green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

La grande galerie №50

Прекрасный арибалл (это такая маленькая греческая ваза, например для парфюмерии, см. мою любимую сову из Лувра) в виде двух «чужаков» античной Греции — женщина и иноземец. Обратите внимание, как светлые волосы негра переходят в тёмный платок женщины!
Надпись на шее женщины (καλός) — это надпись любимца. Никто не знает точно, зачем её писали, слово обозначает «красивый».



Ещё одна греческая ваза. Без надписи, но с игрой слов. Здесь изображена гибель Кенея, погибшего во время великой кентавромахии. Про само мочилово очень хорошо написала shakko.ru в посте с прекрасным подзаголовком «Кто преступник? Кто жертва? В чем виноват тамада? Почему деревенские родственники — хуже кентавров?»
Дополню про конкретно этот эпизод. В начале герой Кеней был девушкой Кенидой, которой Посейдон предложил выполниить любое желание. Она выбрала стать неуязвимым мужчиной, но как в том анекдоте, неточно сформулировала техническое задание, и её превратили в мужчину, которого невозможно было убить металлическим оружием (по другим источникам можно было убить, только закопав живым). На картинке свели вместе обе версии: Кеней уже по колено в земле, и избивают его старыми новогодними облезлыми ёлками. В мифе ничего не говорилось про конкретный сорт дерева, но по-гречески «ёлка» — Έλατος, и так же звали отца героя. В журнале пишут, что и меч в руках героя не простой, а тот, который по-гречески называется καινις — женское имя героя.



Картина из прославляющей Наполеона серии. Серия не была закончена по причине 1815 года, но эскизы остались.
Конкретно эта картина изображает вывоз «трофеев» из Кассельского музея.



В журнале рассказали, что в этой серии есть и рисунок встречи Наполеона с Александром I на Немане в 1807 году. Мне всё-таки очень нравится эта история, когда никто не хочет уступать, и шатёр для переговоров ставят на плоту посередине реки.



А вот это — очень классная гравюра! Это вид Salle des Etats — того зала, где сейчас висит Джоконда. Узнать его нетривиально — это версия 1850-х годов с помпезным куполом, расписанным в честь Наполеона III. Когда в 1880-х этот зал передали музею, купол с неактуальной живописью снесли, построили вместо него нынешний, очень нейтральный стеклянный потолок.
Про огромную картину Веронезе напротив Джоконды пишут, что её перевезли сюда в 1950 году. Ещё одно опровержение старой истории о том, что её просто не смогли вывезти из Лувра, и поэтому не отдали Италии после 1815 года.



Лувр недавно купил прекрасную статую Аполлона из Помпеев, по этому поводу в журнале целое досье. Мне особенно понравилась его причёска (в журнале используется слово «шиньон»), по какому поводу нельзя не процитировать другой тематический пост shakko.ru.



В той же статье упоминаеются две статуэтки, найденные на затонувшем корабле. Одна, пишут, однозначно Эрос, он узнаётся по крыльям. Вторая сделана по тому же прототипу, но без крыльев, и опознать это «бескрылое создание» (être aptère) не представляется возможным.
Мне очень понравилось использование крылатости как базового состояния, при котором отсутствие крыльев рассматривается как отклонение.

Досье про финикийскую коллекцию Лувра. Просто понравилась беременная статуэтка — очень мило свисают из живота ножки ребёнка. Если не рассматривать эти ноги как ноги матери, выглядывающие из-под широченного платья :-)



Очень неожиданная история. Вот эту картину называют самым первым изображением леса Амазонки. 1819 год. Пишут, что Бразилия очень долго была закрыта Португалией для всего остального мира, что первый французский посол попал туда только в начале XIX века, и он был одним из первых европейцев (надо полагать, если не считать самих португальцев), исследовавших Бразилию. При после был нарисовавший эту картину художник — опять же, сами португальцы рисовать не умели, что ли?
В журнале про эту картину рассказывают в контексте современных новостей — лес горит, а ведь это наше общее достояние.



И напоследок просто красивый фрагмент пиеты Микеланджело. Она стоит в соборе Святого Петра в Ватикане, а во французской академии в Риме есть гипсовая копия — фотография этой копии.
Что забавно, Википедия ломится от фотографий пиеты, но все фотографы снимали её строго в одном и том же ракурсе, при котором рука богоматери в кадр не попадает. То ли пиета как-то странно стоит, что к ней не подойти, то ли все фотографы-любители ходят стадом и фотографируют из точки «самый лучший вид на пиету отсюда». Так что я даже не знаю, то ли это аргумент в пользу профессиональных фотографов, то ли за музеи копий. Но Микеланджело по-любому крут!

Tags: grande galerie
Subscribe

  • Pour la science № 521

    Короткая заметка о  перевале Дятлова — я всегда был уверен, что это что-то «наше», местное, чуть ли не местечковое, где какие-то фанаты носятся…

  • Pour la science №520

    Заметка о том, что бактерии кефира по-отдельности не способны выжить в кефире. Но в правильной пропорции одни бактерии вырабатывают вещества,…

  • Смена системы счисления и гибридные системы

    Всё в том же Pour la science № 519 отличная рубрика о гибридных системах счисления. Сначала по определениям: бывают как минимум позиционные системы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Pour la science № 521

    Короткая заметка о  перевале Дятлова — я всегда был уверен, что это что-то «наше», местное, чуть ли не местечковое, где какие-то фанаты носятся…

  • Pour la science №520

    Заметка о том, что бактерии кефира по-отдельности не способны выжить в кефире. Но в правильной пропорции одни бактерии вырабатывают вещества,…

  • Смена системы счисления и гибридные системы

    Всё в том же Pour la science № 519 отличная рубрика о гибридных системах счисления. Сначала по определениям: бывают как минимум позиционные системы…