green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Новая Третьяковка — до революции

В один из прошлых приездов Анюта ходила в Новую Третьяковку, и после её фотографий мне очень хотелось туда попасть. Приехали с Серёгасом к открытию музея. На входе стоит рамка металлоискателя, но явно новая, милиция к ней сама ещё не привыкла, минут 10 они вспоминали, как её включать. На входе родное тоталитарное искусство перековывает мечи на орала:



Коллекция у музея действительно шикарная. Я буду вывешивать фотки по частям, разбивая их по стилю, почти хронологически — благо российская история XX века не слишком располагала к долголетию художников и частой смене ими стилей.

Когда-то в Бергамо мы попали на выставку Малевича, где я впервые увидел русскую дореволюционную современную живопись — импрессионизм, кубизм, дореволюционный авангард. Мне и так всё это очень нравится, а тут ещё и с такими родными коннотациями. Очевидно, в Третьяковке этого добра полно. Прямо в холле устроили развлекаловку с виртуальной реальностью про Гончарову и Малевича — ты ходишь по их мастерским, подбираешь какие-то элементы и пытаешься составить из них «шедевр».

Почитал немного про Гончарову — оказывается, она уехала во Францию ещё до революции, во время первой мировой войны: в 1915 году Дягилев пригласил её вместе с Ларионовым работать на «Русских сезонах» в Париже. И узнал одновременно, что поженились они с Ларионовым только в 1956 году.

Гончарова, «Автопортрет с жёлтыми лилиями», 1907 (самая известная, наверное, её картина) и «Богоматерь с младенцем», 1911 (шикарное обрамление внизу!):



Она же, «Сенокос», 1910-1911 (отличное нарушение перспективы, напоминает инфографику, которую мы видели в Лондоне) и «Зима. Сбор хвороста», 1911



Она же, «Купальщицы», 1922 — (шикарно! особенно, сравнивая с купальщицами Пикассо, я напишу ещё) и «Осенний вечер. Испанки», 1922-1928 (какое-то интересное ощущение от картины, как будто пикселизация, несмотря на то, что там прямых углов нет вообще, да и прямые не так уж и часто встречаются).



Интересно, кстати, как две последние картины, написанные уже во Франции, попали в Третьяковку?


А это Ларионов, совершенно для меня неожиданные «Волы на отдыхе», 1908:



Ещё менее узнаваемый Ларионов, «Зима / Весна. Времена года (новый примитив)», 1912:



А вот такого Ларионова я и знаю, и люблю — «Голова быка», 1913 и «Петух (лучистый этюд)», 1912:



Он же, уже во Франции — «Весна», 1920-е (он явно видел Матисса) и «Проститутка у парикмахера», конец 1920-х (тоже, типично французский сюжет):




Пётр Кончаловский — это дедушка Никиты Михалкова, он вполне прижился и при Советской власти (народный художник РСФСР, Сталинская премия, всё такое), «Портрет художника Георгия Богдановича Якулова», 1910 и «Сухие краски», 1913. Что интересно, примерно в таком же стиле он прорисовал вплоть до самой смерти в середине 1950-х.



Он же, "Портрет композитора С.С. Прокофьева", 1934:



Илья Машков, «Портрет неизвестного с цветком в петлице», 1910; «Портрет Е.И. Киркальди», 1910 и «Автопортрет», 1911. Он тоже прижился при советской власти, но на его картины смотреть интереснее: к началу 1930-х он пишет вполне прогрессивных пионеров и колхозниц, но затем вовремя возвращается к цветочным натюрмортам, за счёт чего и доживает практически до конца войны.



Юрий Анненков — начал смотреть его работы, и вспомнил, что я где-то видел его зарисовки советских политиков, но не смог вспомнить, где. Википедия рассказывает, что он прожил в СССР до 1924 года, а потом уехал на Биеннале в Венецию и «поселился в Париже». При том, что портреты Троцкого-Каменева-Зиновьева датируются 1926 годом... Не похоже, что во Франции он смог найти себя — пишут, что он оформлял книги в YMCA-Press, что, несомненно, достойное занятие, но картин от его французского периода я не увидел.
В музее висят просто прекрасные «Мечты провинциала», 1912 и «Адам и Ева», 1918. Кубизм с цветами Сальвадора Дали!



Натан Альтман, «Дама у рояля», 1913. У него есть ещё достаточно известный (читай: «я уже где-то видел») портрет Ахматовой. Википедия рассказывает прекрасную судьбу: при советской власти он продолжал рисовать отличные агитационные картины в духе «Кто был никем, тот станет всем» (реально прекрасные, даже удивительно, что я их не увидел в музее), но в 1928 году вместе с еврейским театром уехал-таки на гастроли в Париж, где и остался. Непонятно, чем он там занимался, но в 1935 году он вернулся в СССР — не самое лучшее место и время для авангардной живописи, поэтому он благоразумно переходит к дизайну марок и пр. Работ советского периода я не увидел вообще, в 1968 году Альтман получает «Заслуженного художника РСФСР» и умирает в 1970-м.



Павел Филонов, «Корабли», 1913-1915 и «Композиция с шестью лицами», начало 1930-х. Отличные картины «для рассматривания деталей». Как модный в этом году Брейгель, или как мой любимый Глазунов (только без имперского пафоса последнего). Филонов не просто остался в СССР, но и активно участвовал в революции. До середины 1920-х он активно работает и выставляется, потом его предсказуемо обвиняют в формализме, называют врагом народа, но, как это ни странно, не сажают. Он работает в стол до самой смерти — в 1941 году, в блокадном Ленинграде.




Казимир Малевич, слева — «Портрет Михаила Матюшина», 1913 (отличный кубизм) и «Архитектон (Супрематическая архитектурная модель)» — мы её тоже видели в Бергамо. Меня эти постройки не очень цепляют, здесь понравилось то, что это не оригинальная модель, а реконструкция Юрия Аввакумова, которого мы видели в Париже:



Он же, «Женщина с граблями», 1928-1932, и «Девушка с красным древком», 1932-1933 — их мы тоже видели в Бергамо, что неудивительно, там выставка была посвящена в первую очередь Малевичу:




Аристарх Лентулов, «Москва», 1913 — вот это то, о чём я писал в самом начале. Когда любимый кубизм переплетается с родными «Москва — купола — колокола». Очень интересно получается!



Он же, «Звон. Колокольня Ивана Великого», 1915 и «Тверской бульвар», 1917. Лентулов жил в СССР. Насколько я понял, где-то в конце 1920-х он перешёл к достаточно спокойному стилю, рисовал немного, больше преподавал. Умер в 1943 году, я не смог найти информации о причинах смерти.



Николай Ульянов, «Автопортрет с парикмахером», 1914-1923 — симпатичный портрет между двух зеркал. В фотографии это крайне распространённый приём, а вот в картинах я не припомню:



Адольф Мильман, «Крымский пейзаж с мечетью», 1915 — практически гора Сент-Виктуар Сезанна. Уехал в 1921 году в Париж, но здесь практически не рисовал. Болел, умер в 1930-м.



Иван Клюн, «Музыкант», 1916 — я уже встречал это имя на разных выставках, гениальный художник! Работал в СССР до конца 1920-х, потом оказался настолько несовместимым с генеральной линией партии, что перестал рисовать. Информации ни о жизни в 1930-х, ни о смерти (1943 год) я не нашёл. Справа — его «Кузница в деревне», 1930-е.



Любовь Попова, «Итальянский натюрморт», 1917-1918 и Борис Григорьев, «Консьержка», 1918 — две типично французские картины, никогда не опознал бы их как русские. Любовь Попова прекрасно прожила в СССР, но недолго — умерла в 1924 году от скарлатины. Борис Григорьев же уже в 1919 переплывает на лодке Финский залив и дальше работает во Франции.



Александра Экстер, «Венеция» — очень неожиданная тема для русской картины 1918 года. Но, судя по её биографии, Александра Экстер была настоящим космополитом. До революции она часто и жила, и работала, и выставлялась по всей Европе. После революции работала в России, в 1923 году эмигрировала во Францию — какое-то время продолжая считать себя советской художницей. Преподавала в Париже, жила в Fontenay-aux-Roses, умерла в 1949 году.



Роберт Фальк, «Красная мебель», 1920. Прожил в России до 1928 году, затем в Париже до 1937 года, затем вернулся в Москву, где продолжил успешно работать. Слегка огрёб за «формализм» в 1940-х, но без особых последствий. Умер в 1958 году.



Шагал, «Панно для Еврейского театра „Свадебный стол“», 1920. Шагала в музее было достаточно мало, многие картины были «на выставке» — и я даже знаю, на какой :-) Я ещё напишу про выставку Шагала в Помпиду.

Tags: art moderne, russie, Третьяковка
Subscribe

  • Renault Megane Estate PHEV

    Вторая часть, как выразился _not_me, рекламного поста про нашу машинку :-) Потому что водить её оказалось одновременно и удобно,…

  • Стоимость электричества для машины

    У нас с начала мая новая машинка, я  писал, что интересно будет посмотреть на цифры, а тут мы как раз съездили в Италию, данных набралось. Во-первых…

  • Board Game Arena и Queimada

    На BGA обнаружился когда-то купленный у Эдит Saint-Petersbourg. Симпатичная игрушка, основная сложность в которой заключается в понимании момента,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Renault Megane Estate PHEV

    Вторая часть, как выразился _not_me, рекламного поста про нашу машинку :-) Потому что водить её оказалось одновременно и удобно,…

  • Стоимость электричества для машины

    У нас с начала мая новая машинка, я  писал, что интересно будет посмотреть на цифры, а тут мы как раз съездили в Италию, данных набралось. Во-первых…

  • Board Game Arena и Queimada

    На BGA обнаружился когда-то купленный у Эдит Saint-Petersbourg. Симпатичная игрушка, основная сложность в которой заключается в понимании момента,…