green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Михаил Сегал

Посмотрел недавно (спасибо, Самуил!) фильм Рассказы и сразу влюбился в режиссёра. Вот бывает такое (у меня буквально пару раз в жизни бывало), когда смотришь фильм или читаешь книгу, и вдруг понимаешь, что это — твоё. Наверное, не только твоё, но всё равно сложно поверить даже, что кто-то может настолько же хорошо чувствовать это. Как будто ты сам это написал — ну или точнее / скромнее, но и банальнее: «сам бы лучше не написал».

С одной стороны достаточно простая форма: четыре слабо связанные друг с другом новеллы, четыре короткометражки сверстали в один фильм. А оторваться невозможно — посмотрел сначала сам, потом ещё раз с Анютой. И отдельная «вишенка на торте» — песня в заключительных титрах. Фильм целиком лежит на youtube, но вот прямая ссылка сразу на заключительную песню — примерно тот же эффект, что и у Stromae, когда он взял до боли знакомую тему Кармен и чуть-чуть подправил слова, переиначив полностью смысл, и ты слушаешь одновременно и оригинал и переделку, а удовольствие получаешь от осознания и понимания разницы между ними. Здесь то же самое, только выходит ещё ближе — потому что в роли «Кармен» выступает «Интернационал».

4 новеллы. «Мир крепежа» с совершенно узнаваемой парой, которая, как и все, хочет быть не такой, как все — а в фильме это прекрасно доводят до полного абсурда. «Круговое движение», начинающееся с гениальной фразы «поворачивай направо... да-да, проезжай под кирпич, там все ездят...», и ею же и заканчивающееся. «Энергетический кризис» лично меня не затронул, но мне всю эту тему с экстрасенсами и «всё на самом деле не просто» очень сложно воспринимать как-то так, чтобы хотя бы не сразу в штыки. Ну а заключительная «Возгорится пламя» — это просто торт-наполеон, столько там слоёв, и каждый видит какие-то свои. Очень, очень хороший фильм!


Понятное дело, сразу же после просмотра (второго) полез в интернет искать, что он ещё снял. Снял Сегал ещё Кино про Алексеева, фильм тоже лежит в сети. Совершенно непохоже, но снова очень точное попадание. Узнавание каких-то деталей, даже тех, которые я не застал и застать не мог (в фильме действие происходит в 2000-е, но главный герой из 1960-х, и нам регулярно показывают его молодость). И при узнавание чего-то из своей нынешней жизни (пусть и тоже косвенно из тех же 1960-х): современный детский хор, разучивающий какую-то «французскую песенку», в которой внимательный слушатель узнаёт великую Je t’aime... moi non plus Генсбура (отличный выбор для детского хора, я считаю).

После фильма решил посмотреть интервью режиссёра, и он оказался просто восхитительным. Такое ощущение, что он просто физиологически не может ответить на вопрос, не до конца. Никаких компромиссов: он внимательно слушает вопрос, у него явно в голове начинают крутиться миллиарды шестерёнок, он пытается оформить и выдать наружу ответ, который описывал бы целиком всё, происходящее у него в голове — очевидно, это совершенно неисполнимая задача, поэтому половину ответов можно переформулировать как «это очень интересный вопрос, на который я не могу ответить», только занимает этот ответ 10 минут, и слушать его безумно интересно :-) При этом, вопрос может быть как классным, так и совершенно идиотским — режиссёр всё равно искренне старается на него ответить. Результат при этом будет тем же. Очень «наш» человек.


Посмотрев (как обычно дважды, второй раз с Анечкой) «Алексеева» полез искать фильмографию уже целенаправленно. Следующий фильм — Слоны могут играть в футбол, и я снова смотрю его дважды. И снова смотрю презентацию фильма режиссёром, и он снова искренне пытается ответить на задаваемые ему вопросы :-) На полном серьёзе. Даже на такие, за которые стыдно даже будучи зрителем youtube.

Этот фильм лично мне напомнил L’Homme qui aimait les femmes Трюффо. Но я и там не узнавал собственные ощущения ни в одной критике фильма, и тут, боюсь, буду в меньшинстве. Как по мне, этот фильм о том, что бывают человеческие отношения, не попадающие в какие-то стандартные категории: друг, любовник, папа, однокурсник, сосед и т.д.

Проще всего начать издалека, через мой старый пост про Love Actually — там авторы сделали «калейдоскоп» из стандартного кинематографического сюжета, и одна из вариаций на заданную тему «мальчик встречает девочку» была в виде, когда в роли конкретной девочки выступает вся женская половина человечества, человек влюбляется в платонову идею, в абстрактный класс женщин. Условный «бабник», который спит «со всем, что движется». У Трюффо примерно то же, но тоньше, его героя уже не назвать бабником, но у него такое же влечение ко всем женщинам мира. У Сегала ещё интереснее — у него необычен не только предмет, но и само чувство. Это не любовь, это не дружба, это не покровительство — это такое вот особенное чувство, для которого у нас пока ещё нет отдельного слова. Когда тебе приятно и комфортно именно в этом отношении. Тебе не нужно «большего» (на пресс-конференции половина вопросов была именно об этом: если он такой хороший, почему же он, чёрт побери, не переспал со всеми этими девочками?!), для тебя самое большее, что только вообще возможно — это именно это отношение. Но поскольку оно непривычное, его ни сам герой не вербализирует, ни героини не понимают (у них в глазах регулярно так и читается: блин, чего же он от меня хочет?), ни тем более окружающий мир. Который активно пытается загнать незнакомое в рамки знакомого.

Справедливости ради отмечу, что Анюта совсем по-другому восприняла эту линию сюжета. Для неё это просто поиск героем роли отца. Опоздал в своё время обзавестись семью, пытается нагнать, как может. И поэтому, в частности, он так реагирует, когда одна из героинь говорит, что хочет познакомить его с папой — каким папой? А он тогда кто? В его картине мира никакого папы быть не может.

Шикарный фильм. Он есть на ivi — сайт показался каким-то очередным пиратским стримингом, но нет, это таки легальная платформа (этот фильм бесплатно). Вообще, непонятно, можно ли как-то заплатить Сегалу «за билет» на все эти фильмы, очень хочется (Сегал книги выпустил, потому что всё это снято по его сценариям — хотя бы их нужно купить). На какой-то пресс-конференции упоминали прокат одного его фильма, когда тот шёл одну неделю в одном кинотеатре, один сеанс в день. Точнее даже в ночь, потому что это был сеанс в 2 часа ночи. Собственно, ответ режиссёра на этот вопрос меня и вдохновил на этот пост — друзья, гениальные фильмы, смотрите сами, передавайте дальше.


У Сегала есть ещё фильм «Franz + Polina» — я посмотрел, но это вот откровенно не моё. Наверное, тоже хороший фильм, но я не могу уже смотреть фильмы про белорусских партизан, про блокаду Ленинграда, про евреев в концлагере и пр. Просто вот физически уже сложно, перекормили в детстве. Тем более сложно воспринимать это не как кусочек истории, а именно как произведение искусства.

А в октябре этого года у Сегала вышел ещё один фильм — Глубже! Очень хочется посмотреть. Но как это сделать, пока непонятно.
Tags: kino
Subscribe

  • Pour la science № 503

    Классная фраза об эволюционном преимуществе поедания отравленных растений — при условии, что ты научился не умирать от них. После чего рассказывают…

  • BNF : Le monde en sphères

    Я узнал про эту выставку давно, когда она была в Абу-Даби. Делали её Лувр вместе с BNF, поэтому после Эмиратов её  привезли в Париж. Тема мне очень…

  • La saga des calendriers

    Не помню, где я наткнулся на эту книгу — издание моего любимого журнала, но достаточно старое, вряд ли его реклама могла быть в недавних выпусках.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • Pour la science № 503

    Классная фраза об эволюционном преимуществе поедания отравленных растений — при условии, что ты научился не умирать от них. После чего рассказывают…

  • BNF : Le monde en sphères

    Я узнал про эту выставку давно, когда она была в Абу-Даби. Делали её Лувр вместе с BNF, поэтому после Эмиратов её  привезли в Париж. Тема мне очень…

  • La saga des calendriers

    Не помню, где я наткнулся на эту книгу — издание моего любимого журнала, но достаточно старое, вряд ли его реклама могла быть в недавних выпусках.…