green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Cluny — Le verre, un Moyen âge inventif

В начале года была выставка про стекло в музее Клюни. Вот тоже музей, где хотелось бы не пропускать ни одной выставки, да где же взять на всё это времени...

Самый старый виденный мною витраж: Notre-Dame de Bondeville, VII век. Кураторы обращают внимание на использование свинца, Википедия при этом говорит, что массовый переход на свинец (раньше витражи фиксировались деревом или железом) произошёл только в X веке.



Витраж IX века, Volturno — ещё не начали рисовать на стекле, для создания тонких деталей фигурно вырезают свинец:



Витраж из Сен-Дени, XII век. Видна надпись «Signum Tav» — это из видения Иезекииля, пророк пишет «т» на лбах тех, кого богу можно будет не убивать во время истребления нечестивого города Иерусалима. По наводке bgmt я только что дослушал цикл лекций Мишеля Онфре. Очень интересные лекции, мне не понравилось разве только то, что автор слишком уж атеистически подходит к многим вопросам (да, это не опечатка; оказывается, бывают атеисты и покрепче меня). Тем не менее, в какой-то момент он очень интересно попытался разложить христианство на два не сильно пересекающихся рассказа: крайний пацифизм (классический Христос, «подставь вторую щёку» и вот это вот всё) и наоборот, воинственная нетерпимость единобожия (Святой Павел сотоварищи — не надо забывать, что Гитлер тоже был католиком, что-то ведь и он находил и в Библии, и в Христе). Конкретно эта история с Иезекиилем, конечно, из Ветхого завета, но я вспомнил именно рассказ Онфре о второй веточке христианства.



Витраж конца XII-начала XIII веков, Notre-Dame de Bonlieu. Это цистерианцы, у них достаточно строгие правила по поводу того, что можно рисовать (растения и геометрия — примерно, как сейчас в традиционном исламе), а чего нельзя (всё остальное). Как следствие — вот этот чисто белый витраж без картинок, но и без крестов (их тоже нельзя). Красота неописуемая!



La Sainte Chapelle, витраж 1450 (знатоки Париже, не удивляйтесь, это роза Апокалипсиса, её позже сделали, остальной витраж там XIII века). Картинка Апокалипсиса создаёт ощущение неправильно склеенного витража — в Руане мы видели собранные как попало витражи (но там есть приемлемое оправдание, те витражи собирали из оставшихся после очередной бомбёжки кусочков, собрать целый паззл было практически нереально):



Витраж из парижского Saint-Gervais, который на самом деле Saint-Gervais-Saint-Protais, и это важно, потому что конкретно здесь изображён палач именно святого Протасия, а не святого Гервасия (очень забавно звучат русские варианты родных уже имён). Очень хорошо видно то, о чём рассказывал Мишель Пастуро — разноцветные ткани вообще считались атрибутом дьявола, а уж разноцветные полосочки — это однозначный признак злобности персонажа (ну или глупости — шутовской костюм по этой же причине разноцветный):



Сен-Дени, XII век, витраж с Древом Иессеевом — эта тема (генеалогия Иисуса, показывающая его королевское происхождение), оказывается, достаточно современная, первое изображение датируется XI веком. А это, якобы, первый витраж на эту тему. Витраж гигантский — 4 × 2 метра (у меня на фотографии только один медальон, в музее было выставлено 4) — тоже, якобы, самый большой витраж того времени.
Отдельно пишут про голубой фон витража (и тут снова вспоминается Пастуро — в то время голубой цвет котировался едва не дороже чистого золота) — в 1147 году Сугерий пишет, что он смог, наконец-то, собрать необходимое количество голубого стекла (используется термин «цвет сапфира»), и что половина бюджета собора ушла на витражи:




В светских строениях окна традиционно делятся на четыре части: две створки, две половинки. Из практических соображений стекло практически всегда прозрачное и только на верхних частях окна — в нижние части стекло спускается только в середине XV века. Пишут, что в светских окнах есть два традиционных мотива: ромбики (losanges) или кружочки (cives). Руан, окно XVI века, ромбики:



Джироламо ди Бенвенуто, «Смерть Святой Катерины», конец XV — начало XVI веков, на фоне окно кружочками:



Раскопанное окно «кружочками» XVI века:



Дюрер, Святой Иероним в своей келье, 1514 год — прекрасная тень от кружочков окна:



Шахматисты, 1440-1450, с витражем внутри витража. Не могу не пройтись по реалистичности шахмат: доска, в кои-то веки, нормальная, но положение на доске (равно как и локоть кавалера) — явно нет:



Витраж 1460 года с прекрасной монограмма — это LG, от Laurent Gyrard:




Раздел про стеклянные стаканы / бокалы для вина. Они появились не так давно: XIII век, Ближний Восток, оттуда через Сицилию в Европу, в том числе и во Францию. Достаточно быстро становятся модным атрибутом, есть во всех тавернах, на приёмах (зачастую не свои, их берут напрокат).
Миниатюра «Трое мёртвых наливающих трём живым и Sainte Abstinance» (Франция, вторая половина XIV века) — я не смог найти упоминаний этой святой, наверное имеется в виду аллегория. А жаль, такое прекрасное имя было бы: Святое Воздержание...



Рассказывали про моду: когда все носились со стаканами, когда — с бокалами (при этом находящиеся в противофазе моды предметы устойчиво ассоциируются с алкашами). Я не особо вдавался в хронологию, меня порадовало наличие третьих классов сосудов, например fiole (Википедия криво переводит как один из подвидов, на самом деле это что-то в духе мензурки). На миниатюре «Пьянство в таверне. Чревоугодие» (Генуя, 1330-1340) такое ощущение, что МНСы пьют из колб предназначенный для протирки оптики спирт:



Себастьяно Майнарди, Богоматерь с цветком шиповника, 1480 — какой прекрасный стакан! Сравнение Марии со стаканом было распространённым: проходящий сквозь стекло и воду свет не ломает, не загрязняет, не нарушает их девственность. На этом месте я задумался, что действительно, знакомое нам всем с детства стекло должно было казаться чем-то волшебным. Оно находится на грани между видимым и невидимым. Как вода, только ещё и можно потрогать руками.
И какой балкон перед Богоматерью — это уже в Лувре рассказывали, что на стыке XV-XVI веков в Италии была такая мода на портреты, у Прекрасной Ферроньеры такая же «рамка в рамке»:




Стеклянные фишки от настольной игры с прекрасным названием хнефатафл — викинги, IX век. Игра с очень глубоким смыслом, в ней король с малым количеством «пешек» защищается от большого количества «пешек» соперника — очевидно, именно такую игру нужно было хоронить вместе с викингскими королями. Опять же, стеклу в то время приписывают множество профилактических свойств — выбор материала для игры в загробном мире тоже не случаен:



К вопросу о медицине. Во французском языке есть выражение «mirer l’urine» — смотреть мочу на просвет, по цвету пытаясь диагностировать болезнь (в русском языке используется слово «уроскопия»). Очевидно, для уроскопии нужно чисто белое стекло, а в идеале ещё и широкий, плоский сосуд, чтобы избежать искажений. Такое научились делать только к концу Средневековья. Миниатюра 1470 года с уроскопией:




Стекло и эмаль как драгоценности. В зависимости от эпохи стекло могло стоить дороже золота. На севере Италии появился целая техника картин золотом и стеклом — на пластинку венецианского стекла клеится золотая фольга, на ней делаются надрезы. Пример такой картины с двумя христианскими мудрецами, конец XIV века:



Увеличительное стекло — пишут, что теорию и практику очень сильно продвинули францисканцы Оксфорда в XIII году (как тут не вспомнить «Имя розы» и очки главного героя). На фотографии трактат Роджера Бэкона, вторая половина XIII века, с диаграммой наблюдения Солнца при помощи увеличивающей линзы:



У францисканцев были греческие и арабские рукописи, описывающие эксперименты по увеличению выпуклым стеклом. Более того, пишут, в Античности уже были «камни для чтения» (полу-выпуклый кварц), но к Средним векам техника утерялась, и люди с плохим зрением пользовались кривыми зеркалами, чтобы увеличивать буквы. Затем сделали лупы с ручкой, затем линзу постарались поместить прямо у глаза — так появились монокли, а затем и очки (без дужек на уши, прищеплялись на нос). Первые модели очков были не из стекла, а из берилла. Вот модель 1400 года с оправой из кости:



Меро (жетон члена) корпорации французских оптиков XV-XVI веков:



Мой любимый экспонат: отпечаток очков в книге, Париж, XVI век. Надо полагать, прежний хозяин умер, и книгу ещё лет 100 не открывали, чтобы очки там смогли настолько качественно пропечататься:



Зеркала. Сначала они были параболическими (в простонародье — полусферическими). Вот экземпляр откуда-то из Германской империя, 1500 год. Такое же выпуклое зеркало есть, например, на портрете четы Арнольфини, но вживую я вижу впервые (современные зеркала на выездах из глухих улиц не в счёт):



А это, наверное, второй любимый экспонат — Тициан, Женщина перед зеркалом, 1515 год. На картине изображены одновременно параболическое и плоское зеркало, что позволяет довольно точно датировать картину (предположим, что мы не знаем, кто такой Тициан, и не умеем читать подпись автора ;->)
У Германии очень долго была монополия на технологию производства линз и зеркал. Рулившая во всех остальных стеклопродуктах Венеция долго пыталась раздобыть секрет: венецианцы перекупали лотарингских мастеров, научились даже в итоге делать цилиндрические стёкла, но в начале XVI века они смогли сделать плоские зеркала, на которые достаточно быстро перешёл весь мир. На картине, получается, изображён именно этот переходный момент:

Tags: board games, cluny
Subscribe

  • Помпиду, в основном сюрреалисты

    Картина, привлекшая внимание табличкой: Сергей Шаршун, «La fortune danseuse», 1922. Пишут, что это, возможно, портрет Айседоры Дункан, которую…

  • Баранов-Россине в Центре Помпиду

    В прошлый поход в Помпиду наткнулся на целый зал, посвящённый человеку, о котором я до сих пор ничего не слышал — Владимир Давидович…

  • Centre Pompidou после большого перерыва

    С Помпиду вышла смешная история. В начале 2020 мы поехали в Италию, и я перед отъездом традиционно облегчил свой кошелёк, выложив все ненужные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • Помпиду, в основном сюрреалисты

    Картина, привлекшая внимание табличкой: Сергей Шаршун, «La fortune danseuse», 1922. Пишут, что это, возможно, портрет Айседоры Дункан, которую…

  • Баранов-Россине в Центре Помпиду

    В прошлый поход в Помпиду наткнулся на целый зал, посвящённый человеку, о котором я до сих пор ничего не слышал — Владимир Давидович…

  • Centre Pompidou после большого перерыва

    С Помпиду вышла смешная история. В начале 2020 мы поехали в Италию, и я перед отъездом традиционно облегчил свой кошелёк, выложив все ненужные…