green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Выставка про Паскаля в BNF

Готовлюсь к австрийскому лагерю, вспомнил, как в позапрошлом году привёз туда курс по страховке — вот вам, дети, вероятность, кубики, всё такое. И как дети на мой вопрос — если мы выбросили 6, какова вероятность следующим броском снова выбросить 6? — внезапно начали спорить, причём в совершенно непонятных мне терминах: вероятность всё равно остаётся 1/6, но шанс выбросить шестёрку уже другой!

От этого воспоминания перескочил на Паскаля (чуть ниже станет понятно), а потом на старую выставку BNF в его честь, на которую часто хочется сослаться, да вот пока не было куда. Пишу, исправляюсь.


Конечно же, звезда выставки — Паскалина — первая во многих смыслах счётная машина (1645 год). У неё было несколько вариантов, в зависимости от того, что нужно было считать, поскольку во Франции в те времена не всегда была десятичная система — у денег база менялась при каждой смене порядка. В частности у этой видны колёса с 10 разрядами, а два правых — с 20 и 12 разрядами, для солей и денье соответственно.



Машину Паскаль намеревался продавать, поэтому сразу же обратился к королевским властям за патентом и прочими защитами. На фотографии очередное расширение выданных Паскалю королевских привилегий: по сути ему выдали вечную (!) монополию на счётные машины во Франции — без разрешения Паскаля нельзя было не только производить, но даже импортировать потенциально произведённые где-то счётные машины. Паскаль сумел произвести порядка 20 экземпляров окончательной версии Паскалины, сколько из них он продал — непонятно.



Я знал, что Блез Паскаль жил в Руане, но только на выставке узнал подробности, как он там оказался. Оказывается, его отец, Этьен Паскаль, переезжая в Париж, продал свой дом в Монферране, а на вырученные деньги купил ценные бумаги Парижа и намеревался жить на проценты с них. Собственно, определение к слову «рантье». Первые 7 лет всё шло нормально (куплю жене сапоги!), но в 1638 году власти решили приостановить выплату процентов. Обманутые вкладчики вышли протестовать на улицу. Пересажать — всех не пересажали, но отца Паскаля полиция опознала как зачинщика, и он вынужден был скрыться из Парижа. В Руане.
История помилования Паскаля-отца ещё смешнее — его дочь Жаклин очень удачно похвалила при королеве новорождённого младенца (будущего Людовика XV), и Этьена Паскаля высочайше простили.
Впрочем, он в Париж не вернулся, остался жить в провинции, но уже на легальном положении. Более того, его довольно скоро назначили ответственным за сбор налогов — для того, чтобы помочь отцу в этой работе Блез Паскаль и начал сооружать свою первую Паскалину.


Книга Этьена Паскаля. Это перевод древнегреческого автора (Википедия называет его «одним из трёх (наряду с Евклидом и Архимедом) великих геометров античности» — кто сможет назвать имя третьего?), причём рукописная копия. Книги уже сто лет как печатают (книга 1566 года), но рукописные варианты, похоже, пропали не так быстро.
Ну и прекрасный верхний рисунок конического сечения — что это?



Первая научная публикация Паскаля (1640 год, ему 16 лет) — именно о конических сечениях. Рисунки наверху соответствуют теореме Паскаля.




В 1646 году Паскаль повторяет в Руане опыт Торричелли (те самые «760 миллиметров ртутного столба», на которые ртуть выталкивается, как мы сейчас понимаем, атмосферным давлением). Но там, где Торричелли просто показывал существование вакуума, Паскаль предположил роль атмосферного давления и объяснил предел высоты для водяных насосов, который к тому времени люди наблюдали, но объяснить не могли (я тут же вспомнил статью о том, как пьют жирафы). Более того, он предложил эксперимент по подтверждению роли атмосферного давления и в 1648 году провёл второй опыт в горах, доказав, что давление воздуха понижается с увеличением высоты.
Точнее, это нам кажется, что он что-то доказал — а в то время на эту тему поднялась оживлённая дискуссия, с кучей шумных публикаций, целыми книгами споров. Паскаль начал готовить публикацию на эту тему, но так и не подготовил, сделал только тизер, анонсирующий структуру будущей книги:



Плюс вариант 1651 года, больше уделяющий внимания реакции разных жидкостей на атмосферное давление и вакуум:




Весной 1654 года друг подкидывает Паскалю интересную (и имеющую немедленную практическую пользу) задачу: через сколько бросков двух кубиков можно надеяться на выбрасывание двух шестёрок (то есть, те самые вероятность и шанс из начала поста)? А также вопрос о справедливом разделе банка между двумя игроками, если они не могут закончить партию (то есть, вероятность выигрыша всего банка одним из игроков, учитывая текущую ситуацию в игре).

Примерно в это же время Паскаль работает над своим треугольником. Удивительно, конечно, увидеть оригинал того, о чём ты читал ещё в школе. Я при этом не понимаю смысла латинских и греческих букв вверху некоторых клеточек треугольника:




Отдельная история — отношения Паскаля с религией. Ещё в 1646 году Паскаль знакомится с янсенизмом и серьёзно задумывается над вопросами вроде «зачем нужны знания, если они не ведут тебя к богу?» Какое-то время от переключается между активной научной работой — и религиозными размышлениями, а в конце 1654 года его посещает «мистическое озарение», и он буквально уходит в монастырь (янсенитский Port Royal недалеко от нас, мы там были).

Янсенитов во Франции регулярно объявляли еретиками. На следующей фотографии гравюра «La déroute et confusion des jansénites», где Людовик XIV (слева, в окружении христианских добродетелей) изгоняет Янсения (окружённого демонами неведения, обмана и ошибки) — это альманах 1654 года, то есть достаточно широко распространённая картинка:



В последующие годы Паскаль, за редкими исключениями, пишет либо религиозные тексты, либо полемические, в защиту янсенизма. На фотографии — рукопись «Мыслей» Паскаля. Открыты на странице, где он рассказывает о том, что сейчас называется пари Паскаля (предполагая бесконечный выигрыш от веры в бога в случае его существования, выводится рационализм веры — я уже писал, что я думаю по поводу этого пари):




В 1658 году, уже отказавшись от научной деятельности, Паскаль объявляет конкурс (это его, как выяснилось, я упоминал 10 лет назад в контексте сложности выбора критерия одновременности для участников конкурса, живущих по всей планете). На самом деле, это был даже не конкурс, а понты — сам Паскаль до конкурса решил задачу, он просто вызывал «на поединок» всех математиков мира, обещая крупные денежные призы тем, кто сможет повторить его достижение. В итоге никто не смог, приз Паскаль никому не дал, зато сам с удовольствием опубликовал свои результаты. На фотографии — условия «конкурса»:




В 1662 году, совсем перед смертью, Паскаль с товарищами основывают первую в мире компанию городского общественного транспорта (неожиданно!)
Они изобретают понятие маршрута, фиксированного расписания (кареты отправляются каждые 7.5 минут, вне зависимости от количества клиентов), фиксированной платы (клиент платит одну и ту же сумму, вне зависимости от наполненности кареты), тарифной зоны (четвёртая линия была кольцевой, и тариф там зависел от расстояния).
Это снова монополия (великие были времена!), но под строгим контролем государства (хмм...) — на следующей фотографии — королевский декрет, разрешающий открытие третьей линии карет.



Восторженно принятая парижанами идея очень скоро была испорчена городскими властями, которые запретили ездить на каретах «кому попало» (с чётким списком тех, кто своим видом испортит компанию приличным людям), после чего парижане начали бойкотировать кареты, и через несколько лет компания разорилась. Следующая попытка создать общественный городской транспорт будет предпринята через 150 лет.


Паскаль умер в том же 1662 году. Посмертная маска Паскаля:



У меня с детства очень болезненное отношение к Паскалю. Восхищение перед настолько явным гением — и безумная жалость, что он в какой-то момент тупо сошёл с ума («да, мы — атеисты»). И без того короткая жизнь, последние 8 лет которой потрачены практически впустую.
При этом я регулярно встречал людей, которым кажется более важным результат как раз последних лет Паскаля. Можно, конечно, порадоваться, что и такое есть, но для меня все эти споры с иезуитами, и даже «Мысли» — рядом не стояли с тем, что он сделал для науки.

Закончу оптимистическим анекдотом: Ньютон, Паскаль и Эйнштейн играют в прятки. Эйнштейн закрыл глаза, Паскаль спрятался, а Ньютон остался стоять на виду у всех, только нарисовал вокруг себя квадрат на земле. Эйнштейн открывает глаза:
— О! Я нашёл Ньютона!
— А вот и нет! Я стою в квадрате, а Ньютон на квадратный метр — это Паскаль :-)
Tags: bnf
Subscribe

  • BNF : Le monde en sphères

    Я узнал про эту выставку давно, когда она была в Абу-Даби. Делали её Лувр вместе с BNF, поэтому после Эмиратов её  привезли в Париж. Тема мне очень…

  • BNF : Les manuscrits de l'extrême

    Выставка в BNF про необычные рукописи. Музеография меня не впечатлила — они разбили выставку на 5 тематических разделов, но я не почувствовал…

  • Выставка гравюр в BNF — ребусы

    Ребусы «основные события 1715 года», смерть короля перечисляется наряду с прочими (что вы знаете о культе личности!). Нумерация почему-то вразброс:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • BNF : Le monde en sphères

    Я узнал про эту выставку давно, когда она была в Абу-Даби. Делали её Лувр вместе с BNF, поэтому после Эмиратов её  привезли в Париж. Тема мне очень…

  • BNF : Les manuscrits de l'extrême

    Выставка в BNF про необычные рукописи. Музеография меня не впечатлила — они разбили выставку на 5 тематических разделов, но я не почувствовал…

  • Выставка гравюр в BNF — ребусы

    Ребусы «основные события 1715 года», смерть короля перечисляется наряду с прочими (что вы знаете о культе личности!). Нумерация почему-то вразброс:…