Начинается рассказ с документа о приёме Наполеона Бонапарта в парижскую военную школу, 1784 год. Он подписан Людовиком XVI. Справа — документ о зачислении Наполеона в королевскую артиллерию, 1785 год:
Пишут, что капитан Бонапарт — умный и нетерпеливый. Прямое начальство не всегда понимает и принимает его предложения, после чего Наполеон начинает писать напрямую военному министру — очевидно, это не улучшило его и без того сложных отношений с начальством. На фотографии — план Наполеона для захвата Тулона (там были роялисты при поддержке англичан), II год революционного календаря (1793).
Тулон в итоге взяли по плану Бонапарта, карьера его идёт резко вверх, и уже в 1796-1797 его назначают командующим французской армии в Италии (под его руководством находится 45 000 человек). Он громит там австрийцев, доходит до Вены, где подписывает — не совещаясь с Парижем, и не имея на то полномочий — мирный договор.
1798 год генерал Наполеон идёт с армией в Египет. Картина Ватто, «Битва у Пирамид», 1798 — отличный фон для батальной сцены! (на самом деле, пирамиды были едва видны где-то далеко на горизонте, но название «Битва у Пирамид» существенно лучше подходит для пропаганды, чем более достоверное «Битва у деревни Эмбабех»)
Тоже забавно: я очень много слышал о победном походе Наполеона в Египет, о французской научной экспедиции, сопровождавшей армию. Немного слышал о разгроме французского флота в Египте. И совершенно ничего об отступлении французских войск из Египта через 3 года три года — без подкрепления экспедиционному корпусу там было не выжить.
Тарелочка «Diwan militaire», 1811 — я обожаю это слово, обозначающее скорее «совет министров», но при этом давшее русское «диван» и название моей рубрики на УБЗ :-)
Тарелка по картине Виван-Денона, в честь которого названо крыло Лувра.
В 1800 году Наполеон ведёт войну на севере Италии. Он вместе регулярно проходит через Альпы там, где прохода армии совершенно не ждали. На фотографии — модель саней для пушки:
Пишут, что очередное неожиданное появление армии, да ещё и с конницей и артиллерией, помогло выиграть битву при Маренго. У меня это слово ассоциируется исключительно с poulet Marengo. Когда у нас в столовой как-то сделали это блюдо, я спросил у шеф-повара, что это за странное название. Он мне рассказал легенду, что битва при Маренго была настолько кровавой, что ярко-красный соус назвали в память о пролитых там реках крови. Википедия, впрочем, даёт другую версию — это блюдо было придумано поваром Наполеона, и первый раз будущий император испробовал его вечером после битвы. И соус на Википедии не такой уж и красный...
Карта с булавками для войск. Пишут, что традиционно двигали фишки (русский посетитель в этот момент думает про картошку), но это было слишком грубое изображение положения войск на картах.
На фотографии карта не самого Наполеона, а его пасынка, но у него была такая же:
Отдельный чемоданчик с флажками для австрийской армии:
Модель перевозного понтонного моста, 1802 год. Утверждается, что это была революционная для того времени модель, позволявшая практически с ходу форсировать любую реку. Испробована на По, Ниле, Рейне, Дунае, Березине — последнее название играет особыми нотами в душе русского посетителя:
Рассказывают про коммуникации. Во время продвижения французской армии каждые 100 километров ставят базу с гарнизоном, вдоль дорог между базами — небольшие отряды, следящие за порядком на дороге. В 1811 году вводится понятие «императорских дорог» от Парижа до границ империи, а то и выходящих за них (к сети подключены Брюссель, Амстердам, Гамбург, Милан). Дороги строились в первую очередь для быстрой переброски войск — так делали ещё во времена Древнего Рима, но нужно сначала построить империю, чтобы иметь возможность реализовывать эту выигрышную стратегию.
Продолжая тему мобильности: походные (складные) стол и стул Наполеона. Генеральный штаб наполеоновской армии разворачивается на указанном месте за полчаса, обеспечивая командному составу приличный уровень комфорта.
На стуле — та самая треуголка из русской кампании 1812 года. Я как-то не задумывался, но в музее пишут, что Наполеон носил почти обычную солдатскую шляпу, и нарочно надевал её поперёк, чтобы солдаты могли издалека узнавать Бонапарта — «Император с нами!», а это вполне эффективная пропаганда и поддержка морали.
Вандомская колонна изначально планировалась со статуей Наполеона наверху. На макете даже вторая статуя — первую сняли в 1818 году, городские легенды гласят, что её переплавили на статую Генриха IV на новом мосту. Вторую сняли в 1863 году и спрятали в музее (она в Инвалидах), а на колонне стоит уже третья статуя Наполеона — в виде римского императора:
Очень много компьютеров с программами, предлагающими разные варианты развития события для той или иной битвы. Достаточно примитивные — «как бы вы поступили на месте Наполеона?» (в русской кампании предлагают принимать решения за Александра, в Ватерлоо — за Велингтона), всего несколько вариантов ответа, причём один «правильный» (именно так и сделал Наполеон!), а все остальные — нет (но Наполеон поступил не так, а... — и тебя возвращают в заданное историей русло). Но всё равно интересно — в музее есть отдел с «интерактивными картами», где от тебя вообще ничего не зависит (то есть, они не интерактивные, а мультимедия, или даже простая анимация), но всё равно это моё любимое место в музее (спасибо
Бородинская битва глазами французского художника — крайне редко встречаются картины в духе «как славно мы проиграли битву», да и эта к ним не относится. Бородинская битва входит в число тех, обе стороны которых считают, что они битву выиграли.
Про русскую кампанию 1812 года, конечно же, рассказывают много. Для детей даже подробно разбирают картину: труп слева — умерший и замёрзший солдат; французские кавалеристы сразу за ним пьют водку, чтобы согреться; их товарищ на первом плане олицетворяет собой уныние — конь его умер, и самому ему, похоже, осталось недолго:
Неожиданная для меня мысль — в западно-европейских походах французская армия питалась тем, что присылали из Франции (возвращаемся к теме дорог и логистики). А вот когда армия начала уходить по-настоящему далеко, туда где своих дорог толком не было (Польша, Россия — или Испания), логистика перестала успевать, и солдаты были вынуждены переходить на «самообеспечение», или, другими словами, грабёж местного населения.
Неожиданность не в том, что солдаты грабили, а в том, что они грабили не везде: лично мне всегда казалось, что именно последнее — нормальное положение дел для наступающей армии. Как много, конечно, у нас в голове вот таких вот, непонятно откуда взявшихся «норм».
На фотографии: рапорт французскому командованию в Можайске о проблемах с добыванием пищи — для того, чтобы раздобыть питание, нужно ехать за 7-8 лье от города, и только с батальоном, потому что крестьяне вооружены и активно сопротивляются.
Справа — униформа русского кавалериста:
Мой любимый вопрос — чем занимались Наполеон и Кутузов между отступлением французов из Москвы (19 октября 1812 года вышли из Москвы) и входом казаков в Париж (30 марта 1814 года)? На выставке очень толково рассказывают и об этом, и о причинах поражения вообще — не «русские победили Наполеона», а как обычно, коалиция и союзники.
Картина «Атака Парижа союзниками». В самом центре картины видна ротонда La Vilette (до сих пор стоит, и я помню, как она поразила меня в первые годы жизни в Париже! 2-я ветка метро выписывает такие виражи, чтобы её объехать — я просто недоумевал, как её не снесли во время постройки метро?), правее неё — Монмартр с ветряными мельницами («мельница» на самом верху — это телеграфная станция), церковь на переднем плане справа — это Pantin, а справа в глубине — это Сен-Дени. С тех пор парижские пригороды сильно изменились...
Далее не для слабонервных. Слева — ящик с инструментами для ампутации. Справа — инструмент (rétracteur de Percy) оголяющий кость, после чего её можно пилить.
Пишут, что французская военная медицина в те времена была на высоте. В частности из-за практики ампутаций — не давали развиваться столбняку, от которого раньше умирало огромное количество солдат. Упоминают хирурга Ларрея, в битве при Эйлау (это тоже была битва Наполеона против русских и прусских войск, но о битвах 1807 года у нас в школе почему-то не было принято рассказывать) проведшего 800 операция за три дня. Википедия дополняет, что во время Бородинского сражения он же провёл 200 ампутаций. Стальные нервы должны были быть у этого человека — он дожил до 76 лет.
Французская Википедия рассказывает прекрасный анекдот о том, как Ларрея ранило при Ватерлоо, и его взяли в плен прусские войска. И чуть не расстреляли на месте, потому что он был похож на Наполеона. Ларрей спасся только потому, что его опознал прусский врач (Ларрей учил его в Берлине) и сам Блюхер (Ларрей вылечил его сына за два года до того) — вот ведь у людей память на лица! :-)