green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Invalides — Napoleon stratège

В начале года в Инвалидах была неплохая выставка про Наполеона. Название «Наполеон — стратег» говорило о желании кураторов показать, в чём именно Наполеон был крут, почему он выигрывал войны. У меня, видимо, совсем плохо со знаниями в этой области, я понимал только детскую версию выставки. Ну и множество интересных экспонатов — музей Армии всё-таки богатейший музей.

Начинается рассказ с документа о приёме Наполеона Бонапарта в парижскую военную школу, 1784 год. Он подписан Людовиком XVI. Справа — документ о зачислении Наполеона в королевскую артиллерию, 1785 год:



Пишут, что капитан Бонапарт — умный и нетерпеливый. Прямое начальство не всегда понимает и принимает его предложения, после чего Наполеон начинает писать напрямую военному министру — очевидно, это не улучшило его и без того сложных отношений с начальством. На фотографии — план Наполеона для захвата Тулона (там были роялисты при поддержке англичан), II год революционного календаря (1793).



Тулон в итоге взяли по плану Бонапарта, карьера его идёт резко вверх, и уже в 1796-1797 его назначают командующим французской армии в Италии (под его руководством находится 45 000 человек). Он громит там австрийцев, доходит до Вены, где подписывает — не совещаясь с Парижем, и не имея на то полномочий — мирный договор.

1798 год генерал Наполеон идёт с армией в Египет. Картина Ватто, «Битва у Пирамид», 1798 — отличный фон для батальной сцены! (на самом деле, пирамиды были едва видны где-то далеко на горизонте, но название «Битва у Пирамид» существенно лучше подходит для пропаганды, чем более достоверное «Битва у деревни Эмбабех»)



Тоже забавно: я очень много слышал о победном походе Наполеона в Египет, о французской научной экспедиции, сопровождавшей армию. Немного слышал о разгроме французского флота в Египте. И совершенно ничего об отступлении французских войск из Египта через 3 года три года — без подкрепления экспедиционному корпусу там было не выжить.

Тарелочка «Diwan militaire», 1811 — я обожаю это слово, обозначающее скорее «совет министров», но при этом давшее русское «диван» и название моей рубрики на УБЗ :-)
Тарелка по картине Виван-Денона, в честь которого названо крыло Лувра.



В 1800 году Наполеон ведёт войну на севере Италии. Он вместе регулярно проходит через Альпы там, где прохода армии совершенно не ждали. На фотографии — модель саней для пушки:



Пишут, что очередное неожиданное появление армии, да ещё и с конницей и артиллерией, помогло выиграть битву при Маренго. У меня это слово ассоциируется исключительно с poulet Marengo. Когда у нас в столовой как-то сделали это блюдо, я спросил у шеф-повара, что это за странное название. Он мне рассказал легенду, что битва при Маренго была настолько кровавой, что ярко-красный соус назвали в память о пролитых там реках крови. Википедия, впрочем, даёт другую версию — это блюдо было придумано поваром Наполеона, и первый раз будущий император испробовал его вечером после битвы. И соус на Википедии не такой уж и красный...

Карта с булавками для войск. Пишут, что традиционно двигали фишки (русский посетитель в этот момент думает про картошку), но это было слишком грубое изображение положения войск на картах.
На фотографии карта не самого Наполеона, а его пасынка, но у него была такая же:



Отдельный чемоданчик с флажками для австрийской армии:



Модель перевозного понтонного моста, 1802 год. Утверждается, что это была революционная для того времени модель, позволявшая практически с ходу форсировать любую реку. Испробована на По, Ниле, Рейне, Дунае, Березине — последнее название играет особыми нотами в душе русского посетителя:



Рассказывают про коммуникации. Во время продвижения французской армии каждые 100 километров ставят базу с гарнизоном, вдоль дорог между базами — небольшие отряды, следящие за порядком на дороге. В 1811 году вводится понятие «императорских дорог» от Парижа до границ империи, а то и выходящих за них (к сети подключены Брюссель, Амстердам, Гамбург, Милан). Дороги строились в первую очередь для быстрой переброски войск — так делали ещё во времена Древнего Рима, но нужно сначала построить империю, чтобы иметь возможность реализовывать эту выигрышную стратегию.



Продолжая тему мобильности: походные (складные) стол и стул Наполеона. Генеральный штаб наполеоновской армии разворачивается на указанном месте за полчаса, обеспечивая командному составу приличный уровень комфорта.
На стуле — та самая треуголка из русской кампании 1812 года. Я как-то не задумывался, но в музее пишут, что Наполеон носил почти обычную солдатскую шляпу, и нарочно надевал её поперёк, чтобы солдаты могли издалека узнавать Бонапарта — «Император с нами!», а это вполне эффективная пропаганда и поддержка морали.



Вандомская колонна изначально планировалась со статуей Наполеона наверху. На макете даже вторая статуя — первую сняли в 1818 году, городские легенды гласят, что её переплавили на статую Генриха IV на новом мосту. Вторую сняли в 1863 году и спрятали в музее (она в Инвалидах), а на колонне стоит уже третья статуя Наполеона — в виде римского императора:



Очень много компьютеров с программами, предлагающими разные варианты развития события для той или иной битвы. Достаточно примитивные — «как бы вы поступили на месте Наполеона?» (в русской кампании предлагают принимать решения за Александра, в Ватерлоо — за Велингтона), всего несколько вариантов ответа, причём один «правильный» (именно так и сделал Наполеон!), а все остальные — нет (но Наполеон поступил не так, а... — и тебя возвращают в заданное историей русло). Но всё равно интересно — в музее есть отдел с «интерактивными картами», где от тебя вообще ничего не зависит (то есть, они не интерактивные, а мультимедия, или даже простая анимация), но всё равно это моё любимое место в музее (спасибо a_p!): приятно смотреть, понимая, кто принимал какие решения, и почему битва закончилась так, а не иначе:




Бородинская битва глазами французского художника — крайне редко встречаются картины в духе «как славно мы проиграли битву», да и эта к ним не относится. Бородинская битва входит в число тех, обе стороны которых считают, что они битву выиграли.



Про русскую кампанию 1812 года, конечно же, рассказывают много. Для детей даже подробно разбирают картину: труп слева — умерший и замёрзший солдат; французские кавалеристы сразу за ним пьют водку, чтобы согреться; их товарищ на первом плане олицетворяет собой уныние — конь его умер, и самому ему, похоже, осталось недолго:



Неожиданная для меня мысль — в западно-европейских походах французская армия питалась тем, что присылали из Франции (возвращаемся к теме дорог и логистики). А вот когда армия начала уходить по-настоящему далеко, туда где своих дорог толком не было (Польша, Россия — или Испания), логистика перестала успевать, и солдаты были вынуждены переходить на «самообеспечение», или, другими словами, грабёж местного населения.
Неожиданность не в том, что солдаты грабили, а в том, что они грабили не везде: лично мне всегда казалось, что именно последнее — нормальное положение дел для наступающей армии. Как много, конечно, у нас в голове вот таких вот, непонятно откуда взявшихся «норм».
На фотографии: рапорт французскому командованию в Можайске о проблемах с добыванием пищи — для того, чтобы раздобыть питание, нужно ехать за 7-8 лье от города, и только с батальоном, потому что крестьяне вооружены и активно сопротивляются.
Справа — униформа русского кавалериста:



Мой любимый вопрос — чем занимались Наполеон и Кутузов между отступлением французов из Москвы (19 октября 1812 года вышли из Москвы) и входом казаков в Париж (30 марта 1814 года)? На выставке очень толково рассказывают и об этом, и о причинах поражения вообще — не «русские победили Наполеона», а как обычно, коалиция и союзники.
Картина «Атака Парижа союзниками». В самом центре картины видна ротонда La Vilette (до сих пор стоит, и я помню, как она поразила меня в первые годы жизни в Париже! 2-я ветка метро выписывает такие виражи, чтобы её объехать — я просто недоумевал, как её не снесли во время постройки метро?), правее неё — Монмартр с ветряными мельницами («мельница» на самом верху — это телеграфная станция), церковь на переднем плане справа — это Pantin, а справа в глубине — это Сен-Дени. С тех пор парижские пригороды сильно изменились...



Далее не для слабонервных. Слева — ящик с инструментами для ампутации. Справа — инструмент (rétracteur de Percy) оголяющий кость, после чего её можно пилить.



Пишут, что французская военная медицина в те времена была на высоте. В частности из-за практики ампутаций — не давали развиваться столбняку, от которого раньше умирало огромное количество солдат. Упоминают хирурга Ларрея, в битве при Эйлау (это тоже была битва Наполеона против русских и прусских войск, но о битвах 1807 года у нас в школе почему-то не было принято рассказывать) проведшего 800 операция за три дня. Википедия дополняет, что во время Бородинского сражения он же провёл 200 ампутаций. Стальные нервы должны были быть у этого человека — он дожил до 76 лет.
Французская Википедия рассказывает прекрасный анекдот о том, как Ларрея ранило при Ватерлоо, и его взяли в плен прусские войска. И чуть не расстреляли на месте, потому что он был похож на Наполеона. Ларрей спасся только потому, что его опознал прусский врач (Ларрей учил его в Берлине) и сам Блюхер (Ларрей вылечил его сына за два года до того) — вот ведь у людей память на лица! :-)
Tags: invalides
Subscribe

  • Grande Galerie №10-11

    Иллюстрация к статье про коллекцию Людовика XIV — скульптура «Венера наказывает Амура» (слева). У меня однозначная ассоциация с одной из моих любимых…

  • Grande galerie №9

    В журнале цитируют доклад об экономическом влиянии Лувра. Пишут, что музей создаёт от 10 до 20 тысяч рабочих мест (при том, что в самом музее, если…

  • Grande galerie №8

    Слева: наткнулся на фотографию безо всякого объяснения, просто для оформления журнала: скульптура «медведь-дантист». На сайте Лувра её  упоминают,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments