green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Pour la Science № 483 — блоб

Статья про замечательное живое существо под жаргонным названием блоб (наверное, можно предложить русский вариант «капитошка»). Статьи о них в русской Википедии нет, и в журнале статья начинается с описания сложности классификации. Но в общих чертах это такая хреновина, с виду похожая на плесень (см. фото). Для дальнейшего важно, что это — одноклеточный организм. То есть вообще вот минимализм и примитивизм.

Оно умеет двигаться. Весь организм пронизан чем-то вроде кровеносной системы, по которой циркулирует некая жидкость (пишут: протоплазма). Направление циркуляции меняется раз в 2 минуты, и блоб может управлять скоростью жидкости — если в одну сторону она будет двигаться быстрее, чем в другую, то блоб тоже начнёт двигаться в эту же сторону. Несколько сантиметров в час, между прочим.

Соответственно, учёные ставят над ним кучу экспериментов, чтобы понять, что могут делать эти в прямом смысле безмозглые создания. Например, они умеют находить выход из лабиринта. Выглядит это следующим образом: учёные кладут блоб в какую-то клеточку лабиринта, а в две другие клеточки кладут еду (он любит овсянку). Блоб начинает медленно растекаться по лабиринту, рано или поздно локализует клеточки с едой, а затем сокращается, убирая себя из всех клеточек, где нет еды — мы получаем графическое решение нахождения пути между любой двумя точками лабиринта. За это японские учёные получили первую шнобелевскую премию.

Но они на этом не остановились и сделали лабиринт в виде токийского региона, где еду положили пропорционально плотности населения. В процессе пожирания овсянки блоб выложил своим телом сеть, которую сравнили с существующей сетью железных дорог. У блоба получилось не только эффективнее (в этот момент я подумал, что у него просто нет исторически обусловленной избыточности), но и надёжнее человеческого варианта (избыточность как раз была, но меньшая, при этом предоставляющая большую работоспособность сети в случае разрыва какой-то линии). За это японские учёные получили вторую шнобелевскую премию.

На этом блобом заинтересовались британские французские учёные и начали изучать способность блоба к обучению. Блоб положили с одной стороны «мостика», еду — с другой, а сам мостик посыпали солью (блоб химиотактилен, то реагирует на молекулы, встречающиеся на его пути). Поскольку соль неприятна блобу, он сначала пытается найти еду в обход её, затем, поняв, что еды нет, очень медленно (неприятно!) перелезает через мостик с солью, с другой стороны которого его ждёт овсянка.
На второй раз он переползает мостик быстрее, потом ещё быстрее — виден эффект привыкания к соли. На всякий случай учёные проверили — если оставить блоб в покое (без контакта с солью), то через некоторое время он забывает её, и следующий раз снова будет медленно переползать через мостик. Второй тест — блоб привыкает к какой-то конкретной соли, а не просто снижает чувствительность своих рецепторов для всех солей.

И тут начинается интересное. Оказывается, блоб можно разрезать на два кусочка, и через некоторое время у нас будет два блоба. Учёные проверили — каждая половинка разрезанного блоба помнит о соли, если изначальный блоб познакомился с ней.
Более того, два находящихся рядом блоба могут слиться в один и жить как одно существо. Учёные проверили — новый блоб знает о соли, если хотя бы один из слившихся блобов знал о соли (они сливали по 2, по 3 и более блобов в один).
И самое интересное — слившийся блоб можно снова разрезать на независимые блобы (здесь надо вспомнить о скорости перемещения блобов — они просто прикоснулись стенками, мембраны слились, они стали одной клеткой, но визуально линию раздела двух блобов видно какое-то продолжительное время). Так вот, выяснилось, что если слить умного (знающего про соль) и наивного блобов в один, а затем разрезать, то иногда бывший наивным блоб приобретает знания умного. Точнее, если разрезать достаточно быстро (меньше 3 часов с момента слияния), то знания не успевают перейти от умного к наивному. А если выждать 3 часа — то знания каким-то образом перетекают.
Порассматривав блобы в микроскоп, учёные увидели, что примерно через 3 часа после слияния образуется новая «вена» в кровеносной системе, которая смыкает бывшие независимыми системы. Они выдвинули гипотезу, что именно через эту систему информация образом переходит от одного существа к другому, но пока что ещё не выяснили, каким образом.

Повторяю, это одноклеточное существо.
При этом, пишут, размножаются они половым путём, только полов у них не 2, и даже не 3, а на настоящее время известно 720. Эту тему, к сожалению, в статье не развили.
Tags: pour la science
Subscribe

  • Pour la science № 526 — деликатные простые числа

    Люблю, когда два разных источника одновременно рассказывают тебе об одном и том же. Например, потому что вышла какая-то интересная публикация, и двум…

  • Pour la science №526

    Заметка про то, как размножаются трюфели. Растут они под землёй, и споры ветром не разносятся, поэтому трюфели и получились такими вкусными /…

  • Pour la Science №525

    Отличная колонка о том, как правильно интерпретировать опросы «крутится ли Земля вокруг Солнца?», после которых обычно идёт волна комментариев…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Pour la science № 526 — деликатные простые числа

    Люблю, когда два разных источника одновременно рассказывают тебе об одном и том же. Например, потому что вышла какая-то интересная публикация, и двум…

  • Pour la science №526

    Заметка про то, как размножаются трюфели. Растут они под землёй, и споры ветром не разносятся, поэтому трюфели и получились такими вкусными /…

  • Pour la Science №525

    Отличная колонка о том, как правильно интерпретировать опросы «крутится ли Земля вокруг Солнца?», после которых обычно идёт волна комментариев…