green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Pour la science № 466

Очередная статья про автономные машины. Интересная мысль о расхождении наших представлений о том, как надо поступать, и того, как мы поступаем на самом деле. Интересная не в смысле констатации этого расхождения, оно очевидно. А в том, что в момент программирования робота нам придётся отказаться (уменьшить) это расхождение — либо робот будет вести себя так, как мы хотим, чтобы вели себя мы сами, либо мы признаемся, как на самом деле мы ведём себя и запрограммируем так робота.
Автор приводит поясняющий пример: если вы вместо того, чтобы свернуть в пропасть, сбили колонну переходивших дорогу детей, у вас всегда есть отмазка — я растерялся, я не успел среагировать. У программиста, который заранее заложит в автомобиль логику «дави детей, спасай пассажира», такой отмазки уже не будет.

Этот же автор пишет о том, что половина стоимости программы разработки современного самолёта — это тесты управляюещих самолётом программ. В этом смысле он говорит также, что современные технологии не позволяют пока что сделать программу, которая будет водить машину лучше человека — разговоры о большей безопасности роботов пока что утопия. Люди реже попадают в аварии, чем компьютеры виснут. И если в самолёте решение — это продублировать всё на случай отказа какой-то системы, то для автомобилей этот вариант не пройдёт по цене (не говоря уже о том, что вождение самолёта само по себе существенно проще вождения машины).

Рассказывает о пяти уровнях автономности машины, и тоже неожиданная для меня мысль о том, что четвёртый уровень, скорее всего, будет достигнут до третьего (который в таком случае просто отпадёт за ненадобностью), потому что пока непонятно, как можно быстро «включить» водителя. Особенно, если он до этого тупо спал. При этом четвёртый уровень — это те самые умные дороги, о которых я недавно спрашивал. Не только дороги, конечно — автор приводит пример «умного паркинга». Вопрос коммуникации «умных» машин с «обычными» по его мнению решится ограничением допуска — в «умные паркинги» будут пускать только поддерживающие этот стандарт машины, уже без водителя.


Статья об истории чиповой карточки. Автор красиво проиллюстрировал сложность понятий безопасности даже для работающих с ними людьми. Он приводит пример какой-то компании, решившей похвастаться на конференции по безопасности выпущенными ею карточками. Раздали присутствующим несколько десятков тысяч карточек, пообещав миллион долларов тому, кто сможет хакнуть PIN-код. Очевидно, что даже не пытаясь ничего хакать, с таким количеством карточек кто-нибудь мог тупо угадать свой PIN-код.
Впрочем, те карточки хакнули и без угадайки, причём методом очень похожим на Meltdown (наверное, это было достаточно распространённое решение, его неоднократно упоминали), то есть, измеряя время реакции системы на ввод цифры (плюс, вовремя отключая питание карточке, чтобы она не успевала записать неудачную попытку ввода кода).

Описывая свои попытки засунуть надёжную криптографию в чип карточки, автор рассказывает, как они несколько месяцев улучшали код, укорачивая его в среднем на один байт в день. Через несколько месяцев код влез в предусмотренный изначально чип — я тут же вспомнил, как мы в школе программировали калькуляторы с памятью на сотню команд :-)

Примерно в середине 1980-х во Франции вывели криптографию из списка вооружений — со времён Второй мировой войны она считалась прерогативой министерства обороны. Автор рассказывает анекдот с министром индустрии, прибывшим на приём к премьер-министру Франции с «оружием второй категории» — его кредитной карточкой, в чипе которой были реализованы «военные» алгоритмы криптования.

Ещё рассказывает, как в середине 1990-х в НАТО задумались о стандартизации систем IT-безопасности. Американцы прописали свои предложения в «оранжевой книге», но другие страны тоже представили свои варианты: немцы назвали свой вариант «зелёной книгой», англичане — «жёлтой», французы — «сине-бело-красной». Как можно не любить эту страну? :-)
Tags: pour la science
Subscribe

  • 2020 год дома

    Вторая часть фотографий 2020 года: что было у нас дома. Купили игрушку на Новый год, Turing Tumble — интересный концепт, когда ты строишь очень…

  • Музеи 2019—2020

    Очень не хватает музеев, во Франции они до сих пор всё ещё закрыты. В какой-то момент задумался: насколько объективно снижение количества моих…

  • «Дом на краю света», «Шахматная новелла»

    По очередному «Книжному базару» прочитал «Дом на краю света» Каннингема. В передаче рассказывали о переосмыслении понятия «семьи», и по описанию всё…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • 2020 год дома

    Вторая часть фотографий 2020 года: что было у нас дома. Купили игрушку на Новый год, Turing Tumble — интересный концепт, когда ты строишь очень…

  • Музеи 2019—2020

    Очень не хватает музеев, во Франции они до сих пор всё ещё закрыты. В какой-то момент задумался: насколько объективно снижение количества моих…

  • «Дом на краю света», «Шахматная новелла»

    По очередному «Книжному базару» прочитал «Дом на краю света» Каннингема. В передаче рассказывали о переосмыслении понятия «семьи», и по описанию всё…