green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Лувр — Royaumes oubliés

Выставка про «второстепенные» царства ближнего востока. Я не большой специалист по истории, из всех этих царств я более-менее уверенно выделяю хеттов, а все остальные у меня в голове смешались в одну кучу. Я на выставку ходил исключительно полюбоваться на буковки. И с этой точки зрения выставка отличная как минимум по двум причинам. Во-первых, у всех этих царств была какая-то, зачастую своя письменность. А во-вторых, кураторы копировали каждую надпись таким образом, чтобы не специалисту можно было что-то рассмотреть — похоже поступили на выставке про майя в музее Бранли, и ту выставку я тоже до сих пор вспоминаю.

Хеттский кубок (rhyton) в виде оленя, 1400-1200 годы до нашей эры. Справа — три человека с дарами богам, слева — те самые два бога, которым дары. Первый — бог охоты Kuruntiya, он стоит на олене, одном из своих символов. Кубок в форме оленя, кстати, тоже в честь бога охоты. Имя бога написано золотом между головами самого бога и первого дарителя — это лувийские иероглифы, которые на самом деле являются слоговым письмом.
Второй бог тоже подписан, но его имя не читается даже на рисунке учёными. За его спиной — различные атрибуты охоты.





Ещё один документ с лувийскими иероглифами (это дверной косяк), достаточно стандартный текст о царе, восхваляющим местных богов по списку.



Упомянули войну хеттов с египтянами (я в УБЗ упоминал великую битву при Кадеше), рассказав, в частности, как началась эта война (наверняка, это одна из версий — там до сих пор не разобрались «кто победил», что уж там говорить о «кто начал»): после смерти Тутанхамона его вдова пишет Суппилулиуме Первому, царю хеттов, с предложением выйти повторно замуж за одного из хеттских принцев. В качестве приданного полагается Египет — муж вдовы Тутанхамона теоретически может стать следующим фараоном. Суппилулиума немедленно посылает к невесте всего сына Заннанзу, который к месту назначения так и не приехал. Хетты обвинили египтян в убийстве, египтяне всё отрицали — так началась война.

А это — одна из моих любимых письменностей, угаритский алфавит. Несмотря на отпугивающую нормального человека клинопись, там всего пара десятков знаков (было два варианта, этот вроде как пишется слева-направо, а значит там должно быть 30 букв). Текст описывает ритуал, призванный скрепить единение народа с богами.
Справа — тот же алфавит, но здесь он записывает уже другой язык (хурриттский).



Это не буковки, просто красивая химера: примерно как кентавр, только лев вместо коня, плюс у результата скрещивания сохранились обе головы. Пишут, что создание довольно популярно (это хеттская и арамейская культуры), даже на выставке было несколько экземпляров. Пишут также, что из этих химер, похоже, появились разнообразные греческие химеры (эти два примера — конец II тысячелетия до нашей эры, то есть явно до греков).



Выставка явно сделана фанатами письменностей, потому что разделы были подписаны примерно так. Текст слева я, конечно же, прочитать не могу, а справа — вполне разбираемые финикийксие буквы (справа-налево) SMAL:



Стела с неизвестными персонажами. Слева — скорее всего гургумский принц, и кураторы аккуратно описывают, как учёные пришли к этому выводу. Он держит в правой руке калам, а перед левой рукой у него нарисована чернильница — он умеет писать! К левой руке у него привязана какая-то хищная птица — он умеет охотиться! Значит, это скорее всего аристократ. Он небольшого роста, причём стоит на коленях у женщины — скорее всего, ребёнок. Женщина обнимает его — возможно, это его мать. При этом в хеттской империи существовало поверие, что умерших в раю встречает их мать — наверное, это как раз надгробная стела этого принца.



Ещё один гургумский артефакт, очень важный для историков, потому что здесь представлена генеалогия гургумского короля на 6 поколений. Это снова лувитские иероглифы. Кураторы обращают внимание на свободное от буковок пространство в районе плеча льва — это изображение того самого короля, чья генеалогия. На перерисовке текста видно, что он был изображён стоящим на каком-то четвероногом животном, предположим льве.



А это — слиток серебра с надписью по-арамейски о том, что слиток принадлежит Барракибу, сыну Панамувы. Похоже, что письменность при этом финикийская, потому что (с некоторой долей воображения) можно разобрать буквы (справа налево) BRRKB — PGNMW.



Самальская стела с кучей текста финикийской письменностью. Стандартное начало — я, великий царь такой-то, перед лицом богов рассказываю, сколько хорошего я принёс своему народу. Интересно смотреть за руками царя: в левой руке у него увядший цветок лотоса — значит, царь умерший. Правая рука указывает на 4 символа призванных в свидетели богов: бог молний Hadad (рогатая тиара), бог-прародитель Rakib-El (ярмо), бог Солнца Shamash (крылатое Солнце) и неназванный на выставке бог Луны (достаточно неразборчивый на стеле полумесяц).



А это та самая статуя, про которую я писал в июле прошлого года (ключевые слова: музей, фосфорные бомбы, пожарные => пазл из 27 000 кусочков). На фотографии справа — ангар для сортировки кусочков этого пазла, 2003 год.
На выставке добавили ещё одну деталь к истории прекрасной статуи. На лапе у льва надпись с буквально следующим текстом: «Дворец Капара, сына Хадиану. Каменные колонны, которые мой отец не построил, мой дед не построил, а я построил» — легко представляются эмоции заказавшего эту надпись молодого человека :-)



А это раскопки Нимруда, о них была глава в книге Керама. На каждой стороне обелиска пять «этажей», представляющих пять регионов, захваченных ассирийским царём Салманасаром III. Цари побеждённых народов изображены подносящими дары победителю. Изображены и подписаны, что оказалось очень важным — этот момент Керам очень хорошо описывает! — когда в 1846 году на обелиске обнаружили упоминание библейского царя Ииуя (не могу не поставить ссылку на статью с таким прекрасным именем), это было одно из подтверждений историчности библейского рассказа.



А это арамейский текст. Стела какого-то жреца из храма богини Луны. Мне понравились, понятное дело, буковки. А ещё — штырь внизу стелы. Утверждается, для того, чтобы фиксировать её на каменном же постаменте. Но мне представляются сразу же гигантские «дорожные» шахматы, у которых каждая фигурка была на таких вот штырьках, а на каждой клеточке поля — соответствующая дырка.



Ещё одна надгробная стела, тоже с арамейским текстом. Здесь написано, что дети усопшего не положили в могилу ни серебряной посуды, ни бронзовой, а поэтому разрывать могилу совершенно бессмысленно. Ежели, несмотря ни на что, вы раскопаете эту могилу, то знайте, воры, что обрушится на вас гнев сразу трёх богов: Shahar, Nikkal и Nishku.



Ещё арамейский. Табличка с подтверждением долга: я, такой-то, занял 27 шекелей серебром у такого-то, в качестве залога оставил ему раба по имени так-то.



Здесь буковок нет, зато есть египетский бог Гор — сцена его рождения в исполнении финикийцев. В отличие от классического египетского варианта сцену охраняют не Исида с Нефтидой, а какие-то ближневосточные (более того — мужские!) божества.

Tags: louvre, письменности
Subscribe

  • Итальянский лагерь 2020: Болонья

    Третий город нашего итальянского лагеря. С ним было, наверное, удобнее всего, потому что под Болоньей живёт Оля — не то, чтобы она мало знала про…

  • Италия на бис

    Как только карантин сняли до такой степени, что стало можно, мы тут же поехали в Италию. Благо Илья с Мариной там очень удачно сняли домик: даты…

  • Итальянский лагерь 2020: Венеция, собор Святого Марка

    Я был в соборе когда-то совсем давно, в марте 2000 года. Ничего тогда не понимал и не понял, но ни в одну из последующих поездок в Венецию даже мысль…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments