green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

«Красное» в Grand Palais

Отличная выставка «Rouge» в Grand Palais про «красное искусство». Я, конечно, согласен с фразой igparis о том, что было бы интересно посмотреть реакцию общества на аналогичную выставку «Коричневое» про искусство фашистское. Не в том смысле, что нужно было и эту выставку запретить. А скорее в том, что и фашистское искусство тоже нужно выставлять. Но относиться к нему именно как к искусству, отделяя гениальность автора от пропагандируемой им идеи. Собственно, и к «Красному» это тоже относится. И этого, возможно, на выставке не хватало: всё было «слишком» красиво, без «лишних» напоминаний о трупах, которыми это искусство было обеспечено — и которые обеспечило это искусство. Лично мне, конечно, дополнительных напоминаний не нужно, но глядя на очередные троцкистски-маоистские листовки перед выборами я регулярно задумываюсь, насколько подобные напоминания были бы лишними во Франции.
Ну да ладно. Политинформация закончилась, вернёмся к прекрасной выставке, там было много разной красоты.

Практически заглавная картина выставки, Кузьма Петров-Водкин, «Фантазия», 1925:



Владимир Лебедев, «Призрак коммунизма бродит по Европе», 1920 — это же чистый Die Stijl!



Михаил Черемных, афиша Главполитпросвета № 191, 1922. Н выставке такого было много, меня зацепили конкретно жти две афиши. На левой говорится о нелегальной агитации, при том, что это уже 1922 год. Экспортный вариант? Или в СССР были реально какие-то ограничения на советскую агитацию? А справа просто на злобу дня: кто с нами не согласен, тот «предатель или идиот». Третий вариант — «ольгинский троль» — добавили уже совсем недавно.



Иван Шадр, «Рабочий с молотом», 1922. Шадр, конечно, гениален. Я на выставке прочитал, что он каоето время жил в Париже, учился у Родена и Бурделя.



Предыдущая скульптура — заказ советского государства. Бюст рабочего (вместе с аналогичными изображениями солдата и крестьянина) должен был быть изображён на советских купюрах. Купюру с рабочим я в Википедии нашёл, это 5 рублей 1925 года. Достаточно похожие по стилю крестьянин и солдат есть на купюрах 1923 года достоинством в 15 000 и 25 000 рублей.



В 1924 году в СССР устроили выставку прогрессивного (читай: коммунистического) искусства Германии. Сначала в Москве, потом по всей стране повозили, частично купили в музеи. На нашей выставке было немного картин с той выставки. Отто Грибель, «Люди, распродажа, недорого», 1923.



Слева Отто Нагель, «Юбиляр», 1924. То ли что-то потерялось в переводах (имеется в виду юбилей какого-то траура, например), то ли это моя любимая тема «праздник, праздник» (улыбаются только идиоты). Справа Генрих Фогелер, «Международная организация помощи борцам революции», 1924 — отличная смесь реализма с геометрией, выглдядит как витраж.



Предыдущие две картины хранятся в Московском музее современной истории, я на него засматривался, ещё когда жил там, но так и не сходил — надо будет обязательно попасть в следующий раз, как буду в Москве.

В очередной раз выставили копию «рабочего клуба» Родченко, но в этот раз его сделали функциональным: можно было посидеть за столом, посмотреть выставленную агитку.



То, о чём я так много читал и слышал, но не видел вживую — проект дома коммунистического будущего. В 1930 году в Ленинграде объявили конкурс на проект идеальной коммуналки дома будущего. В первом туре было отобрано 30 проектов, в том числе представленный на выставке проект «Генеральная линия», не предусматривавший ничего лишнего для освобождённого от индивидуальной жизни человека. Дом с 2000 ячейками по 9 квадратных или 57 кубических метров на человека (тут страшат даже не цифры, а сама формулировка). К счастью, во время второго тура конкурс закрыли совсем, сочтя первоначальную идею нежизнеспособной.



Юрий Пименов (узнаётся стиль), «Героиня нашего и не нашего кино», журнал «Советский экран», 1927 — сложно понять, что именно хотел сказать этим сравнением автор, кроме осуждения абстрактного искусства. Ну и того, что у них есть негры, а у нас — нет.



Много моего любимого индастриала с романтическими названиями картин. Екатерина Зернова, «Рыбоконсервный завод», 1927 и Вячеслав Пакулин, «Турбокорпус завода „Электросила“», 1931–1932:



Пётр Вильямс (тоже стиль узнаётся), «Монтаж цеха», 1932.



Слева Виктор Уфимцев, проект плаката про четвёртая заповедь товарища Сталина, 1932 — я не смог найти текста всех заповедей, а было бы интересно. Справа Александр Николаев (он же Усто Мумин — ученик Малевича, в Туркмении перешёл в ислам), афиша 1933. Текст дословно: «Но теперь и слепые и те как будто должны видеть, что в сельском хозяйстве даже тогда, когда колхозы будут механизированы на все сто процентов, без лошади всё равно обойтись нельзя. Взять, скажем, весну. Тут каждый день, каждый час для нас дорог. Ещё чуть земля начала оттаивать, а колхозники должны уже в поле выезжать. А трактор-то в эту пору, особенно колёсный трактор, будет в поле больше буксовать, чем работать. Тут только лошадью и можно управиться». Помимо ретроградного смысла — ужасный стиль. Не чёткая формулировка для плаката, а запись чьей-то косноязычной речи без малейшего редактирования.



Георгий Рублёв, «Первый трактор Украины», 1931 — здесь я просто вспомнил прекрасную, практически одноимённую картине книгу Марины Левицкой.



Соломон Никритин, «Суд народа», 1934. Я писал, что автор «прекрасно прожил при СССР, умер в 1965 году». На выставке добавили к биографии: в 1930-х его начали травить и он ушёл из публичного пространства. Вот эту картину он написал во время травли, по мотивам всех этих процессов, но она никогда не показывалась при жизни художника. И только после смерти, в 1970 году картину вытащили, и её тут же купила Третьяковская галерея.



Томик «10 лет Советскому Узбекистану», 1934 год, с прекрасным профилем Сталина на просвет. Книгу оформляли Александр Родченко и Варвара Степанова. Конкретно этот этот экземпляр выжил чудом — уже в 1936 году книгу запретили, так как половину показанных в ней деятелей партии и правительства Узбекистана успели уличить во вредительстве и расстрелять. Но это авторский экземпляр Родченко, и ему удалось сохранить книгу, собственноручно замазав чернилами (я очень люблю французский глагол «caviarder» — дословно «покрыть чёрной икрой») портреты репрессированных вождей.



Любимый Дейнека, «Купальщица», 1951 год — она тоже из коллекции Третьяковки, но я её там не видел.



Он же, «Донбасс, обеденный перерыв», 1935. Какие арийцы на первом плане — и какой родной пейзаж на фоне.



Он же, «Полная свобода», 1944. Эта картина в Питере, в Русском музее.



Снова Дейнека, «В.И.Ленин на прогулке с детьми», 1938. А тут всё как под линейку, совершенно плоская, мёртвая картина. На выставке, впрочем, пишут, что это единственный Ленин у Дейнеки. И нарисовал он его, похоже, не по доброй воле — его как раз в то время начали обвинять в формализме.



Алексей Пахомов, «Купание моряков Красного флота с борта корабля», 1933. Шикарное ощущение высоты, страх.



Александр Самохвалов, «Военизированный комсомол», 1932-1933. Мы видели эту картину в Бергамо 4 года назад. Здесь приписали, что эта картина к 15-летию Красной армии, и что внимательный зритель видит хаотично бредущих комсомольцев на заднем плане — и как они постепенно структурируются, выстраиваются в практически военный порядок на переднем.



Он же, серия «Молодые женщины в метро», 1934 год. Слева — «с отбойным молотком», справа — «несущая лопату».



Два ужасного качества кадра — это съёмка старой хроники с телевизора. Военизированный парад, на кадре слева видны самолёты, а на кадре справа нужно попытаться представить — это танк. И вот эти полуобнажённые олимпийцы двигались так, что получалась иллюзия гусениц.



Макет павильона СССР на парижской выставке 1937 года. Какой он всё-таки узенький был!



Александр Лабас, «Метро», 1935 и Борис Таслицкий, «Эскалатор парижского метро», 1935. Автор правой картины родился в Париже в 1911 году — его родители-евреи уехали из России после 1905 года. Большой человек в коммунистической партии Франции, но в СССР не переехал. Во время войны армия, плен, побег, сопротивление, тюрьма, депортация, Бухенвальд. Как это ни странно (еврей, коммунист, сопротивление), выжил в Бухенвальде. Прожил до 2005 года и умер в Париже же.



Леонид Тепицкий, Проект станции «Арбатская площадь», 1934 и 1945. Это архитектор Метростроя, по чьему проекту построили станцию. При этом построили её в 1935 году, непонятно, почему второй рисунок датируется 1945 годом — автора ностальгия замучила?



Густав Клуцис (я его видел в Третьяковке), фотомонтаж для «Молодой гвардии», 1924. Он же, «Вся Москва строит метро», 1934. В самом крупном метростроевце внимательный зритель может опознать товарища Кагановича, имени которого было московское метро:



На сопровождавших некоторые картины табличках было написано буквально «Rendez-vous sur le Facebook Messenger du Grand Palais pour photographier l’oeuvre afin d’en savoir plus» (заходите на Facebook Messenger музея Grand Palais, чтобы сфотографировать картину и узнать о ней больше). Я как-то на месте не среагировал, а сейчас с трудом представляю что именно имелось в виду. Послать им фотографию — а в ответ бот ответит что-то о картине? Это такой вариант, чтобы не развешивать QR-коды?

Павел Баженов, «СССР оплот мира, фашизм — это война», 1935 год. Просто вот в чистом виде советская икона. Почитал про автора: в самом начале войны отправился на фронт, но не успел до него даже доехать, эшелон разбомбили те самые фашисты.



Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский, «Жилой дом на Котельнической набережной», 1947-1949. Это снова два архитектора высотки. Как я всё-таки люблю этот «сталинский» стиль!



Бела Уиц, «Немецкие рабочие», 1930-е. Пастель по газете — и просто прекрасно, что газету можно рассмотреть сквозь картину. Какое-то сразу всё становится «настоящее». Как в пещере, когда я смотрел на рисунок мамонта и понимал, что нарисовавший это человек по-настоящему видел мамонта. Так и тут — нарисовавший это человек держал в руках эту газету. В тот день, когда она вышла.



Василий Купцов, «Дирижабль», 1933. Пишут, что Купцов — ученик Филонова, картины которого меня зацепили в Третьяковке (и определённое сходство найти можно). Про Филонова я писал, что его начали травить, но каким-то образом не посадили — к Купцову приходили с обысками по этому же делу, и тому хватило, он повесился.



Василий Сварог, «И. Сталин и члены Политбюро среди детей в парке Горького», 1939. Как похорошела Москва при Собянине! Жить стало лучше, жить стало веселей! Пишут, что эту картину художник хотел привезти на выставку в Нью-Йорк, но капиталисты не оценили новаторства и отказали. В то время как на родине картину очень хвалили — мало кому удавалось впихнуть в один кадр столько достижений социализма. Более того, это одна из «живых» картин — в том же 1939 году автор заретушировал только что расстрелянного Наркома ВМФ.



Говорков, «О каждом из нас заботится Сталин в Кремле», 1940. У меня правда, первая мысль: как он может быть в Кремле, если у него Кремль из окна видно. Потом дошло :-)

Tags: grand palais, russie
Subscribe

  • Монополия на СМИ

    Недавно почему-то вспомнил, как несколько лет назад разговаривал с российскими друзьями о том, что диктатура, телевизор захватили, свободы нет и всё…

  • Три мема Путина

    Я как-то пропустил о встрече Путина с Байденом, но  местные СМИ не дали пропасть такому анекдоту. Мне кажется, в памяти останется три мема: 1. ФБК…

  • Отравление Навального

    Все уже видели фильм? Если вдруг нет — крайне рекомендую. Дальше будут спойлеры :-) Помимо очевидного (надо быть хорошим, а плохим быть —…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Монополия на СМИ

    Недавно почему-то вспомнил, как несколько лет назад разговаривал с российскими друзьями о том, что диктатура, телевизор захватили, свободы нет и всё…

  • Три мема Путина

    Я как-то пропустил о встрече Путина с Байденом, но  местные СМИ не дали пропасть такому анекдоту. Мне кажется, в памяти останется три мема: 1. ФБК…

  • Отравление Навального

    Все уже видели фильм? Если вдруг нет — крайне рекомендую. Дальше будут спойлеры :-) Помимо очевидного (надо быть хорошим, а плохим быть —…