green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Cité de l’architecture — globes

Выставка Globes в Cité de l’architecture. Я представлял, что будут рассказывать про глобусы — одна из моих любимых тем. Но всё оказалось гораздо масштабнее, рассказывали вообще про сферу в архитектуре — конечно же, гигантские глобусы, но не только.

Чем мне нравятся хорошо продуманные выставки — неожиданностью того, что там видишь. На этой выставке каждый глобус был помечен специальным знаком-кодом по заявленной в начале выставки многомерной классификации (я не понял, это стандартная классификация, либо придуманная специально для этой выставки): земля изображена на глобусе или небо, выпуклый он или вогнутый, внутри здания находится — или наоборот, его внешняя стена, полная сфера или часть, подвижный или нет, реализован проект или нет и т.д. Вариантов много, в начале выставки висел такой вот «словарь»:



Понятно, что первые сферы в архитектуре — это купола. И даже сферы-глобусы, и даже крутящиеся сферы были достаточно давно. На выставке говорят про Cenatio rotunda, 64-68 года, Рим — это банкетный зал золотого дворца Нерона, якобы он крутился, описывая круг за сутки, панорамный вид для посетителей с постоянным положением Солнца. Долгое время историки считали зал не то легендой, не то проектом, но в 2009 году археологи вроде как нашли остатки этой постройки совсем рядом в Колизеем, диаметр выходит примерно в 16 метров (это как наш дом в длину):



Готторпский глобус, 1650-1664, снаружи Земля, внутри небо. Диаметр 3 метра, можно заходить внутрь. Вроде как рассчитан на 12 посетителей, но кажется мне, что это как лифты, в которых написано «1500 кг, 22 человека», а тесно там уже всемером. Глобус этот сделали в Германии, там его увидел Пётр I, и так он царю понравился, что глобус подарили в Россию, привезли в Питер, он там удачно сгорел, ему сделали копию, до Второй мировой войны он простоял под Ленинградом, немцы вывезли его в качестве трофея, но после победы глобус вернули в Россию. Вроде как сейчас он стоит в Кунсткамере, но в Германии сделали себе ещё одну копию.



Про глобусы Коронелли пишут, что они тоже вмещали в себя до 30 человек. Но в этом случае я совсем не понимаю, зачем это нужно было делать — внутри у них лишь поддерживающая структура, никаких достопримечательностей.

Проект мавзолея для Ньютона, 1784 год. Очень шумный конкурс, очень шумный проект; долго спорили о том, что сфера отсылает скорее к Копернику, чем к Ньютону; критиковали массивность архитектуры, прибивающей посетителя и т.п. В итоге не построили.



Дом космополита, 1784 — это жилой дом. К счастью, тоже остался проектом — неудобные для внутреннего устройства стены, совершенно непонятно, как делать освещение в центре, но как идея — красиво.



А вот ещё одна моя любимая тема — идеальный город. Французский проект конца XVIII века, в котором было предусмотрено сферическое помещение для кладбища. Диаметр 78 метров. Само здание предназначается для связанных с погребением ритуалов, а захоронения — вокруг него, по прямоугольному периметру.



Георама, 1822-1833, диаметр 13 метров, Париж. Внутри — изображение Земли, посетители попадают в центр сферы по проходящей через южный полюс лестнице, благо достоверных карт южного полюса тогда ещё не было:




Забавно, что через в 1844 году в Париже построили ещё одну Геораму. С тем же названием, с чуть меньшим диаметром (10 метров), с той же лестницей. Визуально немного отличается (на выставке были макеты обоих), но принципиально то же самое. Похоже, что за годы первой Георамы мода прошла, её снесли, но через 10 лет интерес снова появился — отстроили заново.

Идеи постепенно становятся всё более и более идиотскими. Здесь кураторы выставки резонно предлагают вспомнить вторую половину XIX века, когда прогрессивному человечеству начинает казаться, что нет преграды для науки и техники, что мы можем всё. Пока что предлагают не всерьёз, но в какой-то фантастике описывают кирпичную Луну. То есть, современным языком выражаясь, идею искусственного спутника земли (в книге она понадобилась в качестве постоянного маяка для мореплавателей). По роману строили Луну несколько лет, готовились к торжественному запуску, но запустили в итоге совершенно случайно, да сразу вместе с рабочими — получилась заодно и идея колонизации космоса.



В конце века построили Эйфелеву башню, и это сразу подстегнуло гонку размеров, всем захотелось сделать большое, больше, самое большое. В какой-то момент озвучили проект глобуса Земного шара в масштабе 1:10 :-)

В 1893 году планируется Всемирная Колумбова Выставка (я помню, как в конце школы я начал задумываться, какие грандиозные праздества должны будут проходить в Америке на 500-летие экспедиции Колумба, и как было бы здорово тогда туда попасть — отчётливо помню фантастичность этой идеи, но при этом уже не совсем полную её невозможность: попасть ещё нельзя было, но мечтать уже можно). Проект ботанического сада в Нью-Йорке (право проводить выставку в итоге выиграл Чикаго) — это одновременно отсылка к Ниагарскому водопаду (10 000 галлонов воды в минуту, 50 метров высоты), и к Альгамбре (Испания, а значит Колумб). Ну а для выставки важна верхняя сфера — под куполом предполагалось поместить карту Земли и обсерваторию:



Французский проект глобуса для выставки 1900 года, масштаб 1:100 000. По спирали (как не вспомнить современный Рейхстаг?) маршрут для туристов. Кураторы отмечают стиль: смесь ар-нуво с яйцами Фаберже:



Отдельная витрина про Скрябина и тотальное искусство. После «Прометея» у Скрябина появляется более грандиозный проект единого спектакля на 7 дней, на 2000 человек. Всё должно было происходить в специально для спектакля построенном храме, храм в виде сферы, на берегу озера, где-то в Гималаях. Помимо музыки — игра со светом, цветом, запахами. Скрябин работал над идеей в 1910-1915 годах, умер, не дописав:



Ещё одна прекрасная биография. Оказывается, после изобретения пулемёта Хайрем Максим занялся аттракционами. Вот его проект 1904-1907 годов: сфера должна была крутиться, центробежная сила — создавать ощущение вертикали, не параллельной вертикали других посетителей. На потолке должно было находиться зеркало, дающее ощущение, что люди находятся повсюду вокруг тебя.
Проект не реализовали, и достаточно быстро инженер Максим переквалифицировался в самолётостроители.



Как-то особенно приятно наряду с чертежами и макетами видеть журнал Scientific American. Видно, что «наша эпоха» уже приближается!

Снова появляется тема космоса — вполне, кажется, приличный журнал с (вы не поверите) межпланетным кораблём барона Мюнхгаузена на обложке:



А это — в кои-то веки практическое применение. 1918 год, проект британских ВМФ для тестирования нового камуфляжа кораблей. Идея в том, чтобы не маскировать корабли, а наносить на них угловатые линии, сбивающие с толку подводников. По этим рисункам якобы было невозможно оценить размер корабля и расстояние до него. Для тестирования идеи построили бассейн с куполом (для искусственного освещения под разным углом — оцените лампочку на второй фотографии), поставили перископ за 2.5 километра и начали тестировать. Раскраску приняли, но эффективность её оценить не успели, война закончилась. Что успели померить — это эффект плацебо: работает. На раскрашенных таким образом кораблях мораль моряков во время боя была существенно выше.



Тем временем в России революция, большевики. В 1926 году проект светового памятника Ленину. Внутри крутящейся сферы предполагалось поместить аудиторию на 2000 человек. Ну а в идеале — ещё и самого Ленина сверху (призрак бродит по Европе, призрак коммунизма). Проект, как это ни странно, посвящается Скрябину.



Вообще, только слушая Быкова, да читая книги про 1920-е годы, я понял, насколько действительно радикальным и новаторским был советский проект. Понятно, что мы застали только нудные 1980-е, которых с 1920-ми объединяло лишь название страны. Но если не смотреть на название, не думать про застой, а смотреть только на то, что было до сталинской реакции — многое было радикально, ничего не казалось невозможным. Не знаю, как кого, меня поразила вот эта программа праздника светомузыки:



«Наше время» ещё ближе — сооружение глобуса на здании центрального московского телеграфа (мы его почему-то называли «главпочтамт»), 1928 год. Глобус был 3D-элементом советского герба на фасаде здания. Вроде как, он должен был вращаться (на моей памяти не вращался — то ли не вышло, то ли к тому времени «у любви у нашей сели батарейки»), а недавно пластмассовый мир окончательно победил, и глобус вовсе заменили на «пластиковую версию»...



Ещё одна очевидное нам применение сферы в архитектуре — планетарии. Пишут, что первый проект планетария (Панкосмос) был в Йене, ещё в конце XVII века. Но тогда что-то не срослось, и первый планетарий построили только в 1920-х, опять же в Йене (там были заводы Цейса, а для современого планетария нужна оптика). Кураторы говорят о революции устройства публичного места — центр сферы отводится не посетителю, а источнику света, зрители сидят достаточно периферийно:



Ещё один немецкий проект — Kugelhaus, сферический дом в Дрездене. Слева — фотография и демонстрационный макет дома на колёсиках (интересно, зачем?). Вроде как, проектов было несколько, первый — 1927 года, 24 метра в диаметре, 5 этажей. И снова идеализации и поиск обобщения: как из таких домов построить целый город? Очевидная проблема интеграции сферы в пространство, определённое плоскостями, потому что сфера — по определению изолированный элемент. Для связи с плоскостью-полом к ней добавили цилиндр холла, но проблему горизонтальной связи (с соседними домами) решить так и не удалось, проект заброшен в 1938 году.
Наверное, здесь тоже уместно вспомнить исторический контекст происходящего.



Ещё один жёстко привязанный к дате проект — Пентадом, 1958 год. В прошлом году СССР запустил Спутник, Америке нужно срочно вернуть ощущение being great again. Одно из направлений внутренней пропаганды собственной мощи — передвижной надувной дом для демонстрации американского баллистического оружия. Кураторы начинают анализировать символизм структуры — на главной сфере изображено северное полушарие, которое делят СССР и США; и при этом «атомная» структура постройки, отсылающая не столько к науке, сколько к атомному оружию. Наверное, продолжают кураторы, натяжение надутой поверхности должно символизировать натянутость отношений сверхдержав. А регулярное сдувание-надувание структуры при переездах — тщетность усилий всех этих пузомерок того времени. Люблю психоанализ :-)



Павильон США на всемирной выставке 1967 года в Монреале. Совершенно космическая для того времени архитектура (на фотографии — процесс постройки), но здание сгорело уже в 1976 году, остался от него только металлический каркасс. На нём впоследствии построили музей Биосфера (буду в Монреале — обязательно надо будет сходить, полюбоваться):



В рамках лунной программы существовал проект LOLA (Lunar Orbit and Landing Approach Simulator) — как это ни странно, я нашёл очень мало информации об этом проекте, только на сайте самого NASA. Это симулятор посадки на Луну. Построили несколько сфер с поверхностью Луны или звёздным небом в процессе посадки, на них астронавтов готовили к разным сценариям развития событий. Но потом, пишут, посадка Аполлона-11 показала, что никаких особых проблем в процессе посадки и взлёта нет, и проект свернули за ненадобностью.
Кураторы отдельно отмечают сюрреализм фотографии «демиурга», с циркулем создающего на наших глазах Луну. Ну и фотография справа, так и кричащая «фотошоп!»:



С какого-то момента с нетерпением начинаешь ждать Звезду смерти — вот она, 1977 год. Табличка указывает «проект не реализован» :-)
Пишут, что в фильме очень мало информации о внутреннем устройстве звезды, но фанаты дописали всё необходимое. На фотографии справа — иллюстрация из Star Wars Technical Journal. Я сначала в ужасе попытался представить, чем можно заполнить периодическое издание с таким названием, но нет, оказалось, что это книга.
Кураторы отмечают сходство искусственной планеты с глазом — и «зрачок», и фокусирующая убивающий лазер линза.



Проект атомного города, 1969 год. Где-то на грани между воинствующим пацифизмом-экологией и стёбом современного искусства. Оригинальная идея: чтобы защитить население от ядерной зимы, нужно построить подземные города! Строим их при помощи ядерных взрывов — они создают сферическую полость в земле, нижняя часть которой отводится под техническое обустройство города, здания строятся на «поверхности» экватора, а на верхней полусфере будет проецироваться реклама. Таким образом, леди и джентельмены, разрушающий эффект атомной бомбы обращён на пользу созидательного процесса!



Ну и практически современный проект, Выставочный центр для ОАЭ, 2006 год. Выглядит цитатой из Звёздных войн:

Tags: cité de l'architecture
Subscribe

  • Помпиду, в основном сюрреалисты

    Картина, привлекшая внимание табличкой: Сергей Шаршун, «La fortune danseuse», 1922. Пишут, что это, возможно, портрет Айседоры Дункан, которую…

  • Баранов-Россине в Центре Помпиду

    В прошлый поход в Помпиду наткнулся на целый зал, посвящённый человеку, о котором я до сих пор ничего не слышал — Владимир Давидович…

  • Centre Pompidou после большого перерыва

    С Помпиду вышла смешная история. В начале 2020 мы поехали в Италию, и я перед отъездом традиционно облегчил свой кошелёк, выложив все ненужные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment