green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Pompidou — La fabrique du vivant

Выставка в Помпиду про современное искусство и искусственную жизнь. Типичная выставка, где без подписей к выставленным произведениям совершенно ничего не понятно. Ну и типичная «уберите детей от экранов» и «не читайте этот пост во время еды».

Joris Laarman, «Half Life Lamp», 2010. Название ассоциируется, конечно же, с игрушкой — не думаю, что осознанно, потому что смысл есть и буквальный. Это лампочка, светящаяся без электричества, исключительно за счёт люциферинов (снова ставлю ссылку, чтобы не казалось, что это я такой прекрасный термин придумал) — молекул, обеспечивающих, в частности, свет светлячков. Лампа из генетически-модифицированных био-полимеров, вот и получается half-life.



Shamees Aden, Amoeba 2.0, 2012. Я бы назвал «инфузория-туфелька», потому что это прототип полуживой обуви. У неё есть какие-то особые свойства для адаптации к разному покрытию земли (не уточняют), но самое главное — если на ночь поместить её в питательный раствор, то она «вылечит» себя до оригинального состояния (я не знаю, как переводятся на русский protocellules, но тапочек из них состоит).



Studio Libertiny, The Honeycomb Vase, 2017 — ваза, сделанная пчёлами в соавторстве с человеком. Человек задаёт структуру, поверх которой пчёлы строят свои соты. Утверждается, что структура достаточно «лёгкая», то есть она задаёт не всю поверхность вазы, а какие-то ключевые точки, а дальше логика развития улья ведёт к тому, что получается именно такая ваза.



Isaac Monté, The Meat Project, 2015. Художник взял здесь протухшую ветчину, сделал с ней (снова не знаю русского слова) décellularisation, после чего она стала похожей на белую резину, из которой автор сделал эти прекрасные люстры. Форма люстр повторяет форму Escherichia coli, бактерии, приводящей к протуханию мяса.



Andreas Greiner, Edit Yourself Kit, 2018. Здесь художник всего лишь красиво представил «набор юного биохакера», созданный настоящим биохакером. Вроде как все эти колбочки с пипеточками позволяют модифицировать собственный геном (я надеюсь, модифицировать не внутри себя, а в колбочке-пробирке, но в музее подробностей не давали). Идея в том, чтобы десакрализовать концепт генетической модификации. Что-то, казалось бы, доступное только мудрым учёным в белых халатах, представить в виде игрушки, банального конструктора.



Julian Melchiorri, Bionic Chandelier, 2019. Зеленоватый цвет каждого лепестка лампы получается из-за содержащихся в нём микро-водорослей. Которые питаются углекислым газом и вырабатывают кислород, очищая тем самым воздух в комнате. Непонятно, насколько это долгоиграющий проект, как часто нужно досыпать туда навоз удобрения, вычищать излишек водорослей и пр. Да или просто, насколько эффективен весь процесс (условно говоря, сколько ламп перерабатывает углекислый газ, выдохнутый одним человеком). Но идея красивая в любом случае.



Guillian Graves (Big Bang Project), Growduce, 2019. Аппарат для переработки бытового мусора во что-нибудь потенциально полезное. Идея в том, чтобы скармливать органический (в русском, а не американском смысле этого слова) мусор определённым бактериям, продукт жизнедеятельности которых скармливается 3D-принтеру, который в свою очередь печатает (как вариант — штампует) из него пластыри, перчатки, топливо для печи и пр. Попутно авторы пытаются показать, что бактерии — это не обязательно что-то вредное. Хотя лично мне кажется, что подавляющее большинство людей, дошедших до этой выставки, помнят, что такое бактерии. Хотя бы на уровне йогурта.



PILI (Marie-Sarah Adenis), Les usines cellulaires de la couleur, 2015-2019. Биологические краски из возобновляемых ресурсов: микро-организмы перерабатывают древесину или сахар, получается краситель. В принципе, пишут, тот же процесс, что и в пивоварении. Отличие от традиционной химической промышленности: нет токсичных растворителей, и вообще всё дешевле. У меня сразу же возникает вопрос: в чём подвох? Если всё так прекрасно, почему хим.пром. ещё не разорился, а Leroy Merlin не продаёт такие краски?



Worcester Polytechnic Institute (правильно встретить такое заведение в списке авторов на выставке в Центре Помпиду), Spinach leaves for the heart, 2018. Насколько я понял, здесь пытаются использовать структуру растения для выращивания сердечных тканей человека. Пишут, что из листа шпината (шпинат вообще очень полезен!) удалили все растительные клетки (cellules végétales — я с трудом понимаю, что остаётся у шпината кроме растительных клеток), после чего оставшуюся целлюлозную структуру опустили в варево из человеческих клеток — и те начали строить какие-то ткани на основе шпинатной структуры. Вроде как, пишут, это вполне рабочий механизм для того, чтобы пытаться выращивать ткани на пересадку. Там даже — пусть биологи меня поправят, но мне это звучит какой-то научной фантастикой — вот эта сеточка, которую видно на просвет листа, она перерастает в кровеносную систему будущей сердечной ткани.



MIT Media Lab (Cindy Hsin-Liu kao), DuoSkin, 2016. Здесь идея в том, чтобы сделать коммуникационное устройство, наносимое прямо на кожу — как временная татуировка, либо как браслет. Пока применения достаточно примитивные — ввод информации (как на клавиатуре), вывод информации (детали могут менять цвет), коммуникация (NFC). Но красиво.



Špela Petrič, Ectogenesis: Plant-Human Monsters, 2016. О, пошла чернуха: автор вколола собственные гормоны в зародыши растений и поместила их в инкубаторы. Получившееся нечто не попадает сразу во многие привычные категории. Это животное или растение? Родство / родительство передаётся не кровью, а непонятно чем. Ну и так далее. Впрочем, никакой другой мысли, кроме как запутать привычную классификацию, лично я в этом не заметил.

Tags: art moderne, centre pompidou
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Louvre: итальянская живопись

    Ещё немного фоточек из Лувра. Это мы с Анютой после выставки «итальянской души» гуляли по итальянским залам. Анонимный флорентиец XV века.…

  • Ещё об эффективности вакцины

    Мои выкладки по поводу эффективности вакцины были сделаны реально «на коленке» — они давали общее представление об эффективности, не учитывая…

  • Cité de l'Économie

    Лариса как-то напомнила мне об открывшемся в Париже Музее Экономики, и мы с Анютой сходили туда. Наверное,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments