green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Pompidou — Cesar

Выставка начала года про Сезара. Я знал о его компрессиях как минимум из выставки с котом (мне кажется, на этот пост у меня больше всего ссылок за всю историю журнала, он справедливо носит tag thebest), но при этом совершенно не был в курсе всего остального его творчества.

Начало — достаточный industrial. Пишут, что Сезар в какой-то момент познакомился с электросваркой и заинтересовался, насколько индустриальную технику вообще можно использовать в искусстве? Получилось, иногда даже симпатично. «Осётр», 1954:



«Летучая мышь», 1955 и «Крыло», 1957. Про вторую работу пишут, что в 1956 году убился человек-птица Léo Valentin, и Сезар настолько впечатлился его смертью, что несколько лет работал над подобными крыльями.



«Завтрак на траве», 1957 — а вот и «современное искусство» в том смысле, в котором люблю его я:



Ещё одна, но просто ажурная «Летучая мышь», 1954. И «Танцовщица», 1949 — здесь и Малевич, с чего минимальным количество строго геометрических фигур, и ощущение жизни, движения.
Фантастика, конечно, как люди умеют видеть такое. Чем-то это напоминает современный street art, в котором искусство зачастую состоит в том, чтобы увидеть неожиданное в привычном, а потом дорисовать так, чтобы это неожиданное стало видно всем остальным.




В 1965 году Сезар видит пантограф (не трамвайный), и начинает работать над идеей скульптуры на расстоянии. С одной стороны, ты работаешь вроде как сам, но при этом ты даже не касаешься конечного результата руками. Плюс, у тебя появляется возможность изменения масштаба. Как следствие, первые работы у него идут над собственным телом, прежде всего пальцем. Скульптура на La Défense — это его работа. Он делает огромное количество пальцев в разных масштабах и с разными материалами. В музее поставили бронзовый вариант 1965 года.
Забавно, что я всегда фотографировал эти скульптуры в привычном ракурсе для своего пальца. С другой стороны скульптура оказалась не менее интересной — там видны отпечатки:



После пальца автор логично переходит к сиськам женской груди. В качестве модели выбрана грудь танцовщицы из Crazy Horse. Кураторы замечают универсальность скульптуры — её можно вешать вертикально, класть горизонтально. Когда что-то красиво — оно красиво с любой стороны.
Аналогично, множество вариантов из разных материалов — это пластик, 1967 год:




Наконец-то дошли до компрессии. Прекрасная работа с металлическими деталями стиральной машинки, 1961:



Существенно известнее компрессии автомобилей. Эта серия 1961 года, конкретно этот экземпляр на переднем плане — ЗИМ виконтессы Marie-Laure de Noailles. Я не смог найти, откуда у неё взялась советская машина (как пишут кураторы — русский вариант Кадиллака). Но это была, очевидно, крайне редкая модель машины, что сделало скульптуру просто уникальной. Виконтесса выставляла её на входе в свой парижский особняк:




Автор продолжает листать каталог строительного магазина и в какой-то момент обнаруживает полиуретан — это даёт серию расширений. В 1967-1969 годах он провоит хеппенинги с расширениями: на глазах у публики автор создаёт произведение, затем разрезает его на кусочки и раздаёт присутствующим. «Расширяющийся чайник», 1967:



Набор «Сделай сам»:



Понятно, что результат получается эфемерным, но в 1969 году Сезар находит технику, позволяющую поверхности затвердеть — теперь его скульптуры можно полировать, лакировать, красить и т.п., чтобы они получались как «настоящие». «Расширение № 5», 1969:




Серия «Оборачивание». Автор берёт предметы из антикварного магазина и консервирует их в плексигласе (строительный магазин поставил технику для разогревания плексигласа, чтобы тот мялся, а не ломался):




Под конец выставки несколько поздних вариаций на ранние темы. «Афиши (настенная компрессия)», 1976 и компрессированная арматура, 1986:



Отличный художник! С фантазией и совершенно бесстрашный.
Tags: art moderne, centre pompidou
Subscribe

  • Grande galerie №9

    В журнале цитируют доклад об экономическом влиянии Лувра. Пишут, что музей создаёт от 10 до 20 тысяч рабочих мест (при том, что в самом музее, если…

  • Grande galerie №8

    Слева: наткнулся на фотографию безо всякого объяснения, просто для оформления журнала: скульптура «медведь-дантист». На сайте Лувра её  упоминают,…

  • Grande Galerie №7

    Статья про наследие Наполеона в Лувре. В частности упоминают о церемонии венчания Наполеона с Марией-Луизой Австрийской. Квадратный Салон Лувра (это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments