green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Petite galerie

Большая редкость, я пишу в ЖЖ про выставку, которая ещё идёт. Что коронавирус животворящий делает-то!

Это пятый сезон Малой галереи Лувра, выставка «Фигура художника». Понятие «художника» в смысле автора произведения, каким бы то ни было. В Античности смешивались понятия «мастера» и «артиста» (снова, в европейском смысле, то есть включающий в себя всех этих художников, скульпторов, писателей и прочих «деятелей искусства»). Постепенно, в той же Античности начинают появляться подписи на предметах о том, кто их сделал. Появляется и понятие престижного автора, чья подпись может увеличить стоимость произведения.

Один из первых примеров подписанного произведения — стела мастера, писца и скульптора Иртисена, 2033-1982 годы до нашей эры.



Датировка одновременно с точностью до года — и при этом растянутая на пол столетия, потому что стела не датирована, но можно достоверно узнать, при каком фараоне Иртисен её сделал. Для этого достаточно прочитать первые несколько строк, это вполне реально, я в УБЗ рассказывал как. Текст читается сверху вниз, справа налево. На первой строчке написано «во здравие, во здравие», после чего перечисляются титулы фараона, а потом в картуше его имя. Это Ментухотеп II.
(если вы реально прошли по предыдущей ссылке и пытаетесь найти именно эти буковки в Википедии, имейте в виду, что Ментухотеп II 3 раза менял своё имя, и по старой египетской традиции каждый раз новое имя писалось несколькими вариантами; наш вариант — это «имя Ра», причём оно одинаково пишется во всех трёх версиях; ну вот как можно не любить эту цивилизацию?!)
Вторую строчку я не понимаю, зато третья начинается с символов, которые я тоже разбирал в УБЗ, они обозначают что-то в духе «посвящает этот храм...», после чего идут 4 символа (пирамида, глаз, трон, фараон), обозначающих Осириса. Действительно, эту стелу Иртисен посвятил Осирису.



А вот дальше идёт текст, из-за которого стелу поставили на выставке — это первый документ, в котором исполнитель (писец-скульптор) не анонимен, он подписывается. Сначала текст расписывает знания и мастерство Иртисена (знает иероглифы, разбирается в магии, далее по списку). А на последней «подчёркнутой» строчке — подпись автора: два глаза, посох, вода, «нос», флаг и «линза» (на левой трети строчи).



В эпоху Возрождения появляется следующий уровень «подписи» — автопортрет. Пишут, что это выглядело вызывающе — раньше на картинах рисовали только крайне знатных персонажей, а вы кто такие? Но при этом в литературе этот же приём, когда автор вписывает самого себя в произведение, вроде как существовал уже давно.

Вот это — первый французский автопортрет, Jean Fouquet, 1452. Это не самостоятельная картина, а медальон, обрамлявший диптих, но тем не менее. Мало того, что себя нарисовал, ещё и подписался.



Andrea Solario, «Голова Иоанна Крестителя», 1507. Автопортрет здесь тоже есть, но не в виде святого, как может показаться на первый взгляд, а — нужно тщательно присмотреться — отражением на ножке чаши. У меня подобные картины всякий раз вызывают в памяти ассоциацию с романом Курта Воннегута, где какой-то армянский художник оставил после себя огромную картину, в каждой капельке росы на которой отражалась вся его мастерская.



Здесь уже другой аспект фигуры художника — мифы и апокрифы. На этой картине (на самом деле это поднос, но с репродукцией Фрагонара) изображён слепой Микеланджело, восхищённо ощупывающий очередную римскую статую. На самом деле, пишут кураторы, Микеланджело никогда не был слепым, но легенду эту пересказывают с XVII века.



Слева — статуя неизвестного римского автора II века нашей эры. Она подписана именем Праксителя, греческого скульптора IV века до нашей эры. Подпись, вероятно, современная, скорее всего попытка выдать статую за известную по Плинию Старшему утерянную Венеру Праксителя.
Справа — ещё один анекдот из жизни великих, и снова Пракситель. Это статуя XIX века, изображающая Фрину, куртизанку, модель и любовницу Праксителя (в частности, автора первого ню в истории греческих статуй). По легенде Фрину обвинили таки в кощунстве, в суде её пытался оправдать великий оратор, но его слова не производили должного эффекта на судей. Тогда он сорвал со своей подзащитной одежды (в представленной на выставке статуе более мягкий вариант, когда Фрина раздевается сама по знаку своего адвоката), и открывшиеся красоты заставили судей переменить своё мнение.


Tags: louvre, petite galerie
Subscribe

  • Queimada

    Ещё несколько игрушек из нашей ассоциации. Жизнь вернулась, люди собираются как минимум два раза в неделю (вторник + пятница), а иногда ещё…

  • Queimada

    Ещё куча игрушек из нашей ассоциации. Cooper island — очень красивая механика зарабатывания ресурсов. У тебя есть остров, ты на него по каким-то…

  • Линьяно 2021

    Этим летом устроили себе «День сурка» второго порядка: после года, проведённого как один нескончаемый день, решили провести летний отпуск в точности…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments