green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Grande Galerie № 45

В журнале целое досье про коллекцию Кампана — я знал это имя только в контексте греческих амфор (когда-то переводил прогулку по Лувру на эту тему). Оказывается, коллекция Кампана была настолько огромной, что Лувр в этом году проводит посвящённую ей выставку.

В частности, Битва при Сан-Романо Учелло — тоже из этой коллекции:



Про эту картину в журнале пишут, что кирасы рыцарей там не нарисованы — это серебряная фольга, наклеенная прямо на дерево и покрытая тонким слоем лака. Лак какой-то особенно-специальный, для создания объёма, поэтому его наносил сам Учелло. Благодаря чему у нас есть отпечатки его пальцев.


В досье про египетскую коллекцию пишут, что классическая композиция вотивных стел подразумевала изображение просящего заказчика стелы и слушающего его просьбы бога. В позднюю эпоху появилась мода рисовать на стелах уши, помогающие богу лучше слышать просящего (в левом нижнем углу):



У меня немедленная ассоциация с ФБ-группой Изнакурнож, где одно время было популярно оставлять комментарий, состоящий из картинки уха. Очень скоро это задолбало всех (есть стандартная функция подписи на комментарии, не засоряющая ничьи почтовые ящики), и модераторы группы начали «банить за ушки».

В том же досье упоминают этимологию имени Хатхор (наша любимая богиня-корова, супруга Гора) как «беременная от Гора». Я порадовался настолько красивому имени, но не смог найти в интернете подтверждения, везде пишут про «дом Гора». Потом понял: «enceinte d’Horus» можно перевести и так, и эдак (а заодно и «беременна Гором», но мать у того всё же Исида). Велик и могуч французский язык :-)



Там же упоминают Анубиса — сына Осириса и Нефтиды. Я, не так давно разбиравший эту мыльную оперу для другой прогулки по Лувру, аж споткнулся: Осирис же был женат на Исиде, а Нефтида — это их общая сестра, жена Сета, она никак не может быть женой Осириса. Оказывается, всё не так просто :-) Нефтида в какой-то момент успела принять обличье Исиды и совратить Осириса, от чего и получился Анубис (в этот момент начинаешь понимать, что греческие мифы не на пустом месте появились у Сета могли быть какие-то рациональные аргументы для ненависти своего брата). Более того, после убийства Осириса, когда его нашли / склеили / мумифицировали, и он отправился в загробный мир, туда с ним отправилась именно Нефтида, ставшая женой Осириса в загробном мире.

В том же египетском досье прекрасный амулет. Статуя джед (о ней я писал во второй части экскурсии об Осирисе) с мумифицированным пенисом. Это, надо полагать, тоже отсылка к легенде об Осирисе (Исида, как известно, нашла все его части, кроме этой, которую слепила из глины — недолговечно, но достаточно, чтобы зачать Гора), и даже смысл амелута понятен (да пребудет с тобой сила!). Мне интересно скорее происхождение пениса. Отрезали у раба, чтобы сделать амулет хозяину? Животное? Труп? Какие ещё есть варианты?




Слушал недавно передачу про предметы искусства как военные трофеи (не перестаю радоваться France Culture, насколько же мне там и стиль нравится, и содержание, и даже какие-то мелочи — у них одна из передач называется: «LSD: La série documentaire»). Одна из вещей, о которых говорила приглашённая тётушка, — что музеи должны чётче проговаривать происхождение выставленных в них предметов искусства. Не обязательно каяться и возвращать (кому? до какого колена?), просто чётко проговаривать. Что Les Noces de Cana, например, вывезена Наполеоном из Венеции, и что её до сих пор регулярно требуют вернуть на родину.
Этого Лувр пока не написал, зато они открыли очередной зал, где будут выставлены экспонаты MNR (я о нём недавно рассказывал). Раньше был только зал картин, в октябре откроется зал графики, а затем запланирован и зал скульптур.
Tags: egypte, grande galerie, louvre
Subscribe

  • Louvre : Le Corps et l'Âme

    В Лувре была выставка, посвящённая итальянской скульптуре Возрождения. Мастерская Мантенья, гравюра 1495 года. Это не скульптура, но почти что —…

  • Grande Galerie №14

    Рассказывают о том, как строили «новые залы» (журнал 2011 года, к залам с тех пор уже успели привыкнуть) для исламской коллекции Лувра. На всякий…

  • Grande Galerie №13

    Встретил в журнале новое, несомненно очень полезное слово: dactyliothèque — коллекция отпечатков гравированных камней, например тех, что были…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments