green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Новая Третьяковка — социалистический реализм

А это вообще искусство нашего детства. Идеологически правильные, на крайний случай — нейтральные. Это картины, «чтобы было понятно без подписи». Художники из этого поста быстрее получали «заслуженных» и чаще доживали до спокойной смерти в постели.

Борис Яковлев, «Транспорт налаживается», 1923 (советский импрессионизм, если бы не название — можно было бы принять за картину из Орсэ) и «Советские консервы», 1939 — наш советский ответ буржуазному натюрморту «после охоты»:



Николай Терпсихоров, «Первый лозунг», 1924 — картина напомнила про май 1968 года в Париже, когда студенты-художники резко оказались востребованными для того, чтобы рисовать плакаты и листовки. Так и здесь, смысл картины — интеллигенция на службе революции.



Виктор Перельман, «Рабкор», 1925 — в той же области «стыка пролетариев с интеллигенцией», но с другого направления:



Сергей Лучишкин, «Трубы», 1925 — обратите внимание на пацана между барабанщиком и знаменосцем. Такое ощущение, что это японский барабанщик!



Уивительный художник. Практически одновременно с прекрасной и минималистической картиной «Шар улетел», 1926 — он рисует чуть ли не китайскую пропаганду: «Праздник книги. Тверской бульвар», 1927.



Его же грандиозная серия «Спартакиада народов СССР», 1932: «Пловчиха», «Карнавал на Москве-реке», «Физкультурный парад в Парке культуры им. М. Горького», «Массовый праздник на Ленинских горах» (обратите внимание на чисто корейское построение в форме гигантского серпа и молота на фоне), «Иностранные гости».


Фёдор Богородский, «Беспризорные пацаны», 1926. Тоже тема откуда-то с подкорочки — о беспризорниках. Удивительно, кстати, как быстро множество людей из нашего поколения перешли от интуитивного понимания сложности проблемы в теории (ребёнок-преступник, просто так наказать его — не решение: его посадишь — он выйдет и продолжит воровать, пока ты — взрослый, государство — не создашь ему более глобальное решение), перешли к радикальному упрощению того же вопроса на практике (нужно срочно снижать возраст уголовной ответственности, расширять тюрьмы, а все те, кто говорит об ответственности общества за малолетних преступников — тупые леваки, они в гроб нас всех вгонят).



Георгий Ряжский, «Делегатка», 1927 и «Председательница», 1928 — легко узнаваемый стиль. Это его «автопортрет» в шубе мы видели в Бергамо:



Юрий Пименов, чуть ли не мультяшные, но отличные «Даёшь тяжёлую индустрию», 1927 и «Девушки с мячом», 1929:



Его же «Антиимпериалистический митинг в Нью-Йорке», 1931 и «Солдаты переходят на сторону революции», 1933 — удивительное ощущение современности картин. Как будто это не искренняя пропаганда коммунизма 1930-х годов, а современный стёб над нею же.



Он же, «Новая Москва», 1937. Эту картину выбрал Парфёнов для иллюстрации статьи в «Намедни 1930-е» — не помню точного названия, о том, как хорошо стало житься в Советской России (особенно если не смотреть вокруг себя, а слушать радио). Он там достаточно подробно разбирает попавшие в кадр здания (как на подбор — классика сталинской архитектуры) и автомобили (вся линейка Форда, перевезенная к тому времени на ГАЗ). А Википедия отмечает две гвоздички на лобовом стекле — советский гламур:



Александр Моравов, «В волостном ЗАГСе», 1928 — гораздо более искренняя картина примерно на ту же тему — жить стало лучше, жить стало веселее!



Исаак Бродский, «В.И. Ленин в Смольном», 1930 — а это на самом наша Джоконда. По уровню узнаваемости, по ощущениям «что-то родное, наше, моё». Возле неё фотографировались просто все посетители музея, без исключения. И наш Марсель Дюшан вместо усов Джоконде пририсовывает «привидение с мотором» креслу слева (видно, например, здесь):



Александр Лабас, «Электрификация в новом районе», 1930 и «Первый советский дирижабль», 1931. Электрификацию как основополагающую часть советской власти мы все учили в школе. А для меня картина слева — это ещё и отсылка к рассказам папы о том, как в их деревню провели электричество. Сначала просто столбы и провода к председательскому дому. Потом председатель раздобыл где-то лампочку — все немедленно поняли смысл советской власти электричества, и очень скоро от председательского дома потянулись «удлинители» ко всем остальным домам деревни. Ещё через некоторое время снова приехали электрики, объяснили мужикам понятие счётчика и стоимость электричества :-)
А романтика дирижаблей — несмотря на заброшенность технологии — дошла и до нас. В Долгопрудном была Дирижабельная улица, и всё время моей учёбы там этот факт грел мою душу.



Он же, «В полёте», 1935 — а это скорее мамин рассказ о том, как они с друзьями ходили в парк культуры прыгать с парашютом. Не с самолёта, конечно, а с вышки, но всё равно, меня это до сих пор впечатляет. Ну и вся эта романтика — только в полёте живут самолёты — тоже до нас прекрасно дошла.



Николай Денисовский, из серии «Добыча золота», «Разработка карьера старателями. прииск „Сомнительный“», 1930. После такого названия картины у меня сразу в голове всплывает Шаламов — ну да, знаем мы это золото. Но нет, это не откровенный ГУЛаг, это почти приличный прииск: 40% — раскулаченные спецпоселенцы, остальные — вольнонаёмные.



Александр Герасимов, «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», 1938 — когда я говорил, что все художники этого поста благополучно умерли в собственной постели, будучи народными артистами, я как-то не подумал о варианте Герасимова: любимый художник Сталина (по нему очень красиво проехался всё тот же Парфёнов во второй серии «Глаза божьего»), имевший до 1953 года все возможные титулы и награды, которого после смерти вождя выкинули сразу со всех постов, а все его картины — из музеев.



Аркадий Пластов, «Фашист пролетел», 1942 (была во всех учебниках — интересно, автор осознанно отсылает названием к «Грачи прилетели»?) и его же «Весна», 1954 (какая попса, хоть сейчас на обложку рок-альбома!):



Павел Корин, патриотический триптих «Северная баллада», 1943, «Александр Невский», 1942 (фильм Эйзенштейна вышел в том же году — да, мы можем победить тевтонцев!), «Старинный сказ», 1943:



Александр Лактионов, «Письмо с фронта», 1947 и Фёдор Решетников, «Прибыл на каникулы», 1948 — ещё две «картины из какого-то учебника». Обратите внимание на шикарный пол у Лактионова! А про Решетникова Википедия пишет, что открытка с репродукцией «Прибыл на каникулы» была самой массовой в СССР — 13 миллионов экземпляров. Может быть, я погорячился с «нашей Джокондой»...



Семён Чуйков, «Дочь Советской Киргизии», 1948 (ещё один «учебник») и Владимир Васильев, «Демобилизованная», 1949 — простая композиция, но прямо за сердце берёт:



Татьяна Яблонская, «Хлеб», 1949 — жить всё ещё весело! Справа она же, «Вечер. Старая Флоренция», 1973 — интересно, что она там могла делать в 1970-х? Судя по биографии художницы, в конце 1960-х её за критику партии сняли со всех должностей. Затем достаточно скоро восстановили (посадили того, кто снимал её), но всё равно, чтобы после этого выпускать во Флоренцию?



Интересно, то ли картин 1950-х нет в музее (нет в природе?), то ли мне они совсем не понравились. Но прыгаем сразу в 1960-е: Владимир Стожаров, «Шотова гора», 1964 — картина всё ещё светится оптимизмом, но жить в этой деревне уже не хочется:



Ирина Шевандронова, «За шахматами», 1965. Увидел картину и на автомате начал ворчать: «когда-нибудь эти художники научатся считать до 8»? А потом подумал, что, наверное, со стороны я выгляжу так же смешно, как люди, возмущающиеся чернокожим актёром в постановке Шекспира (прочитал недавно флейм на тему «Гамлета» с Камбербэтч: всё было не так!! не было негров в Дании! и вообще, как может у белого Полония быть чёрный сын? — при этом тот факт, что Камбербэтч не датчанин, искателей исторической достоверности не смущает). Но да, мне сложно воспринимать искажение шахматной доски без какой-то видимой причины:



Гелий Коржев (прекрасное имя художника, родился в 1925 году), «Тревога», 1965-1968 и «Ночной звонок», 1993-1995 — автор пережил СССР, но соц-реализм остался:



Он же, «Маруся», 1983-1989 — явная отсылка к «Зеркалу» Тарковского:



Что самое удивительное в работах Гелия Коржева — это их количество. В Третьяковке есть огромный зал, в котором выставлено около сотни его работ. Я долго не мог понять, в чём фишка, как я мог не слышать о настолько великом авторе (и почему мне нравятся очень редкие его работы), пока не наткнулся на стенке музея на текст о роли Коржева в русском искусстве, в конце которого стояла благодарность меценату, Владимиру Некрасову, в 2017 году передавшему галерее всё это, впридачу с мешком денег на ремонт. Ок.

В соседнем зале мне выпала возможность увидеть собственно Владимира Некрасова — два его портрета Натальи Нестеровой были подарены музею им же:



В рамках реабилитации Натальи Нестеровой — рядом висела ещё одна, существенно больше мне понравившаяся картина, «Четверо на море», 2003:



Андрей Тутунов, «С ночной смены», 1965 (он явно видел картины Ван Гога) и «Воскресный день в Суздале», 1968:



В Париже почему-то очень много Тутунова. Реклама на каждой парикмахерской, такое ощущение — что в маленьких галереях постоянно проходят какие-то его выставки. Но, похоже, это не Андрей, а Сергей Тутунов, его брат. Сергея в Третьяковке я не увидел, а вот Андрея Тутунова картины мне вполне понравились. Как будто это не его Суздаль, а мой родной Донецк. «Вечер на Переяславской улице», 1970:



«Новый Суздаль. Трудовые резервы», 1970 — это место даже «узнаётся», практически ДК за Заперевальной :-)



Виктор Попков, «Хороший человек была бабка Анисья», 1971-1973. Отличная просто девушка на картине слева. Столько сказано одной только позой.
Сам художник относительно успешно работал в СССР, а погиб просто глупо: подошёл к инкассаторской машиной с просьбой подвезти его, за что инкассатор — следуя служебной инструкции — немедленно застрелил его.



Айли Винт, «Северный Ледовитый океан», 1981 — а это вот вообще «мой» индастриал. И море, и корабль, и ЛиАЗы.

Tags: russie, Третьяковка
Subscribe

  • Линьяно 2021

    Этим летом устроили себе «День сурка» второго порядка: после года, проведённого как один нескончаемый день, решили провести летний отпуск в точности…

  • Итальянский лагерь 2020: Болонья

    Третий город нашего итальянского лагеря. С ним было, наверное, удобнее всего, потому что под Болоньей живёт Оля — не то, чтобы она мало знала про…

  • Италия на бис

    Как только карантин сняли до такой степени, что стало можно, мы тут же поехали в Италию. Благо Илья с Мариной там очень удачно сняли домик: даты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments

  • Линьяно 2021

    Этим летом устроили себе «День сурка» второго порядка: после года, проведённого как один нескончаемый день, решили провести летний отпуск в точности…

  • Итальянский лагерь 2020: Болонья

    Третий город нашего итальянского лагеря. С ним было, наверное, удобнее всего, потому что под Болоньей живёт Оля — не то, чтобы она мало знала про…

  • Италия на бис

    Как только карантин сняли до такой степени, что стало можно, мы тут же поехали в Италию. Благо Илья с Мариной там очень удачно сняли домик: даты…