green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Venezia — Itinéraire 02 — дворец дожей

Последний день в Венеции, последняя организованная экскурсия — Itinerari Segreti di Palazzo Ducale. Я бы, наверное, выбрал какую-то базовую экскурсию — глупо идти на «секреты дворца», если ты ни самого дворца, ни даже собора ни разу не видел. Но дареному коню в зубы не смотрят.

Чтобы примерно представлять, что показывают туристам — гравюра с планом тюрьмы в разрезе (напоминает наши любимые «изометрические» планы ресторанов или станций метро в Японии):



Маршрут достаточно интересный, но по нему явно нельзя провести много народу — какие-то странные мостики, лесенки, двери, засовы. Камеры достаточно мрачные — минимальная мебель, стены без окон, с такими камерами никаких пыточных комнат не надо (а они тоже есть). Добрались до самых верних камер, под самой крышей (свинцовой, откуда название для всей старой тюрьмы — Piombi):



Из-за многочисленных лестниц-коридоров мгновенно теряешься. В какой-то момент попали в зал заседания «совета безопасности» (Cancelleria secreta). Экскурсовод рассказывала про секретные проходы за определёнными шкафами, про какие-то подслушивающие и подсматривающие устройства:



При этом непонятно, насколько всё это могло работать — та же экскурсовод обратила наше внимание на «венецианскую дверь». Это когда двери сделаны под углом, чтобы, открываясь, они конкретно поднимались от пола. Якобы, влага, дерево ходит, и если этого не делать — то рано или поздно дверь начнёт клинить. Какие уж тут секретные проходы, по определению незаметные, то есть аккуратно прилегающие к окружающим стенам и полу?



Забрались на самый чердак, под нами потолок зала совета из позапрошлой фотографии. Charpente (вот не хватает по-русски этого слова — вот эта вся структура из дерева, на которой держится крыша) из вымоченного в лагуне, почти окаменевшего дерева. Тоже, информация от эксурсовода, на вид дерево выглядит вполне деревянным. Ощущение стрёмное, поэтому что даже с такой небольшой группой всё шатается под твоими ногами. Ловишь себя на мысли «Италия! В „нормальной“ Европе сюда бы людей не пускали» — и при этом сам же хмыкаешь «Европа!», когда видишь на этом же чердаке аккуратные ряды огнетушителей через каждые 10 метров:



Рассказывали про Совет десяти, про то, как в Венеции появились вот такие пасти с разинутыми ртами — это не «рот правды», как я думал в детстве после романтических голливудских фильмов, это «почтовый ящик» для анонимных доносов. Говорят, ящиков было великое множество. Более того, для простоты сортировки почты, делали тематические ящики — вот этот, вроде как, для доносов на контрабанду масла:



Показали камеру Казановы и рассказали историю его побега. В двух словах — у них (Казанова и его сообщник, священник из соседней камеры — кто сказал «Монте-Кристо»?) была какая-то железяка, которой они смогли продолбить деревянные стены и потолки. Полезли было вниз, но в какой-то момент поняли, что рано или поздно они попадут в приличную часть дворца, представили себе реакцию чиновника, над головой которого откроется подкоп, задумались (П — план!). Полезли вверх, вылезли на крышу, где задумались, что делать дальше (П — предусмотрительность!), не придумали, полезли назад во дворец, но уже ночью и через окно. Спустились до самых ворот — закрытых, как это не странно (П — п...!), легли спать прямо перед дверью. Утром наехали на стражника, открывавшего двери — ты куда смотрел вчера, когда двери закрывал, не видел что ли, что мы тут ещё были? Из-за тебя всю ночь пришлось на полу спать! Наглость — второе счастье, офигевший охранник их выпустил, и следующие 18 лет Казанова в Венеции не появлялся. На фотографии вроде как тот самый потолок с «Возвращением блудного сына» Тинторетто, через который вылез бы Казанова, если бы не задумался о последствиях:




Экскурсия на этом закончилась, но мы всё ещё оставались во дворце, и последние часы в Венеции можно было провести там, что я и сделал, благо путеводитель описывал и дворец тоже. На следующей фотографии внутренний дворик с парадной лестницей, на которой дож принимал послов. Две статуи наверху — это Марс и Нептун, несложная аллегория военно-морской мощи Венеции. Путеводитель говорит, что скульптуры подписаны Якопо Сансовино, но на самом деле их сделали его ученики — я даже восхитился наглостью скульптора, подсунувшего работу учеников настолько престижному заказчику. Но на самом деле это был последний заказ мастера, скорее всего, в это время он сам уже не мог ваять:



В этом же дворике оригинал того самого крокодила со Святым Теодором. Про колонну Святого Марка путеводитель пишет, что изначально он был просто львом, крылья и книгу ему приделали позже. Википедия тоже упоминает эту версию, но проверить сейчас, насколько я понимаю, уже практически невозможно, потому что после Революции статую увезли французы, в 1815 её вернули, но везли льва на родину настолько по-раздолбайски, что в Венецию привезли мелкими кусочками, которые — что переплавили и сделали заново, что наскоро скрепили болтами. Удивительно, конечно. До сих пор всякий раз цепляет разница отношений к прошлому сейчас и каких-то 100-200 лет назад.



В самом дворце, дверь с двумя вариантами открытия, на два уровня высоты. Интересно, зачем? Для посетителей разного ранга?
Справа — «Кузница Вулкана» Тинторетто. Рядом табличка: дорогие туристы, простите, картина на реставрации, перед вами копия.



Зал Коллежа. Здесь проходили обсуждения, и путеводитель пишет, что во время обсуждения вопросов, связанных с Ватиканом, священников просили выйти из зала. Удивительная, конечно, для того времени зрелость демократии, понимание (и настойчивость в разрешении) конфликта интересов.
А так дворец дожей, конечно, убивает. Если в начале ты восхищённо рассматриваешь каждый шедевр, то через несколько залов глаз замыливается. Там что ни картина — то Тинторетто, Веронезе или на худой конец Тициан:



Зато нашёл несколько часов с перевёрнутой ora italica, то есть это не просто случайная ошибка, «не той стороной повесили»:



Слева — кто знает, что это? То ли слуховое окошко, то ли для передачи каких-то документов в момент обсуждения? На месте ничего не подписано, путеводитель тоже молчит.
А справа — уфф, не только французы пёрли артефакты изо всех стран. Это доспехи французского короля Генриха IV:



Зал большого совета и «Рай» Тинторетто. В первый раз его вижу вживую, но картина как родная — после эскизов в Лувре и в Contarini del Bovolo



Запутанное псевдо-генеалогическое дерево с кучей пустых клеточек, но совершенно без объяснения — надо полагать, список дожей, или ещё какой-то должности:



Мост вздохов изнутри. Через окошко можно сфотографировать фотографирующих тебя туристов. Я тут же вспомнил, как лет 20 назад greenadine привезла меня к своим знакомым в Ле Ман, дом у них был прямо вот в самом центре города, и проснувшись утром, я увидел в окно туристов, фотографировавших дом, где я спал. Очень странное чувство :-)



Уже перед самым выходом увидел ещё одни «часы» со всего 6 цифрами на циферблате — что бы это могло быть?

Tags: venezia
Subscribe

  • Drôle de langue

    Как и множество других французских газет, Le Monde каждое лето запускает множество «сериалов», потому что новостей летом меньше, а страницы чем-то…

  • Об эффективности вакцины

    Очень интересно было бы сравнить процент вакцинированных среди заболевших ковидом — с процентом вакцинированных среди населения. Le Monde пишет…

  • Renault Megane Estate PHEV

    Вторая часть, как выразился _not_me, рекламного поста про нашу машинку :-) Потому что водить её оказалось одновременно и удобно,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Drôle de langue

    Как и множество других французских газет, Le Monde каждое лето запускает множество «сериалов», потому что новостей летом меньше, а страницы чем-то…

  • Об эффективности вакцины

    Очень интересно было бы сравнить процент вакцинированных среди заболевших ковидом — с процентом вакцинированных среди населения. Le Monde пишет…

  • Renault Megane Estate PHEV

    Вторая часть, как выразился _not_me, рекламного поста про нашу машинку :-) Потому что водить её оказалось одновременно и удобно,…