green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Лувр, sweet Лувр

В Лувре очень много залов оказалось закрытыми. В частности, практически весь первый этаж, по которому я так хотел пройти. В итоге за 3 часа получилось пройти чуть ли не по всем открытым в тот день залам. Немного фотографий:

Гобелен «Смерть слона», Фландрия, 1530 годы. Обратите внимание на эпическую битву слова с единорогом слева:



А это так любимая Анютой инкрустация деревом, север Италии, начало XVI века. Фантастика! В отличие от мозаики, тут ещё и можно рисовать на каждом кусочке — особенно хорошо это видно, конечно, на раскрытой книге слева и нотах под нею.



«Гроб», Фландрия, XVI век. Тут надо понимать, что этот гроб всего 6 на 3 сантиметра. Заодно я узнал, как будет по-французски самшит — buis.



Это один из предметов, про которые я успел написать в Википедии (перевёл французскую статью + дополнил из журнала Лувра) — сень Карла VII. У неё прекрасная история: с XV века о ней успели забыть, случайно нашли на чердаке в 2008 году, немедленно продали Лувру. За время карантина сень успели перевесить в другой зал, и теперь она возвышается над непонятно куда ведущей дверью. Если учесть символику ковра — это задник трона, и ангелы несут котору, которая должна показываться над головой у сидящего на троне, — и представить, как из этой двери уборщики вытаскивают очередной пылесос, становится смешно.



Наткнулся на реконструкцию апартаментов мадам Рекамье — все знают известный «Портрет мадам Рекамье» Давида, настолько известный, что я когда-то радовался, увидев очень узнаваемую пародию на него Магритта. Оказывается, её диванчик отметился не только у Давида с Магриттом, но и на других картинах (в Википедии есть), более того, он и сам сохранился, и тоже стоит в Лувре.
На табличке Лувра он называется «Chaise longue» (русское «шезлонг» переводится как «transat», сокращение от «Transatlantique»), на сайте Лувра — «Lit de repos», а его современные братья могут называться по имени мадам Рекамьер: Récamière.



Henri Lerambert, «Похороны Амура» — отличная картина с ангелочками в траурных чёрных платках!



Louis Lagrenée, «Амур успокаивает аллегорию изобразительных искусств после нелепых кляуз её врагов» (L’Amour des Arts console la Peinture des écrits ridicules et envenimés de ses ennemis). Это сейчас нам всё это кажется «классикой», а современному искусству никогда не было просто :-)



Слева — Энгр, «Дон Педро Толедский, посол Испании, целует шпагу Генриха IV на лестнице Лувра», 1832 — мы видели эту картину на выставке про театр власти в малой галерее. Отличная была выставка, и совершенно по-другому теперь смотришь на все эти пропагандистские картины.
Справа — Adolphe Roehn, «Виван Денон в Испании возвращает останки Сида и Химены в их гробницы», 1809 — после картины с таким названием хочется узнать и историю. Я нашёл только испанский текст, в моей интерпретации перевода google получилось следующее. Дело происходит во время наполеоновских войн, французы захватили Испанию, и в частности монастырь, где был похоронен Сид с супругой. Понятно, что солдатня разграбила могилы, но следом за солдатами пришёл и Виван-Денон (первый директор Лувра, был с Наполеоном в Египте, и вообще великий человек), который попытался хотя бы частично восстановить ущерб, вернув кости на место. В найденном мною тексте хихикают, что на самом деле кости возвращал не сам Виван-Денон, а стоящий за его спиной на картине генерал. И что после смерти Виван-Денона, обнаружили в его вещах реликварий с надписью «часть останков Сида и Химены». Поддельные, конечно, пишет автор. Хмм...



Louis Léopold Boilly, просто красивый тромплёй. Мне когда-то такие очень нравились, но при этом я давно не натыкался на них в музеях.



Он же (у него в Лувре целый зал с названием «сцены парижских нравов»), «Вход в театр в день бесплатного представления». Сразу же вспоминаются «Дети райка» :-)



Зашёл «поздороваться» с лошадью Жерико — у меня про неё есть комикс. И с маленькими героями другого комикса (это Anthonie Palamedes, серия пяти чувств), но музыканта не было, он на реставрации :-)



Alexandre Hesse, «Торжественные похороны Тициана, умершего в 1567 году в Венеции от чумы». Почитал — действительно, Тициан умер от чумы, и действительно, его похоронили не как полагалось хоронить во время эпидемии (кремация — на картине видно только как люди убирают валяющиеся на пути следования процессии трупы), а вполне торжественно, в dei Frari (мы с Анютой даже видели его могилу). Зеваки в правом верхнем угла картины сидят на балкончике апартаментов смотрителя кампанили.



Обнаружил ещё один тупичок, в который я никогда не заходил — зал 947, «ванная, оформленная Камилем Коро». Каждая панель имеет своё название — Генуэзский залив, Тирольские ущелья и т.п. Ванную комнату в этом увидеть достаточно сложно.



По поводу потерянных мест Лувра: читаю как раз очередной детективчик Adrien Goetz, там упоминается наименее посещаемый зал Лувра — зал 174-175 с реконструкцией храма Baouît. Очевидно, немедленно захотелось туда зайти, хотя бы чтобы проверить, был я там уже или нет. Но этот зал тоже был закрыт.

Снова Коро, так и просится название «Венеция времён коронавируса», но нет, такой была Пьяцетта где-то в 1828-1834 годах.



Это снова специально для Анечки, она любит изображения «доисторических» походников (Anne-Xavier Leprince, «Зустенский перевал»).



Письмо библоского короля египетскому фараону, XIV век до нашей эры. Письмо на официальном для дипломатии аккадском языке, с использованием местных идиоматических выражений :-) После торжественного приветствия (бросаюсь тебе под ноги семь раз по семь раз) король просит фараона срочно прислать войска на помощь, иначе Библос падёт. Король также просит фараона не верить слухам о чуме в Библосе — это всё враги распускают, чтобы армия фараона не пришла Библосу на помощь. Прекрасная современная терминология в переводе: l’état sanitaire y est meilleur qu’auparavant. Ну и стандартная лесть в конце письма.



Вернулась с реставрации скульптура Осириса, которой не хватало для египетской экскурсии. Исиду и Нефтиду тоже развернули так, как они должны были стоять в присутствии Осириса — раньше они смотрели на посетителей.




В музее атмосфера «мы выжили, мы дожили, мы живы, живы мы!» — посетителей немного (около Джоконды очередь максимум на пару витков), но при этом на входе написано «на сегодня мест нет». Половина залов, как я уже говорил, закрыта, а в оставшихся радостно перекликаются смотрители — о, привет! сколько лет, сколько зим! Я задал одной из смотрительниц какой-то вопрос, она переспросила, откуда приехал мой чудесный акцент, и следующие 10 минут мы обменивались полезной информацией: она мне про то, где в Париже лучшие русские магазины (а правда, что по-русски творог называется «сирок»? у нас в Венгрии его называют именно так!), а я ей про Karambolage, в который наш диалог вписался бы просто идеально.

Музей то ли подготовили к возврату толп, то ли временные меры по поводу коронавируса — очень многие проходы сделали односторонними, зачастую приходится обходить целое крыло, вместо того, чтобы пройти по прямой. Пока народу немного (и смотрители улыбчивые), можно ходить и против течения, но это явно не продлится долго.

На выходе (я заходил через Porte aux Lions) увидел, что основной вход в музей в очередной раз переделывают. Старые пропускные пункты стоят пустыми, а внизу, под пирамидой, поставили турникеты. Наверное, это немного упростит вход — можно войти через любой из трёх входов, а потом по балкону перейти в то крыло, куда ты изначально собирался (когда Джоконду переносили на второй этаж, в то крыло очередь стояла просто неподъёмная). Но сама идея турникета — кажется, что он автоматически замедлит поток. Посмотрим.


Tags: louvre
Subscribe

  • Louvre : Le Corps et l'Âme

    В Лувре была выставка, посвящённая итальянской скульптуре Возрождения. Мастерская Мантенья, гравюра 1495 года. Это не скульптура, но почти что —…

  • Grande Galerie №14

    Рассказывают о том, как строили «новые залы» (журнал 2011 года, к залам с тех пор уже успели привыкнуть) для исламской коллекции Лувра. На всякий…

  • Grande Galerie №13

    Встретил в журнале новое, несомненно очень полезное слово: dactyliothèque — коллекция отпечатков гравированных камней, например тех, что были…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments

  • Louvre : Le Corps et l'Âme

    В Лувре была выставка, посвящённая итальянской скульптуре Возрождения. Мастерская Мантенья, гравюра 1495 года. Это не скульптура, но почти что —…

  • Grande Galerie №14

    Рассказывают о том, как строили «новые залы» (журнал 2011 года, к залам с тех пор уже успели привыкнуть) для исламской коллекции Лувра. На всякий…

  • Grande Galerie №13

    Встретил в журнале новое, несомненно очень полезное слово: dactyliothèque — коллекция отпечатков гравированных камней, например тех, что были…