* начало — на Землю попадает «человек с Марса».
* про должность «идеального свидетеля»: на вопрос «какого цвета дом?» он отвечает «с того места, где я нахожусь, та сторона, которая к нам обращена, выглядит белой» — на самом деле в книге ответ свидетеля оказался существенно проще, это уже я идеализировал, потому как мне такой образ формулирования очень близок :-)
* и про то, как человек с Марса основал какую-то коммуну, и что у них там на входе стоял тазик с деньгами — внутри деньги не нужны, а выходя наружу, ты можешь взять себе столько, сколько потребуется. Понятно, что в общаге 1990-х эта деталь не могла не зацепить моё воображение.
Давно хотелось перечитать книгу, а тут с одной стороны её упомянули в «Книжном базаре», а с другой стороны на France Culture началась забастовка, и мне стало нечего слушать во время пешей части моей дороги на работу. Нашёл аудиокнигу, и это, наверное, был первый успешный опыт аудиокниги. Текст простенький, ни разу не возникало желания вернуться к уже прослушанному, чтобы лучше его понять.
В этот раз в глаза бросалась не экзотика классической фантастики — бластеры, флипнём до космопорта, вот это вот всё. Интереснее было слушать книгу, как документ ушедшей эпохи — формально там какое-то отдалённое будущее, но на самом деле это же западный мир 1960-х. Точнее даже «до 1968». Это тот самый мир белых христианских мужчин, которые думают, что они рождены для того, чтобы править миром. Там женщины выступают только в ролях медсестёр и секретарш, причём в тексте явно проговаривается, что кандидатки подбираются на должность не только исходя из профессиональных достоинств, но и по физическим характеристикам. Так у главного героя секретарш сразу три, чтобы одна была блондинкой, одна брюнеткой, а третья — рыженькой. Ну и фигуры чтобы разные — нельзя же предсказать, какое настроение у босса будет в тот или иной день.
И за этим смакованием там смешно сегодня наблюдать! Все вот эти чулки и бюстгалтеры с одной стороны, и стаканы виски с сигарами с другой. Откровенный контраст между декларируемым будущим — и откровенно устаревшим утилём. То есть вот реально, посреди мужского разговора о высшей справедливости и морали — вдруг проскакивает какая-то реплика в адрес секретарши, та получает шлепок по аккуратной попке и удаляется с улыбкой на устах. Или там описание чемоданчика журналиста: у него есть всё для неожиданной командировки хоть в дальний космос, хоть на другой конец планеты. Есть даже специальная аппаратура для подключения к телефонной сети :-)
В этом контексте, конечно же, про Марс и бластеры очень быстро забываешь. Точнее, начало читается как старая «ламповая» космическая опера — взахлёб. А потом Хайнлайн пытается описать вот эту вот коммуну. В детстве она мне казалась идеальной — расширенная семья, в которой всё есть, и где все друг за друга стоят стеной. В 1990-х об этом можно было только мечтать. Не говоря уже о сексе — я читал книгу лет в 18-20, и описание хипповского рая свободной любви меня не могло не зацепить.
А сейчас я с удивлением заметил, как герои, попадая в эту коммуну, очень быстро становятся асоциальными. Я не знаю, насколько Хайнлайном реально хотел написать настолько тонкую критику сектантства, когда в первом прочтении тебе всё кажется идеальным — и теоретические принципы, и практическое обустройство. А присмотревшись, ты видишь, как людей туда психологически «засасывает» таким образом, что им нереально вернуться в «нормальный» мир. Что это билет в один конец.
И что сама структура секты, во главе которой стоит один человек — талантливый, добрый, по крайней мере в книге идеальный. Но один, да ещё и со склонностями и способностями к манипуляциям, — это достаточно страшная структура. Не думаю, что Хайнлайн писал именно это.
По крайней мере у него всё заканчивается «хорошо»: глава секты принимает на себя мученическую смерть (спойлер!), после чего самый скептический из всех персонажей обращается в истинную веру. В то время как можно было предложить и массовое самоубийство, и изгнанного из коммуны «предателя».
А я ещё увидел параллель с нашей «сектой». В ней тяжело представить пирамидальную структуру с единым центром принятия решений, но это едва ли не единственное отличие. У нас так же хорошо «внутри», и мы точно так же выстраиваем красивые стены между собой и тем, что «снаружи».
Хочешь, не хочешь, а времени на всё не хватает, и чем больше я провожу времени в своих лагерях, тем меньше у меня его остаётся на какие-то другие дела. Чем больше я общаюсь с далеко от меня живущими лагерными друзьями — тем сложнее мне общаться с рядом живущими. Тем с большей готовностью я останусь дома, буду готовить очередной курс на очередной лагерь — вместо того, чтобы пойти в гости к соседям / пригласить их к себе.
Формально никаких проблем нет: если ты наткнулся на интересную книжку — нормально, что ты на месяц выпал из жизни класса, так как ты всё свободное время читаешь. А если этот сериал, как у нас, затянулся на 10 лет? Интересный вопрос. Надо будет в лагере сделать мастерскую на эту тему.