green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Коллекция маркиза Кампана

В Лувре была потрясающая выставка про коллекцию маркиза Кампана. До выставки мне это имя ни о чём не говорило, я пришёл просто так, как хожу на все их выставки. И вдруг — такое ощущение, что в Лувре открыли ещё один Лувр. Совершенно гигантская коллекция. Я посмотрел несколько залов и ушёл, через несколько дней вернулся продолжить, потом ещё и ещё — приходил всего раз 10. И ходил бы дальше, да только выставка закончилась.

Что это было? Жил когда-то в Риме маркиз Кампана. Не бедный человек — руководил чем-то вроде банка / ломбарда (мелкое кредитование населения). Он увлёкся коллекционированием античности, начал покупать у антикваров, потом финансировать собственные раскопки. В итоге собрал огромную коллекцию.



В какой-то момент открылось, что все свои деньги маркиз давно потратил, и теперь тратит деньги общественные. Его отдают под суд, приговаривают к 20 годам галер, но потом заменяют наказание на конфискацию коллекции. Пытаются эту коллекцию продать, целиком она слишком большая, продают по частям. В какой-то момент русский царь Александр II присылает своих людей, и они покупают более 700 предметов — и это становится основой античной коллекции Эрмитажа. После чего Наполеон III покупает «всё остальное» (более 11 000 предметов) — и это становится ядром сразу нескольких коллекций Лувра.

Выставку организовали на основе каталога, который сделал своей коллекции сам маркиз Кампана. Тогда он разбил коллекцию на 12 разделов.


Раздел I — вазы. Для того, чтобы примерно хотя бы оценить крутизну этой коллекции, можно сказать, что греческие вазы Лувра выставлены в пяти залах, носящих общее название «галерея Кампана» (по этим залам у Лувра есть прекрасный маршрут, я с него начал свой проект переводов прогулок по Лувру).

Геракл приводит Цербера к Эврисфею (превед!), 520 год до нашей эры.



«Двуязычная» амфора, около 520 года до нашей эры. Имеется в виду переход от чёрных фигур к красным — на этой вазе одна сторона выполнена в старом стиле (Посейдон на внутренней поверхности кубка), а другая — в новом (Геракл и Немейский лев на внешней поверхности). Ваза датируется как раз тем периодом, когда краснофигурная вазопись вытесняла чёрнофигурную. Примерно как история с плоскими и сферическими зеркалами на картине Тициана.



Ваза в виде собачьей головы, около 480 года до нашей эры. По бортику вазы — ошейнику собаки — изображение битвы журавлей и карликов. Для меня «Журавли и карлики» было исключительно названием романа Леонида Юзефовича. Но нет, амфора не об этом — оказывается, у Гомера описывается история пигмеев, героически сражающихся с каждый год прилетающими к ним журавлями.




Раздел II — бронза

Рука от статуи императора Константина (я специально оставил в кадре человека, чтобы показать масштаб), около 330 года нашей эры.



Снаряды для рогатки. Надписи на них — либо указание своей воинской части, либо оскорбление врагу (как наши писали на снарядах во время второй мировой войны).



Канделябр с изображением приносящего жертву, IV век до нашей эры.



Слева — зеркало с Туран (этрусский вариант Афродиты) на лебеде, 325-300 годы до нашей эры. Справа — Эрос, 100 год до нашей эры — 100 год нашей эры. Крылья утеряны, зато на спине сохранилось кольцо, за которое статуэтку подвешивали, чтобы вставить затем в левую руку Эроса факел — это светильник.



Печати (signaliculum) для товара (хлеб, вазы), Древний Рим. Текст, естественно, негативом.




Раздел III — монеты и драгоценности.

Слева — брошь (фибула) с надписью «Я — фибула Arath Velavesna, меня ей подарил Mamurke Tursikina», 650-600 годы до нашей эры. Справа — немножечко скифского золота: лучники, 400-300 годы до нашей эры.




Раздел IV — керамика

«Саркофаг супругов», 520-510 года до нашей эры. Это этрусская культура, и большая часть этрусской коллекции Лувра происходит от коллекции Кампана — один из залов Лувра называется «зал саркофага супругов».



Фрагмент надгробия со сценой прощания с умершим, 490-480 годы до нашей эры. В музее используют слово prothésis — наш любимый исторический словарь говорит что да, это слово обозначает «перед — выкладывать», и что помимо выкладывания тела умершего, оно может описывать (в лингвистике) прибавление к началу слова новой буквы или слога. И что ещё в Древнем Риме многие путали prosthésis (прибавление буквы к слову) и prothesis (предлог перед словом). Я люблю этот словарь!



Plaque Campana — маркиз оставил своё имя целому классу предметов, декоративным плитам, которые он начал собирать первым. На фотографиях «Сцена на реке Нил» — обратите внимание на ждущего своего счастья крокодила. И «Дедал, показывающий Парсифае деревянную корову» (прекрасный миф, я понимаю, откуда Саша Барон Коен черпает свои идеи).




Раздел V — стекло

Совершенно неожиданные для меня два оконных стекла. Оба из Римской империи.



И вот эти дутые вазы — I век нашей эры (как минимум вазы 6 и 7 — табличку вазы 10 я не сфотографировал).




Раздел VI — античная живопись

Похоронная процессия, 25-1 годы до нашей эры. Все члены семьи усопшего подписаны.



Фрески 100-300 годов нашей эры.




Раздел VII — античная скульптура

Кураторы уже упоминали любовь Кампаны к историческим портретам. Со скульптурами часто возникает вопрос идентификации. И здесь нельзя не восхититься смелостью Кампаны. Взять вот фотографию слева — это бюст Гомера, Кампана был в этом уверен. А чтобы ни у кого не оставалось сомнения, он заказал немного «доработать» бюст, чтобы увеличить сходство с Гомером. Ну, с теми портретами Гомера, которые считали достоверными в то время.
Вообще, начиная с этого момента видно, что Кампана не был пассивным коллекционером. Он буквально сам создавал свою коллекцию. Справа — бюст Антиноя. Бюстов Антиноя уже в то время было известно достаточно много, Кампане хотелось чего-то оригинального — он сделал оригинально. Античного в этой скульптуре — только низ лица. Всё остальное (верхняя часть головы, торс и прекрасный венок) — добавлено под руководством маркиза Кампана.



Слева статуя Брута, 50-100 годы нашей эры. На самом деле, тело — от одной статуи, голова — от какого-то бюста, имя Брута поставлено от балды.
А справа — голова и нижняя часть тела сохранились от античной статуи, а серединку доделали при Кампане. Более того, лицо доработали, чтобы было похоже на Цезаря. Теперь это — статуя Цезаря, I век нашей эры.



Огромный Юпитер из Эрмитажа — это тоже коллекция маркиза Кампана (в Париж его не привозили).


В этом месте кураторы выставки временно отошли от хронологии каталога коллекции Кампана и сделали зал, посвящённый реставрациям в мастерских Кампана. Как говорится, «с тех пор многое изменилось» — ну или «сейчас уже так не делают» :-)
Рассказывают про работавших на Кампана братьев Пеннелли, которые с удовольствием не только реставрировали, но и делали собственные произведения «под старину». Иногда явно подписывая своими именами, а иногда — своими именами, но «под старину» (на фото слева — «Pennellios epoiesen» — надпись в духе стандартной древнегреческой подписи на вазе, переводится «Пеннелли это сделал»), а иногда — подписывая именами старых мастеров. На фотографии справа — блокнот братьев Пеннелли, в который они заносили все встреченные на древних вазах подписи, чтобы их можно было использовать затем при «реставрации».



Бюст слева — II век нашей эры. Он практически целиком результат «реставрации», античного в нём — только правая верхняя часть головы (на фотографии видно, даже цвет другой). Остальные части — искусственно состаренный братьями Пеннелли мрамор.
Ваза справа тоже «реставрирована». Современные реставраторы выяснили, что она составлена из кусочков двух древних ваз (даже форм разных — пелике и скифос) с добавлением авторских кусочков XIX века. Что самое смешное, уже в наше время нашли часть недостающих кусочков оригинальной вазы (ну, той из двух, чьих кусочков больше), и их вставили вместо дорисованного (например, голова Афины добавлена уже Лувром).




Раздел XII — курьёзные предметы

В каталоге этот раздел был в самом конце, но логически он должен был быть здесь, вместе с остальной античностью.
Здесь были собраны либо предметы, не попадавшие в другие разделы, — римские тессеры эпохи империи на фото слева. Либо то, что нельзя было выставлять на публику: «Секретный кабинет» коллекции Кампана — здесь были «эротические» экспонаты, большинство из которых представляло собой, на самом деле, ex voto с изображением вылеченной части тела. На фотографии справа: грудь, матка и два половых члена.



Ещё один источник экспонатов для «Секретного кабинета» — культ Диониса. Слева — амулет в виде итифаллического персонажа (мне очень нравится это слово, обозначающее «с эрегированным членом»), I-II века нашей эры. Справа — масляная лампа в виде итифаллического персонажа, эпоха Римской империи.




Раздел VIII — «старая» итальянская живопись (до XVI века). В этом разделе я узнал два прекрасных слова: cassone — это картина на доске, являвшейся частью свадебного сундука, и spalliere — то же самое, но доска украшает спальню. И то, и другое — стандартная часть приданного или свадебного подарка.

Cassone, начало XVI века. Легенда о Тезее. Форма комикса, но без границ «клеточек». Слева — Арианда (рядом с мамой Пасифаей) даёт клубок Тезею. Затем Тезей идёт к лабиринту. В центре он же сражается с Минотавром, после чего уходит в сопровождении двух красавиц из начала истории.



Уччелло, «Битва при Сан-Романо: контратака», 1438 год. Это одна из трёх картин серии (ещё одна в Уффици Флоренции, и третья в Лондонской Национальной Галерее). В Лувре (другая экскурсия, по итальянскому Возрождению, я её ещё не перевёл) рассказывают, как Уччелло передал движение через наклон копий (справа налево они наклоняются всё ниже и ниже) и позы коней (если смотреть на коней не как на несколько независимых животных, а как на раскадровку, то видно движение справа налево).



Боттичелли, «Богоматерь с младенцем», 1467-1470 годы и Гирландайо, «Богоматерь с младенцем, маленьким Иоанном крестителем и тремя ангелами», 1490 год. Про картину Гирландайо пишут, что он буквально штамповал такие картины. Известна ещё 21 его картина на этот же сюжет и с этой же композицией (но наша, гордо пишут кураторы — самая лучшая!)



Веронезе, «Благословляющий Христос в окружении святою Юстинианы и святого Марка», 1530 год и Mariotto Albertinelli, Триптих, 1515 год. Пишут, что триптих — это нарочный возврат к традиционной живописи (Джоконду к тому времени уже нарисовали), спрос на «старое — значит истинное» появился из-за проповедей Савонаролы в конце XV века.




Разделы IX — «новая» итальянская живопись (XVI — XVII века). Очень много картин с престижными аттрибуциями, но практически всё потом переписано на других авторов.
Неизвестный автор, «Давид и Голиаф», 1620-1640 годы. После покупки коллекции Наполеоном III, всё было выставлено в Лувре, на эту картину успели нарисовать прекрасную карикатуру: «Давид одолжил голову Голиафа своему парикмахеру для оформления витрины».




Раздел X — майолика

Очень часто тарелочки украшены мужским «рыцарским» портретом (слева — практически бубновый туз с игральной колоды, около 1540 года) либо с женским портретом, именем и каким-то прилагательным-комплиментом: красивая, великолепная и пр. Справа редкость: портрет пары, подпись: «Маргарита, божественная, красавица», около 1540 года.



Другая тема майолики — историческая или библейская сцена. Слева Francesco Xanto Avelli, Похищение Елены, 1537 — это копия фрески Рафаэля, сама фреска тоже в коллекции Кампана, она в Эрмитаже (не привозили). А справа — вариант оформления тарелочки перед тем, как повесить на стенку (тарелочка — начала XVI века, рамочка — конец XVII века).




Раздел XI — скульптуры эпохи Возрождения

Gregorio di Lorenzo, Портрет императора Гальба и его супруги Фаустины, около 1500 года. Кто-нибудь понимает, почему имя императора отзеркалено?



Jean Bologne, Femme nue assise, 1590-1600 годы. А здесь меня заинтриговал предмет, на котором она сидит. Что это? Кураторы упоминают «tablette».




В итоге большая часть коллекции сейчас в Лувре и Эрмитаже (на фотографиях ниже — виды соответствующих залов Эрмитажа). А поразившая меня выставка переехала в Эрмитаж, открыта до 20 октября — успейте!

Tags: louvre
Subscribe

  • Tour Jean Sans Peur — Publicité au Moyen Âge

    Выставка про «publicité» в первоначальном смысле, то есть «rendre [information] publique» — это и современная реклама, и нынешняя пресса,…

  • Париж: реклама и витрины

    Ещё парижские фотографии внавалку. Неофициальная реклама против ядерной энергии. И явно те же авторы про Шадоков: А это реклама в метро,…

  • Лыжи 2017

    Съездили на неделю на лыжи. У Натанкина две недели каникул, поэтому на первую мы отправили его кататься одного (с его «гамельнской сестрой»…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Tour Jean Sans Peur — Publicité au Moyen Âge

    Выставка про «publicité» в первоначальном смысле, то есть «rendre [information] publique» — это и современная реклама, и нынешняя пресса,…

  • Париж: реклама и витрины

    Ещё парижские фотографии внавалку. Неофициальная реклама против ядерной энергии. И явно те же авторы про Шадоков: А это реклама в метро,…

  • Лыжи 2017

    Съездили на неделю на лыжи. У Натанкина две недели каникул, поэтому на первую мы отправили его кататься одного (с его «гамельнской сестрой»…