине передаётся движение. В данном случае — изломами фигур, да и их количеством. Видно, что это толпа, что это танец, что там шумно. Странные даты картины объясняются тем, что оригинал пропал во время войны (не уточняют, какой именно), а в музее висит авторская копия 1960 года.



Двусторонняя картина Робера Делоне, 1905-1906. Я обожаю Делоне, но только на этом автопортрете обратил внимание, что здесь ему был всего 21 год. Ощущение примерно как перед песнями Цоя. Просто вот какие-то боги, а не люди. Берут не знанием, не опытом, не образованием — а каким-то непонятно откуда взявшимся, свалившимся на них даром. Фантастика. Пейзаж на обороте тоже хорош. Как там ещё реалистическая растительность на первом плане постепенно прекращается в откровенную абстракцию на заднем плане. И при этом видно, откуда у Сони Делоне потом пошли её бесконечные круги (её я люблю существенно меньше): Солнце нельзя нарисовать, но можно нарисовать производимый им эффект так, что станет понятно, что это — Солнце.



Шагал, слева «A la Russie, aux ânes et aux autres», 1911 — хочется перевести название как тост («За Россию, за ослов и за прочих»), но в сети есть вариант перевода «России, ослам и другим», или даже не обращающий на французское «склонение» вариант «Россия, ослы и другие». Это первая парижская картина Шагала, он явно увидел кубизм и пытается освоиться с ним. Пишут о символизме рыжей тёлки — Википедия пишет, что она при этом должна быть нерожавшей, а на картине пьют её молоко. А ещё пишут о буквально «потерявшей голову» возносящейся на небеса молочнице.
Справа — «Кладбище», 1917. Пишут, насколько революции 1917 года были важны для русских евреев (Парфёнов тоже очень хорошо эту тему раскрыл, если кто ещё не посмотрел его фильм). И что кладбище прекрасно ложится на технику кубизма, ты её поначалу даже не замечаешь!



Он же, «Свадьба», 1911-1912. Отличная процессия, рассматривать так же интересно, как итальянские картины Возрождения! Пишут, что в Париже Шагал подружился с Делоне, и что цветные полосы на небе — это явное заимствование от них. Ну и табличка «лафка», конечно же бросается в глаза.



На Шагале мы (я был с Юлей) зависли, потому что обнаружили, что его место рождения подписано как «Витебск (Белоруссия, в то время Российская империя)». Походили по соседним картинам, увидели Кандинского, он родился в «Москва (Россия, в то время Российская империя)» — первый раз вижу, чтобы «дефолтную страну» уточняли. И действительно, на других картинах было «Москва (Россия)». А иногда не соблюдали различие между «Россией» (нынешнее государство) и «Российской империей» (до СССР) — на Малевиче мы потом увидели «Киев (Украина, в то время Россия)». А умер Малевич вообще в «Санкт-Петербург, в то время Ленинград (Россия, в то время СССР)». Понятно, что это касается не только СССР — Жан Арп родился в «Страсбург (Франция, в то время Германия)». Очень интересная тема, как подписывать города и страны, если нужна отсылка к определённому времени.

Гончарова, слева «Пьяницы», 1911. Непонятно, почему во множественном числе. Но вообще картина однозначно напоминает клип Мужадоманету (странная история с этим клипом, посмотрел в первый раз по наводке московского товарища — спасибо, Коля! — ничего так, но не более. а потом уже несколько раз возвращался, пересматривал. очень хороший клип). Неудивительно, естественно, — и то, и другое вдохновлялось одними и теми же лубочными картинами. А справа — «Дама в шляпе», 1913. Тоже, пишут, познакомилась с кубизмом, смешала с футуризмом. Отличный (авто?) портрет!



Малевич, «Ощущение опасности» и «Белая лошадь», обе 1930-1931. Пишут, что обе картины — критика сталинизма. Крестьянин на первой картине убегает от двух домов без окон, между которыми окровавленный меч — та самая «кровавя гебня». Малевича в 1930 году арестовали как «германского шпиона», по какому-то чуду выпустили. Супрематизм замочили ещё до этого. На второй картине крестьянин без рук, как будто его закутали в смирительную рубашку (красного цвета — цвета партии).


Tags: art moderne, centre pompidou
Subscribe

  • Collection Pinault в Bourse de Commerce

    В Париже открылся ещё один музей современного искусства, я его давно ждал, Коллекция Пино в том красивом круглом здании на Châtelet. Теперь…

  • Le Chat déambule

    На Елисейских полях до следующей недели выставка Le Chat Гелюка (потом катается по Франции, откуда и название). Я когда-то писал о его совершенно…

  • NFT и современное искусство

    По радио в передаче упомянули недавнюю продажу цифрового произведения некоего художника Beeple за какие-то безумные деньги. Сказав, что это стало…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Collection Pinault в Bourse de Commerce

    В Париже открылся ещё один музей современного искусства, я его давно ждал, Коллекция Пино в том красивом круглом здании на Châtelet. Теперь…

  • Le Chat déambule

    На Елисейских полях до следующей недели выставка Le Chat Гелюка (потом катается по Франции, откуда и название). Я когда-то писал о его совершенно…

  • NFT и современное искусство

    По радио в передаче упомянули недавнюю продажу цифрового произведения некоего художника Beeple за какие-то безумные деньги. Сказав, что это стало…