green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Москва — мелочи

Немножко фотографий столицы нашей Родины, города-героя Москвы.
Вечер, точнее даже ночь, провёл с Пашкой. И вообще, ощущение от поездки — надо чаще видеть друзей. Формат самой «встречи выпускников» был достаточно бестолковым, лично мне больше нравятся встречи один-на-один, максимум на троих (гусары, молчать!). То есть я не жалею, что приехал — без массовых встреч личные контакты на расстоянии теряются гораздо быстрее. Без них не будет и встреч один-на-один. Но всё равно, ощущение было скорее, что не договорили чего-то, не наболтались.

Пашка провёз меня по родным местам — Кремль, библиотека имени Ленина, Кутафья башня, Исторический музей. Совершенно неожиданно выехали с непривычного ракурса к «Дому педагогической книги» на Кузнецком — пешком я приходил только с другой, перпендикулярной стороны.
Перед чемпионатом мира город раскрашен (или он теперь всегда такой?), всё в иллюминациях.
И совершенно не спит Москва. В два часа ночи попали в достаточно глухую пробку (опять же, или это просто дороги бестолково устроены? как у нас левосторонний мостик на пересечении A4-A86, где пробки бывают, кажется, даже в ночь с 15 на 16 августа).



Ещё что удивительно: на дорогах какое-то огромное количество страшных строительных грузовиков. Не аккуратные фуры, везущие еду в супермаркет, а именно строительные, едва не карьерные самосвалы. Вот тоже было бы интересно понять, как их прячут здесь — стройки ведь тоже есть, но строительной техники на дорогах почему-то не видно.

Ночные фотографии «только для личного пользования» — артистические размытости на них должны символизировать накатывающие от ностальгии слёзы :-) Дальше будет день — это уже после Долгопы я еду в Москву (Стас отвёз к С., встретиться с которым было тоже совершенно нежданной радостью).

Видно, что власть в городе захватили строители. На всех окраинах какие-то совершенно безумные развязки и одинаковые дома-муравейники (я словил себя на мысли, что путаю московские «Печатники» с киевскими «Позняками» — street view вам в помощь, найдите десять отличий).



Повсюду ностальгическая советская символика. И вообще, по рекламе судя, негласно подразумевается «советское — значит лучшее». Смешная реклама на заводе «Зенит»: «марка, проверенная временем» — казалось бы, высокотехнологическая, бурно меняющаяся отрасль. Гостиницы и рестораны с отсылкой «Советский» в названии тоже забавны — уж с чем-чем, а с этим в СССР точно было не шибко. Футбольный центр «СССР — Сеть Спортивных Сооружений России». Мороженое «Артек» и прочая советская классика...



А вот это да, моя личная ностальгия по СССР :-) Красивейшая сталинская готика, я ею бредил ещё в детстве:



И при этом нет никакого стремления сохранить внешний вид. Я помню, читал когда-то рассуждения побывавшего в России иностранца о том, что для русского человека дом заканчивается дверью в его квартиру. Внутри должно быть всё идеально, лишняя пылинка может привести к потери лица. В то время как снаружи (подьезд, фасад) может быть всё, что угодно, и это никак не скажется ни на самоощущении хозяина, ни на его имидже.
Особенно, конечно, бросаются в глаза кондиционеры на фасадах — с другой стороны, слава богу, не перекрасили и балконов не понавешали как в Тбилиси.



Очень интересное ощущение от нового стадиона «Динамо» и одноимённой станции метро. Мне кажется красивым и то, и другое — но какой же огромный диссонанс от того, что они рядом! Не просто контраст — мне как раз нравится, когда видишь старую церковь у подножия небоскрёба. А именно диспропорция какая-то, несовместимость...



Появились приличные трамваи. Советские (чешские) тоже всё ещё ездят, но их постепенно заменяют.
И бросается в глаза куча проводов в воздухе. С другой стороны, относительно недавно были и рекламные растяжки — с ними разобрались, может когда-нибудь найдутся деньги и на то, чтобы и провода зарыть под землю.



Днём ещё сюрреалистичнее выглядит проезд мимо Кремля. Задуматься только — через самое туристическое место города проходит многополосная автомагистраль! В Киеве то же самое. В Париже разве только Риволи приходит в голову. Ну и Елисейские поля, но я искренне не понимаю эту улицу.



А на этой фотографии — место моего любимого life-hack из начала 1990-х. Вон за теми деревьями, слева от Угловой Арсенальной башни, там был едва ли не единственный публичный (и бесплатный!) туалет Москвы. Закрылся в середине 1990-х.



А с этим углом у меня связана история, когда нам предложили «бесплатно поработать» клакерами. Я согласился на «Ромео и Джульетту» Прокофьева. Приехали мы с другом впритирку, минут за 5 до начала спектакля. Выходим на «Театральной» — где ещё искать Большой театр? — и понимаем, что вот это здание с конями может быть нужным нам театром. А может и не быть. Времени бегать и проверять у нас нет. Спрашивать «как пройти к Большому театру?», стоя на площади перед Большим театром, смешно. И тут нам приходит в голову гениальное решение — пройти буквально 10 метров, зайти вот за этот угол, чтобы коней не было видно, там спрашивать театр не стыдно.
Поход всё равно закончился позором. Я не про то, как мы (в джинсах и растянутых свитерах) смотрелись на фоне «приличной публики». А про то, как, получив задание «хлопать при выходе кормилицы», мы внезапно поняли, что наше поверхностное знание «Ромео и Джульетты» не включает в себя наличие кормилицы в сюжете...



Тоже очень личное для меня место в Москве. Лубянка — первый кусочек города, который я склеил с другим (с Кремлём) в свой первый приезд в Москву, ещё в конце 1980-х (я тогда был «юным железнодорожником», и за какие-то заслуги меня послали по обмену в московское детское пароходство). На этой же площади был совершенно волшебный «Детский мир». И, уже живя во Франции, я узнал про музей Маяковского (отличный музей, к слову).
В этот раз едва не впервые проезжал через Лубянку на машине. Какие же длинные в Москве светофоры!



Стройка Политехнического музея, о которой я писал после выставки её архитектора в Париже:



Зарядье с его балконом. Видно, что в город вбухивается какое-то безумное количество денег. Меня как «иностранного туриста» это не может не радовать. А вот Анюту, у которой родители в Подмосковье живут, жутко раздражают эти понты в центре города, когда в нескольких километрах отсюда денег нет даже на то, чтобы залатать асфальт. И это правда: Москва и в наше время была пупом земли, и сейчас ничего не делается для децентрализации. Все офисы в центре, всё развлечение в центре, а на окраинах — депрессивные дома-муравейники. Франция тоже имперская, централизированная страна, где всё самое интересное сосредоточено в Париже. Но всё же не до такой степени. Германии с Италией в этом смысле повезло больше.



А ещё, мне очень нравится, когда люди пытаются искать рациональные оправдания тому, что на первый взгляд выглядит смешным или некомпетентным. Кажется, что это и есть проявление любви / патриотизма / whatever. Ты на словах можешь сколько угодно хаять городские власти, но когда их же начинают критиковать другие — ты автоматически пытаешься найти оправдание, если не объяснение.
Встретили вот поливальную машину, и С. тут же рассказал о том, почему они регулярно «поливают дороги» после дождя. Весь ФБ зубоскалит над «распиливанием бюджета», а он когда-то слышал интервью работника городских служб, который объяснял, что именно после дождя нужно мыть дороги — пока вся пыль прибита, лучше её смыть, не дожидаясь, пока она высохнет и снова поднимется в воздух.
Тут же вспоминается и tema, регулярно пинающий Московские власти за то, что они мало рассказывают о себе, о своей работе.



Это мы в Новую Третьяковку едем. С этой стороны города у меня вообще пробел, несмотря на 8 лет жизни в Москве. Обрадовался Шуховской башне — где-то рядом с нею нас поселили «юные пароходоводители» в мой первый приезд в Москву. В каком-то спортзале, на полу, на матрасах :-)
И удивительный вид издалека на Московский Кремль — я никогда не осознавал, что Колокольня Ивана Великого настолько выше всех кремлёвских башен!



Родное метро — всё те же вагоны, и всё тот же бестолковый счётчик минут (кого интересует, когда ушёл предыдущий поезд? очевидно, что нужно показывать время до следующего поезда!)
Метро очень шумное, в нём невозможно разговаривать. И очень тусклые лампы (раньше я такое помню только на старой синей ветке), невозможно читать — или это уже я старею? Скоро в метро буду ездить со спелеологической лампой на лбу :-)



Какие шикарные решётки метро! Сразу Вазарелли вспоминается (здесь не грех поставить ссылку на великую выставку про Кота):



Советский купол метро с иллюзией большей глубины и современным затерявшимся гелиевым шариком:




Поехал к анютиным родителям в Бронницы. Вдоль дороги — строительные магазины и военные развлечения. «Парк патриот — многофункциональный огневой центр» — и такого полно, милитаризм реально на каждом углу. Как в детстве, когда нас в школе учили стрелять из Калашникова и бросать гранаты...



До Бронниц ходят шикарные, современные автобусы. Напротив меня тётушка копалась в какой-то религиозной книге, рядом с ней сел громко говорящий по телефону молодой человек. Тётушка какое-то время пыталась вернуться в свою нирвану, затем высказалась-таки:
— Молодой человек, нельзя ли потише разговаривать?
— Нельзя!!! (и дальше в телефон, уже спокойно) Нет-нет, это я не тебе...
Сразу куча воспоминаний налетела. И про то, как мы с Анютой и Наденькой разговаривали в метро, перекрикивая музыкантов так, что они были вынуждены собрать свои вещи и перейти в соседний вагон (мы этого не замечаем, но в России в публичных местах действительно допускается разговаривать существенно громче, чем во Франции). И как я сказал об этом, пытаясь предупредить человека, чтобы на него не косился весь ресторан — и тут же огрёб в морду «что ты меня за быдло необразованное держишь, как будто я не знаю, как вести себя на людях!»
И самое главное — про то, что этот парень совершенно не казался смешным мудаком ни самому себе, ни его собеседнику. Это вообще одна из моих любимых тем — жить так, как кажется правильным тебе, или как кажется правильным окружающим? Очевидно, что перекос в любую сторону приводит к ужасам, но где идеал, как правильно?

Ещё удивила увиденная где-то тарифная сетка мобильного оператора. Роуминг по всей России, но при этом два тарифа: «всё, кроме Крыма» и «Крым». Причём Крым дешевле всей остальной России.


Уже на пересадке в Германии в аэропорту увидел куча коек-носилок в переходе — кто знает, зачем они? На импровизированный зал долгого ожидания (беженцы?) как-то не похоже. Хранить койки впрок на случай аварии? Так проще их держать в сложенном виде. Непонятно...

Tags: ja, russie
Subscribe

  • Помпиду, в основном сюрреалисты

    Картина, привлекшая внимание табличкой: Сергей Шаршун, «La fortune danseuse», 1922. Пишут, что это, возможно, портрет Айседоры Дункан, которую…

  • Баранов-Россине в Центре Помпиду

    В прошлый поход в Помпиду наткнулся на целый зал, посвящённый человеку, о котором я до сих пор ничего не слышал — Владимир Давидович…

  • Centre Pompidou после большого перерыва

    С Помпиду вышла смешная история. В начале 2020 мы поехали в Италию, и я перед отъездом традиционно облегчил свой кошелёк, выложив все ненужные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

  • Помпиду, в основном сюрреалисты

    Картина, привлекшая внимание табличкой: Сергей Шаршун, «La fortune danseuse», 1922. Пишут, что это, возможно, портрет Айседоры Дункан, которую…

  • Баранов-Россине в Центре Помпиду

    В прошлый поход в Помпиду наткнулся на целый зал, посвящённый человеку, о котором я до сих пор ничего не слышал — Владимир Давидович…

  • Centre Pompidou после большого перерыва

    С Помпиду вышла смешная история. В начале 2020 мы поехали в Италию, и я перед отъездом традиционно облегчил свой кошелёк, выложив все ненужные…