green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Black mirror

На France Culture когда-то рассказали про очередной сериал (предыдущий мой улов там был Le bureau des légendes). По описанию настолько захотелось посмотреть, что подписались на Netflix. Правда, после первой же серии я понял, что смотреть сериал буду я сам, изредка пересказывая Анюте лучшие моменты — сериал часто достаточно жёсткий и навевающий ощущение безысходности. Если кто не в курсе, каждая серия там как отдельный фильм, никакой связи между ними вообще нет. Кроме заявленной цели: показать, к чему могут привести уже существующие в обществе тенденции, в основном в области «высоких технологий», но не только. Сериал откровенно неровный, поэтому мне захотелось сделать эдакий personal guide.
*** - прямое попадание в заявленную цель сериала, и при этом красиво снято
** - лично мне понравилось, но сериал выжил бы и без этого эпизода
* - лучше бы этого эпизода в сериале вообще не было

2011 год
«The National Anthem»*** — очень красивое начало для сериала. Проблема: ассиметричная угроза, о которой чаще говорят в контексте привычного терроризма, может распространиться дальше. В серии кого-то там похитили, а вместо привычного миллиона долларов и вертолёта требуют, чтобы премьер-министр страны в прямом эфире занялся сексом со свиньёй. Авторы показали не только основную линию, они попытались покрыть максимальное количество точек зрения на эту тему. Не просто «и что же делать бедному министру, он на это не подписывался?», а и что скажет его жена, как будут реагировать люди, какие вообще есть варианты реакции?
«Fifteen Million Merits»* — утопия с ярко-выраженной иерархией, построенной вокруг славы, мечты попасть в телевизор. Ну и показали, как эта мечта поедает людей, какими бы искренними они изначально ни были. Ничего нового.
«The Entire History of You»*** — что, если у нас будет возможность перемотать и пересмотреть собственные воспоминания? Проблема в том, что они объективны. Там, где психика предпочтёт забыть, списать на неточность воспоминаний — объективная запись сведёт с ума и тебя, и окружающих.
2013 год
«Be Right Back»*** — что, если у нас появится возможность создать ИИ и обучить его имитировать конкретного живого человека. Скормить ему базу наших мейлов, социальных сетей, запись голоса, фотографии — и получим такого голема, способного утешить вдову после гибели любимого мужа. Очевидно, что получим разрыв между «настоящей жизнью» и «жизнью воспоминаний», и в серии эту тему очень красиво развернули.
«White Bear»** — сложно без спойлеров, но эта серия о том, насколько далеко можно идти в наказании за преступление. И насколько люди становятся бесчеловечными, если им сказали, что «можно». Вопрос, очевидно, не новый, были (как минимум на уровне интернет-бессознательного) какие-то исследования о студентах, которым разрешали пытать других студентов — эта тема была, есть и будет всегда. Но сняли очень красиво.
«The Waldo Moment»*** — насколько «человек с улицы» может вмешиваться в обсуждение политики? Кажется, почему бы и нет — а если он своим поведением уничтожает всю возможность серьёзного обсуждения? Ну вот такой вот харизматичный и всем нравящийся клоун, который на любую фразу может пёрнуть, да так, что все позабудут, о чём шла речь. Наверное, тоже вечная проблема, но конкретно сейчас она просто очень актуально звучит, и сняли прекрасно. Один из моих любимых эпизодов.
2014 год
«White Christmas»* — набор симпатичных новелл, без спойлеров просто невозможно, но в общем серия мне не понравилась.
2016 год
«Nosedive»** — очень актуальная ныне тема социального рейтинга. Чем лучше ты вписываешься в правила общества (вовремя платишь кредит, переходишь дорогу только на зелёный свет), тем больше тебе плюшек. И существующие-то системы рейтинга люди стараются накручивать всеми доступными им средствами — а если от этого рейтинга будет зависеть вообще всё? Всё предсказуемо, но опасность совершенно безобидного, казалось бы, принципа показали красиво.
«Playtest»* — вообще показалось не в тему. Простой ужастик на тему компьютерных игр, которые проецируют напрямую в мозг; сумасшедшие гении, тестирующие на главном герое не до конца проверенную программу, ну и всё такое прочее.
«Shut Up and Dance»*** — хакер собирает информацию о разных людях и шантажирует их. Очень хорошо показали переход на совершенно другой масштаб, когда шантажисту не нужно знать лично каждого шантажируемого, всю жизнь охотиться за его данными. Достаточно хорошего компьютерного вируса — и жертв он за один день наберёт столько, сколько ему нужно. Тоже очень своевременная серия. Мы с Анютой обсуждали — насколько реально шантажировать нас, насколько лично мы достигли того просветления, когда мы можем сказать «нам пофиг», какие бы там фотографии нас у шантажиста ни были. И поняли, что а) хорохориться можно, сколько угодно, узнать наверняка, надеюсь, не придётся, б) наличие ребёнка (и родственников вообще) однозначно подрывает твою уверенность. Да, я могу отказаться общаться или работать с людьми, которые слишком серьёзно отнесутся к фотографии моей голой задницы, но и не смогу потребовать этого от своего сына, если из-за моей задницы его начнут троллить друзья.
«San Junipero»** — очень красивая серия о доме престарелых в духе «Матрицы», когда тебе подсовывают мир, в котором тебе было комфортно. Даже немного жаль, что в серии нет страха перед этой «новой реальностью», это вообще чуть ли не единственная ми-ми-ми-серия.
«Men Against Fire»*** — очень хорошая идея: изменять солдатам видимую реальность (можно представить солдата в VR-очках, в фильме сделали это чуть более футуристически), чтобы они видели врагов даже не людьми, а какими-то совсем не вызывающими эмпатию животными. Это очень важная сейчас тема. Мы в любом споре крайне быстро научились скатываться на обесчеловеченье противника. Вот эти все «тролль», «бот», мозги промыты" — это именно оно. «Распятые мальчики» и «пьющие кровь христианских младенцев жиды» — туда же. Только в случае с VR ты сразу видишь обман, а в реальной жизни эта же манипуляция издалека заходит — не просто надеть тебе очки на глаза, а сделать так, чтобы ты сам дорисовал нужную картинку. Ведь правда же тролли вокруг.
«Hated in the Nation»*** — одна из самых лучших серий. О сетевой ненависти. Несколько раз за серию переворачивали твоё отношение к происходящему, а концовка просто прекрасна: героиня нашла «главного злодея», он поворачивает за угол, она поворачивает за ним, экран тухнет, идут титры — и ты ловишь себя на том, что ты точно такой же, как и все идиоты из этой серии, ты точно так же сидишь и хочешь, чтобы она его догнала, чтобы она его убила. Like, like, like, die, die, умри, сволочь. Настолько хорошо, что я, наверное, буду даже пересматривать.
2017 год
«USS Callister»** — развили одну из тем «White Christmas», когда с человека делают «цифровой слепок». Он «живёт» в отпущенном ему виртуальном мире, совершенно не чувствует себя «ненастоящим» — что с ним можно делать, чего нельзя? И что ему делать? Интересно, но слишком уж далёкая от нас реальность, чтобы не казаться научной фантастикой. Поставил бы и одну звёздочку, но красиво сняли. Шелдон одобряет :-)
«Arkangel»*** — ужастик для любого родителя. Чрезмерно опекающая ребёнка мать (это со стороны кажется, что чрезмерно, она-то уверена, что это самый минимум — мы все в себе аналогично уверены) вживляет чип ребёнку, чтобы никогда его не потерять. До какой степени можно таким образом следить за ребёнком? Вообще, самый ужасный вопрос родителя — до какой степени вот этот человечек подчиняется тебе, и с какого момента начинается его свобода? Понятно, что ты не можешь выбрать для него партнёра — но если тот, кого он выбрал ну совсем ужас-ужас (секс, наркотики и рок’н’рол)? А у тебя при этом — благодаря твоей слежке — есть не просто уверенность, что ты не сам всё придумал, что всё именно так и есть. У тебя есть ещё и возможность помешать «мерзавцу»? Наверное, потому, что у меня тоже есть ребёнок, тема показалась очень близкой. С другой стороны, и вокруг меня она всплывает регулярно — я уверен, что в ближайшее время особо опекающие родители начнут таки чипировать себе деток.
«Crocodile»* — стандартный ужастик о том, как маленькое преступление тянет за собой всё большее и большее, и что крокодил никогда не отпустит свою жертву. В сериал попало исключительно из-за машинки, позволяющей визуализировать чужие воспоминания — очень удобно для полиции во время опроса свидетелей, главное, чтобы свидетели во время опроса случайно не вспомнили что-то другое. Не самая интересная тема, сто раз уже обсосанная, а в сериал и вовсе за уши притянуто.
«Hang the DJ»** — общество, где встречи юношей с девушками устраивает мудрый алгоритм. Первые встречи (а длятся они от часа до нескольких лет) пробные, чтобы собрать о тебе информацию. Зато потом тебе обещают просто идеально подходящую тебе половинку. Тема интересная, но серия сделана ужасно предсказуемо. Впрочем, концовка напоминает моё любимое «Шоу Трумена», за что лично от меня режиссёру большое спасибо :-)
«Metalhead»* — я вообще не понял, что эта серия делает в сериале. Классический пост-апокалипсис, когда выжившие завидуют умершим.
«Black Museum»* — ещё один «капустник», где собраны несколько маленьких историй. И самая, наверное, страшная для меня серия — некоторые сцены было просто физически невозможно смотреть. Общее ощущение: слишком далёкое будущее, научная фантастика о пересадке разума и т.п.
2018 год
«Bandersnatch»* — «интерактивная» серия, где зритель может выбирать «да/нет» в предложенных ему местах, слегка влияя на сюжет. Не досмотрел. То, что 20 лет назад казалось интересным экспериментом с новыми медиа, сейчас выглядит как зачем-то откопанный старый принцип книжек, «героями которых являетесь вы». В формате книги, да ещё для 10-15 летнего читателя может и сойти.
2019 год
«Striking Vipers»*** — однозначно, самый лучший с моей точки зрения эпизод! О том, как в виртуальном мире мы можем отличаться от себя в реальном мире. И как жить дальше с этой разницей. Собственно, о том, что виртуальный мир — тоже реален. И то богатство, которое он предоставляет нам в выборе «аватаров», нужно как-то стыковать с привычной жизнью. Очень неожиданная, и очень красивая серия.
«Smithereens»** — слишком затянутая, на мой взгляд, серия. Целый час огромного действия для того, чтобы сказать достаточно простую мысль — гаджеты / социальные сети созданы для того, чтобы захватывать наше внимание, забирать наше время. Это не баг, это их принципиальная характеристика, на ней основана вся их бизнес модель. И отмазка «я всего лишь программист / я всего лишь картинку нарисовал / я совсем не это имел в виду» не работает. Это такая же машина по производству наркотиков, как маковые поля в Афганистане. Очень важная тема, но реализация мне не понравилась. P.S. Разговорились на эту тему с Анютой, и я понял, что здесь можно меня неправильно понять. Речь идёт, конечно же, не о снятии ответственности человека, подсевшего на этот наркотик. Речь о том, что в обществе у социальных сетей появляется негативная коннотация, точно такая же, как у работы на алкоголь или сигареты. Понятно, что не у всех, но у многих есть предубеждение — фу-фу-фу, на сигареты я работать не пойду ни при каких условиях. Вот такое же постепенно, очень аккуратно, но появляется, применительно к работе на facebook, на twitter и пр.
«Rachel, Jack and Ashley Too»* — от сериала здесь только в очередной раз скопированная в неодушевлённый предмет личность, а сам сюжет мне показался ни о чём. Одиночество подростка, утешение в виртуальном мире — уже избитая тема.
Tags: future now, kino
Subscribe

  • Ещё об эффективности вакцины

    Мои выкладки по поводу эффективности вакцины были сделаны реально «на коленке» — они давали общее представление об эффективности, не учитывая…

  • Нас большинство!

    Le Monde пишет о недавнем исследовании IFOP на тему религиозности французов. Подобные исследования проводятся регулярно, и вот, впервые большинство…

  • Cour de justice de la République

    Прочитал в Le Monde о том, что во Франции есть специальный суд для того, чтобы судить членов правительства за преступления, которые те совершили…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • Ещё об эффективности вакцины

    Мои выкладки по поводу эффективности вакцины были сделаны реально «на коленке» — они давали общее представление об эффективности, не учитывая…

  • Нас большинство!

    Le Monde пишет о недавнем исследовании IFOP на тему религиозности французов. Подобные исследования проводятся регулярно, и вот, впервые большинство…

  • Cour de justice de la République

    Прочитал в Le Monde о том, что во Франции есть специальный суд для того, чтобы судить членов правительства за преступления, которые те совершили…