green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Venezia — Damien Hirst — Palazzo Grassi

Я уже говорил о лучшем путеводителе в мире — а вот это была несомненно «лучшая выставка». Не знаю, как насчёт всей моей жизни, но лучшая выставка 2017 года — однозначно. Ещё на vaporetto я подслушал разговор трёх французов: один не мог поверить, что выставка, которую они только что посмотрели — это не настоящая археология, а современное искусство. Нет, понятно, конечно, что что-то там доделали художники, но не может же быть, чтобы вот так вот грандиозно, всё с нуля. А две тётушки его убеждали, что нет, может-может.

Итак, Palazzo Grassi, под завязочку заполненный Дэмьеном Хёрстом:



Легенда такова. В 2008 году у восточного побережья Африки нашли затонувший корабль, и он был буквально набит произведениями искусства. Хозяин корабля — Циф Амотан II, по некоторым источникам Аулус Калидиус Амотан — был разбогатевшим рабом из Антиохии, жившим на стыке I и II веков нашей эры. Он разбогател, да так, что задумал составить коллекцию искусства со всего мира. До нас дошли легенды о том как он скупал / воровал / захватывал / обменивал сокровища, а затем погрузил всё на свой корабль «Апистос» (на греческом диалекте — «Невероятный») и утонул. Долгое время эти легенды никто не воспринимал всерьёз, но вот нашли, откопали, подняли, офигели. 10 лет копали, и вот теперь, дамы и господа, мы рады вам представить бла-бла-бла-бла...

Целая витрина золотых монет. С пространным описанием на стене — когда появились монеты, почему в Китае на монетах квадратные дырки (представление о квадратной земле), как появились профили королей (до Александра Македонского монеты были только с богами), как делали подделки из меди, покрытой золотом (но на корабле все монеты настоящие!):



Ещё одна витрина других вариантов денег. И снова очень правдоподобный (да что там, скорее всего настоящий) текст о том, как с древности расплачивались ракушками, и что до недавних пор в Нигерии ходили такие деньги (Анечка буквально в прошлом году делала мастерскую на эту тему в австрийском лагере — всё знакомое, всё настоящее, всё правдоподобное). Верхним рядом идут фигуры из кремния, причём достаточно потёртые — видимо, пишут кураторы, ими пользовались в качестве орудий труда:



Не до конца очищенный от морских гадов бюст того самого раба — внимательный посетитель говорит себе, что где-то он уже видел этого человека. Справа же — удивительная статуя красного мрамора, и, глядя на наполовину обнажившийся череп, тоже сложно отделаться от ощущения déjà vu...



Прекрасный Гермафродит с кратким содержанием Овидия на табличке — и откровенно современная поза, сравнить с Гермафродитом из Лувра:



Некоторые предметы на выставке выставлены практически в том виде, в котором они были найдены на дне Индийского океана — с кораллами, ракушками и пр. Поэтому рядом — осторожно! не перепутайте! — стоят современные копии, чтобы было понятно, как будет выглядеть оригинал, когда его основательно почистят:



Воительница на медведе:



Кали, сражающаяся с гидрой:



Два Гаруды (или это не Гаруды?):



Кающийся грешник (хммм...):



Отдельный зал с черепом единорога. Рядом — фотографии, как его доставали из-под воды. Фотографии не вяжутся с легендой о корабле — но выглядят более чем правдоподобно. Ну не будут же такую хреновину засовывать под воду только для того, чтобы сфотографировать?



Череп поменьше, зато с сохранившимся рогом единорога. Тот факт, что до нас дошёл не изолированный объект, а несколько черепов, да ещё и разного размера, однозначно говорит о развитости культа единорога. Рог при этом выглядит совершенно так же, как тот, что я видел в парижском музее средневековья!



Трёхглавый пёс с документом на трёх языках, включая египетские иероглифы — найди его до розетского камня, в его виде бы продавали сувенирку в British Museum:



Надпись с левого бока датируется 1600 годом до нашей эры, Цербера там зовут «Кубаруи». Текст по-коптски был добавлен уже ближе к 200 году до нашей эры, когда иероглифы постепенно стали выходить из употребления, пса там зовут «Нимастама». Про греческий текст не пишут ничего:



Андромеда и морское чудовище. Снова откровенно кинематографическая поза, да ещё и акула — то ли из «Челюстей», то ли из начала творческой карьеры самого Хёрста. Отсылка скорее к современному искусству, потому что гады, подбирающиеся к принцессе по скале справа (практически надувные пляжные крабики) однозначно цитируют Джеффа Кунса с его надувными шариками-собачками:



Ещё парочка античных статуй: раз и два:



Совсем уже что попало...



Богиня Кати-Иштар — первое имя богиня, похоже, позаимствовала у подружки Хёрста Katie Keight. Внешность, впрочем, тоже:



Непонятно, каким образом относящиеся к «Невероятному» витрины с вариациями на тему денег. Разные формы денег, разные материалы, разные культуры. Вон та спираль носилась как серебряный браслет. Конкретно этот экземпляр из африканского племени Игбо, но форма настолько очевидная (удобно и носить, и отрезать нужное количество), что подобные спирали встречаются и Месопотамии. А вот кресты на нижней полке — это медные слитки, тоже использовавшиеся в качестве денег на территории современного Бенина:



Серпы на верхней полке — это достаточно современные (XVIII-XIX века) предметы, сделанные как раз из тех медных слитков Бенина: в качестве денег они перестали использоваться, и бенинцы начали относить их к кузнецам, на перековку во что-нибудь полезное. При этом, пишут, зачастую эти перекованные серпы так и не использовались в сельском хозяйстве — возможно, они сохранили функцию денег и в своей новой форме. Кошельки с нижней полки — это уже Конго, тоже XIX век. Изначально они предназначались для сбора трав, но постепенно обросли рюшками и колокольчиками, обретя свою собственную ценность:



А это снова с корабля. Слева — железные предметы культуры Нок (современная Нигерия), VI век до нашей эры. Это тоже своего рода деньги, кураторы подробно рассказывают мифологию Нок, сравнивающую ковку железа с созданием человека богом Огун. Справа — племена банту. Второй слева «кинжал» — подарок семье жениха от семьи невесты. Раньше считалось, что это часть приданного, но современная антропология склоняется к тому, что это откуп в случае скоропостижной смерти девушки — семья невесты в этом случае как бы признаёт за собой долг перед семьёй жениха:



Яйцеголовая богиня Тадухеба (экскурсовод утверждала, что это лицо Сьенны Миллер, и очень удивилась, что никто из нас не был в теме) — известно, пишут кураторы, что аналогичная деформация черепа была у Эхнатона (я от себя замечу — придуманные кураторы придумали эту историю, мы не знаем причин эстетической революции при Эхнатоне). Возможно это связано с египетским мифом о сотворении мира из яйца, снесённого гигантской птицей?
Справа — целый бюст Нептуна из афганской ляпис-лазури — материала не только красивого, но и (с точки зрения древних римлян) крайне полезного при эпилепсии:



Гигантская ракушка (здесь наша экскурсовод сказала, что она бы к таким ракушкам ставила ограничение 18+):



Бюст неопознанного фараона (версия, что это Аменемхет III нуждается в подтверждении) — обратите внимание на пирсинг левой груди:



А вот макет того самого корабля. С расставленными в трюмах уменьшенными копиями найденных шедевров. Рядом мультимедиа: подвижный экран с увеличенной реальностью — можно навести на любой фрагмент макета и увидеть подробное описание каждого экспоната:



Моя любимая египетская богиня, Хатхор (опять же, в таком виде она мне нравится существенно больше). Пишут, что это не только богиня любви, женской сексуальности и плодородия (в этом она коллега греческой Афродиты), но также защитница добытчиков бирюзы (по-французски turquoise: французская этимология очевидна, а русская — от персидского «фирузэ» — «камень счастья»), пёрышками из которой украшена статуя:



Малахитовая голова Медузы:




От выставки ощущаешь такой вот brut force на свою голову. На тебя вывалили кучу «фактов», но вот и вот что изо всего этого правда? Хатхор — она точно была коллегой Афродиты? Удивительно, как вот этот мощный напор гона (где они берут такую траву?!) может даже в заранее подготовленном зрителе нарушить грань между правдой и неправдой. Ведь я же знаю, что всё это — выдумка Хёрста. Всё сделано в прошлом году, исключительно для этой выставки. Никаких единорогов нет. Но при этом какую-то «настоящую» информацию (вроде вон тех денег из Конго) я проглотил, и даже в какой-то момент сошлюсь как на настоящую. Не проверял, это правда, но ведь я же это в музее видел!

(продолжение)
Tags: art moderne, thebest, venezia
Subscribe

  • Гордость страной

    У меня давно в голове крутятся мысли об отношении к прошлому своей страны. В какой-то момент сформулировал, написал пост даже, но потом посмотрел…

  • Сто лекций с Дмитрием Быковым — 1935 и 1936

    Лекция 1935 года — «Большой день» Владимира Киршона. Квест с Пастернаком оказался детским лепетом по сравнению с задачей найти эту всеми забытую…

  • Pour la science № 472 — о дезинформации в интернете

    Статья, анализирующая споры в интернете — в последнее время меня почему-то начала трогать эта тема :-) В принципе, ничего принципиально нового —…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Гордость страной

    У меня давно в голове крутятся мысли об отношении к прошлому своей страны. В какой-то момент сформулировал, написал пост даже, но потом посмотрел…

  • Сто лекций с Дмитрием Быковым — 1935 и 1936

    Лекция 1935 года — «Большой день» Владимира Киршона. Квест с Пастернаком оказался детским лепетом по сравнению с задачей найти эту всеми забытую…

  • Pour la science № 472 — о дезинформации в интернете

    Статья, анализирующая споры в интернете — в последнее время меня почему-то начала трогать эта тема :-) В принципе, ничего принципиально нового —…