От дворца Карла Великого осталась одна часовня, но какая же она красивая!
Особенно мозаика — во Франции такое византийское богатство очень редко встречается:
Понравились почти арт-нувошные окна и отметка пути Святого Якова — парижская веточка паломничества могла продолжаться дальше, и один из отростков начинался в Ахене:
Еле успел сфотографировать — невероятно длинный автобус с двумя гармошками!
В Кёльне зашли в собор. Рассматривая витраж, обнаружили Сатурн (на левой фотографии справа внизу). Понятно, что витраж современный (он только косит по старину, цвета выдают XX век — справа, для сравнения, «честный», никем не притворяющийся витраж XX века), но тем не менее! Что делает Сатурн в католическом соборе?
Выйдя из собора, мы, кажется, нашли ответ :-)
Часть собора украшена современными фресками — мне очень нравится, когда в великих исторических местах вставляют немного современного. Первые раз такое было в соборе в Biella, с тех пор всякий раз его вспоминаю:
Рака с мощами волхвов — я не знаю, как можно в этот момент не думать про Баудолино :-)
В соборе шикарная мозаика прямо под ногами. Я уже более-менее привык ходить в церквях по надгробным плитам, но во Франции они достаточно потёртые (их уже не жалко?), а здесь и «новенькие», и достаточно тонкая мозаика. Выглядело варварством. Примерно как высморкаться в гобелен.
Могила Святого Энгельберта, архиепископа Кёльнского, XIII век. Скажите, это только мне его поза кажется несколько вызывающей?
Очень красиво (как в мечети!) оформленные двери. А ещё удивили гобелены вдоль нефа — я читал, что раньше в соборах часто висели гобелены, но вживую никогда такого не видел.
Наткнулись на непонятную надпись на полу (на фотографии слева). «1940», «1000» и «Roma» складывались в фашистский тысячелетний рейх. На самом деле оказалось, что это аналог Stolpersteine (дословно «спотыкающие камни», они на фотографии справа), только не про евреев, а про цыган (в Кёльне было собрано 1000 цыган — 1000 Roma — и сослано на уничтожение в концлагеря), и не именные напротив каждого дома, а групповые, по маршруту следования конвоя.
Зашли в первое попавшееся кафе-мороженое. Вот что удобно в Германии, когда ты — русский турист, и к чему я никак не могу привыкнуть после Франции, это то, что практически везде найдётся человек, говорящий по-русски. В этом кафе хозяева были откуда-то из СССР. Они же рассказали нам, что синяя линия на полу перед кафе (должно быть видно на фотографии справа) отгораживает пространство для террасы кафе — вот, кстати, чего тоже не хватает во Франции! У меня от станции до работы можно пройти пешком, и там кафе захватили весь тротуар, вытеснив пешеходов на велосипедную дорожку (на этом месте голландцев передёрнуло...)
Жутко раздражает. И как пешехода, и как велосипедиста.
Бутик «того самого одеколона» — одним из открытий, когда я начал учить французский язык, было написание слова «одеколон» по-французски: «eau de Cologne». Дословно «Кёльнская [туалетная] вода». Именно это написано на витрине магазина. Надо полагать, что «4711» переводится как «Тройной» — номер какого-то культового рецепта одеколона :-)