В этот лагерь я привёз рассказ о расшифровке Энигмы, на базе книги, о которой я уже писал когда-то. Плюс, прикрутил парадокс заключённых из Pour la Science — идеи с кольцами мне почему-то показались похожими, уже в процессе подготовки я понял, что кроме слова «кольцо» там мало чего общего, но про парадокс рассказать всё равно хотелось (это была единственная «практическая» часть лекции, формально я задавал вопрос в зал), надеюсь, никому эта часть не показалась совсем уж чужеродной.
Мой рассказ был о том, как появилась идея механического шифрования (англичане много чего расшифровали во время Первой мировой, а потом начали об этом трезвонить на весь белый свет), как оно было устроено (благодаря Шветке у меня в руках был наглядный макет Энигмы, сделанный из коробки чипсов), как о нём узнали (французские спецслужбы и немецкий предатель), как его научились ломать (поляки), и о гонке вооружений во время войны (англичане против немцев). В следующий раз (если к осени отменять карантин) хочется продолжить примерно в том же формате: у нас есть старые шифры, появляется следующее поколение шифров (PGP, RSA), которые кажутся неломаемыми, после чего начинают появляться идеи о том, как к ним можно подступаться.
После рассказа собрались поболтать на эту же тему, благо про Энигму все что-то читали, все что-то думают. И очень интересно смотреть, как страна проживания постепенно превращает нас в своих жителей. У меня в рассказе был эпизод об использовании Энигмы Британией после войны: якобы они раздали машину всему Commonwealth как надёжную немецкую технологию, утаив факт расшифровки её британскими спецслужбами. Эпизод из книги индийского автора, поэтому он с удовольствием обижается за Commonwealth. Я из Франции, поэтому с удовольствием поверил и пересказал эту байку. Ребята из Англии с удовольствием попытались защитить честь родины. Очень интересный феномен.
Попытались с ребятами запустить «большую игру», и как-то не получилось. И идей не хватило (на фотографии слева мы отчаянно пытаемся допилить дерево технологий, в то время как — фотография справа — Андрей гоняет по лесу, развешивая символизирующие эти технологии печати), и погода была мерзкая (дети вернулись после пары этапов мокрые и грязные; впрочем, некоторые вежливо говорили, что им понравилось).
Ещё я, конечно же, помогал с игротекой. От себя мы притащили «Through the Ages», подсадили на неё наших деток (белое лицо Эли на фотографии — это не эмоции от игрушки, а параллельная подготовка к Хелловину — я тоже собирался раскраситься, благо Марина очень классно всё это подготовила, но завис на игрушке). И вообще много играли — уже классический «Azul», совсем классическая «Эволюция».
Дети в очередной раз самоорганизовались в ролёвку — Эдуард с Даней монстры! И по уровню подготовки к игре, и по способностям терпеть в качестве игроков этих маленьких паразитов. Наш мальчик пропал в первый же день, видели мы его только изредка за едой.
Очень полезный навык оказался — сейчас карантин, и дети каждый день созваниваются играть по интернету. Надеюсь, их надолго хватит...
Дошёл, наконец-то, до Светиной гончарной мастерской — кайф! Очень правильная тактильная мастерская.
Словил себя на необычном ощущении от медленности происходящего. Понятно, что лагерь вообще суматошное мероприятие, но и вся жизнь, кажется, ускорилась. Часто говорят о «клиповом мышлении», о крайне коротком периоде времени, когда человек способен держать внимание, концентрироваться — я здесь, похоже, впервые почувствовал это на себе. Когда одновременно получаешь удовольствие от происходящего — и тут же шило в заднице кричит «так, с этим всё понятно, понравилось, но надо срочно бежать дальше, вдруг чего интересное пропустишь!»
Это не дело, конечно. Надо ещё активнее замедляться.
Олина «историческая» мастерская. 2019 год — юбилей 1989 года, поэтому тема была «откуда мы уехали». Приятно поговорили. Я всё время опасался, что свалимся в «аналогичная история произошла в Чешских Будейовицах», но каким-то чудом не свалились. И всё равно, какая-то настороженность осталась. Почему-то кажется, что не та это тема. Не могу сформулировать, почему.
Из запомнившегося в выступлениях — луковый салат «Чиполлино» на полдник в детском саду. Луковый, Карл. На полдник, Карл. В детском, Карл, саду.
И выступление Якоба, единственного взявшего слово «иностранца». На фоне наших рассказов о том, как мы переехали из России, он рассказал о том, почему он хотел бы переехать жить в Россию. И очень странное ощущение. Когда с одной стороны ты и согласен с ним (какие прекрасные люди! какая душа, доброта, широта!), и даже радуешься, что вот де мол, заметили, ценят. А с другой — понимаешь, насколько этого недостаточно для того, чтобы его слова можно было хотя бы как-то серьёзно рассматривать. И сам на себя злишься — вот не собирался русофобствовать, а что ты тут ему скажешь? Ну какой переезд, ну какой Байкал? По залу непрерывно бегала «как в кафе удачно брошенная фраза» про необходимость отличать туризм от эмиграции.
Тут, конечно, и в формат мастерской его рассказ не вписывался, и формулировка корявая — он потом сам переформулировал, что это было не «почему я хочу переехать», а «почему я хотел бы переехать». Точнее даже, «что меня могло бы подтолкнуть в идее переезда». Везде, типа, можно и нужно искать положительные черты.
Книжный клуб был «взрослый» про «Метро-2033» и детский про «Цацики». Мы начали читать «Цацики» Натанкину, книга ему даже более-менее понравилась, но на саму мастерскую Натан не пошёл. Книгу тоже вскоре забросили. У него вообще отсутствует вот этот интерес «а что там дальше?»
Вот читаем какую-то книгу, всякий раз с трудом отрываемся, Натан хочет, чтобы ему читали ещё. Но это жажда процесса, назавтра можно взять другую, произвольную книгу, такое ощущение, что он этого даже не заметит. И уж точно не напомнит о вчерашней книге. Читать интересно, а что там было или будет — нет. Мне это «невозможно представить, ещё сложнее понять».
Зато пришедшие на мастерскую дети успокоили нас, показав, что не только наш мальчик не может усидеть на месте. И как забавно наблюдать, когда сидят в комнате 5 детей с шилами в попе, здесь же сидят 5 их родителей. И каждому стыдно именно за своего, других детей он просто не замечает. А тебе и хочется их обнять: «расслабься, нормальный у тебя ребёнок» — и понимаешь, что сам точно так же сидел и одёргивал своего «да перестань ты уже вертеться», будь он здесь.
Андрей с Машей опять поставили спектакль, на этот раз давали Борькину версию «Ромео и Джульетты».
Вот этот мем «о, яд, как удачно» у нас прижился. Там просто по сценарию Джульетта выпивает фальшивый яд, приходит Ромео, и вместо того, чтобы заколоться, тоже принимает фальшивый яд. Просыпается Джульетта, в отчаяньи принимает яд, потом просыпается Ромео, ну и так далее. Под конец пьесы они уже совсем старые, но продолжают просыпаться по очереди и упиваться
Андрей — монстр, сделал и притащил картофельную пушку. И пока она работала (на фотографии слева тот самый момент «упс», когда вместе со снарядом полетело и дуло), детей от стрельбы оторвать было невозможно.
Просто пара красивых фотографий с мыльными пузырями. Наш мальчик космонавт:
И совершенно фантастически словленный момент, когда пузырь разлетелся как будто бы по швам:
Жаль, что не попал на рисунки с тенями. Очень хорошая идея, и результаты мне потом понравились, но вот не дошёл.
А самое обидное — пропустил в первый вечер Борькину игрушку! Он сделал «Code names», где вместо слов были наши фотографии. И ассоциации нужно было придумывать на людей. Шикарная идея, и играть явно было классно, но, скорее всего, игра одноразовая. Оттого и особенно жаль, что пропустил.