green_fr (green_fr) wrote,
green_fr

Что мы видели в Канаде

Суббота: вылет, прилёт, дом, бассейн
Дом у Моти (wormotya, моя сестра) двухэтажный, она снимает второй этаж, на первом хозяева – итальянцы. Дочку зовут Серена (надо полагать, нормальная форма от serenissima, ностальгия по Венеции), родители её регулярно успокаивают: Серена, пиано!
За домом бассейн с теннисными кортами и стадионом для бейсбола.
Вечером поплавали в бассейне. Странное впечатление: шикарный открытый бассейн, в котором никого нет (плещутся дети, но никто не «наматывает километры»), аккуратно и ухожено, но при этом не работают (обязательные по их же правилам) души, не предусмотрены раздевалки (общий зал) и ячейки для хранения одежды (всё сваливается на берегу бассейна).

Воскресенье: пробежка, церковь
Утром решили заняться спортом, побегали вокруг дома. В километре «обнаружили» довольно большой парк, в котором китайцы занимались Тай-ши. Толпы белок, чистый воздух, благодать. Квартал напоминает Австралию – широченные пустые улицы, по которым утром проезжают люди на работу, вечером – с работы. Вопрос с паркингом не стоит вообще. Если не считать ограничений типа «эта сторона убирается по средам, если не переставите машину – увезём». Теоретически должно существовать какое-то решение для уезжающих в отпуск. Либо полагается, что если у человека нет денег на свой паркинг, то он и в отпуск не ездит?
Увидели «классику» – garage sale. Стоит тётенька, выставила продавать всякое барахло. В отличие от привычных по Франции распродаж, где такие же тётеньки выставляют такое же барахло, но организованно, и, как следствие, привлекают толпы если не покупателей, то хотя бы посетителей, здесь мы были единственными зрителями. Спорта ради поторговались, ничего не купили (воскресение всё-таки), пошли дальше.
Мормоны не такие, как в Донецке. У нас каждую неделю выходят люди «свидетельствовать» (грубо говоря, рассказывать какие-то свои истории, переживания и т.п.), тут – только по первым воскресеньям месяца. Так что попали на какие-то более обширные доклады. То ли от смены часового пояса, то ли от содержаний докладов (все начинались «смотрел/смотрела я с сыном/дочкой мультики по телевизору», потом эти мультики неочевидным образом приводили к какой-то очевидной истине).
Просидели час, втихаря сбежали в магазин. Втихаря, чтобы не подставлять Мотю – мормоны по воскресеньям - это как иудеи в субботу, магазином пользоваться (вообще: работать или подталкивать к работе других) можно только в случае крайней нужды.
В магазине первый контакт: не навязчивый, но присутствующий сервис, всё внятно, толково.

Понедельник : машина, Квебек
Сняли машину – микроавтобус (или как на русский перевести minivan?) Естественно, на бензине, естественно автоматическая коробка. Персонал продолжал поддерживать имидж доброжелательных канадцев, объяснили популярно все варианты и сказали, что по приезде посмотрим, какой вариант в итоге оказался бы более выгодным для нас, на таких устовиях и пересчитаем окончательную цену. В конце так и оказалось, нам переправили контракт на неограниченное количество километров (+3 доллара), чтобы не платить штраф за превышение выбранных нами 1500 км (-40 долларов).
Из жадности решили ограничиться двумя водителями (на каждого дополнительного покупается отдельная страховка), вычеркнули меня, как самого плохого водителя / нужного в другом качестве / жадного – короче, я так и не понял, почему меня.
Доехали до Квебека. Классика: «хммм, а по карте казалось совсем рядом!»
Дорога кардинально отличается от нашей. Поскольку скорость ограничена 100 км/ч, грузовики спокойно держат максимум, как следствие ведут себя как легковушки. При этом - это американские «настоящие» грузовики. Aire de repos нет (мы увидели одну, съехали, там был какой-то закрытый домик и тропинка в лес вместо туалета), полоса безопасности почему-то слева, знаки не те, ну и прочие мелочи.
Вдоль дороги нет ничего. Ни магазинов/ресторанов/городов, ни мало-мальской неровности местности, на которой остановился бы взгляд. Едешь как по бильярдному столу.
В Квебеке всё наоборот: кишащие рестораны, туристы, дороги с уклоном 15%. Запарковали машину, пошли в office de tourisme (информационная служба для туристов) узнавать, что тут вообще есть. Это был самый большой, что там – самый лучший office de tourisme в моей жизни. Девочка на входе объясняет, как отрывать талончик с номером, вызывают к окошку. Нам выдали кучу каки-то карт, путеводителей. маршрутов. Нашли и зарезервировали дешёвый мотель, ответили на «глупые вопросы».
Погуляли по городу: замок, вид на реку, крепость. Всё производит какое-то странное впечатление ненастоящего. То ли перестарались с реставрацией, то ли изначально стиль такой диснейлендовский, непонятно. Проголодались, а рестораны только двух типов: дешёвые с гамбургерами и картошкий фри или дорогие итальянские (по ассоциации с Австралией мы вывели, что дорогие они не от большого качества, а от ностальгии по чьей-то родине). Изредка встречается что-то ещё, но это совсем дорого. Когда мы устали читать одни и те же меню, мы решили пойти практически не глядя в первый попавшийся ресторан. Он оказался дорогим итальянским, но с качеством мы ошиблись – шикарная итальянская кухня.
Ещё немного погуляли (крепостная стена, ворота) и поехали в мотель. «Классический мотель» как в «Птицах» и множестве других мест: длинный ряд входных дверей с паркингом перед ними, терраса со стулом у каждого входа.
Внутри гадюшник тот ещё (при цене как у Holiday Inn во Франции). Над дверью аппарат, «чихающий» (я правда сначала подумал, что в соседнем номере человеку плохо) какой-то вонючей гадостью, наверное, от комаров.

Вторник: водопад, парк, домик, супермаркет
Купили какую-то еду (молоко, йогурты, а также все имеющиеся в наличии овощи и фрукты) в мелком магазинчике у дороги, поехали дальше.
Водопад Монморанси. Шикарная формулировка в путеводителе «посещение бесплатно, но паркинг дорогой». Учитывая, что без паркинга (без машины) к водопаду не попасть, это просто заменяет тарификацию по посетителям на тарификацию по машинам.
Водопад шикарный, 80 метров, прошлись по облаку брызг, поднялись по лестнице наверх, прошлись по мостику над самим водопадом.
Сверху рразвлекался местный пионерлагерь. Разметили какое-то количество точек и водили отряды от одной точки к другой. Мы застряли на тарзанке, перевешенной через пропасть. К сожалению, детей не переправляли на противоположный берег, а останавливали перед ним и заставляли руками подтягивать себя назад. В другом месте «паутинка» между деревьями, по которой надо куда-то пролезть. И т.д. – шикарное времяпровождение для детей!
На мостике через водопад табличка, рассказывающая о том, как обрушился предыдущий мостик. Имена погибших.
Посетили местный музей с тем же именем, что и погибшие на мостике. Оказалось – одна большая семья, там половину деревни так звали. Музей тоже Австралию напомнил: долго куда-то ведущие стрелочки, приводящие к совершенно непримечательному домику с никакой экспозицией. Обнаруженные археологами предметы – заржавевшие наручные часы, пуговицы 18-го века. Похоже, мы зажрались в Европе.
Поехали в заповедник, там есть кемпинг, и там катают на рафтах (надувная лодка для спуска по порожистой реке). На въезде в заповедник собирают пошлину, но если сказать, что ты собираешься жить в кемпинге, едешь бесплатно – кемпинг сам занимается сбором денег. Очередь на регистрации, остались только самые дешёвые домики, рафтов на завтра уже нет. Берём на послезавтра и домик на две ночи.
Домик нас порадовал всех: деревянная коробка 3x3x4 метра с двухэтажными полатями, печкой-буржуйкой и всё. Чтобы понять, что нас так поразило, скажу, что мы рассуждали, будет ли там нормальная плита, или только микроволновка. Там не было даже электричества. Дрова для буржуйки и место под костёр перед домом.
«Легенда меняется», мы едем в магазин за продуктами. Хорошо, что у нас есть GPS, набираем «ближайший супермаркет», и он нас ведёт 30 км к какому-то тупику, в котором нет даже ларька. В итоге находим супермаркет сами, чётко осозновая, что мы слегка шокированы обстановкой в доме, плюс мы голодные, т.е. имеем тенденцию закупать продуктов больше, чем нужно, мы задумываемся над каждым предметом, прежде чем опустить его в тележку. Тележек набрали 2 с горкой.
Из «легендарной пищи» я нашёл суп Campbell в жестяной банке. Разнообразие коктейлей с клюквенным, черничным, и пр. соками. Минимальная тара – 1,89 литра (надо полагать, в галлонах или ещё в чём это круглая цифра), обычная – 2,67.
Ужинаем двумя курами гриль (детям нужно горячее), вшестером не доедаем и первую.

Среда: прогулка по парку, домик
Выбрали маршрут: 30 км вверх по течению реки на машине, оттуда пешком. 30 км едва не по бездорожью проезжаются чуть больше чем за час, зато по пути мы видели копающихся в речных водорослях лосей. Прогулка на 4 часа туда-обратно, мы через 4 часа только доходим до гордой таблички «конец маршрута» (это всё-таки прикол: маршрут, ведуший откровенно в никуда, радость исключительно от процесса). Но всё равно приятно погуляли.

Четверг: спуск на рафте, дорога с болотами, Чикутими, гостиница
Нас грузят на «легендарный школьный автобус» и везут по вчерашней дороге. Инструктаж: вшестером на рафте перевернуться нереально, разве только на пороге №11, а там вам плыть запрещено, пронесёте рафт берегом, всё понятно? Кивнули, погрузились, поплыли, задумались: а как мы узнаем, какой из них №11?
Пороги действительно оказались весёлыми, но несложными, №11 был подписан на всех языках мира, а также черепом с костями, через 4 часа мы спустились к базе. По пути ввидели всё тех же копающися в водорослях лосей. Подптывать близко не стали.
Сели в машину и поехали на север в город с довольно чукотским названием Chicoutimi. Как потом нам объяснили, это означает «там, где вода станосится мелкой» – на этом месте фьорд заканчивается, дальше идёт обычная речка.
Дорога идёт 3 часа, посередине есть точка, где можно поесть (нам так и сказали: «не ошибётесь, там всего один съезд»). Разнообразие картофеля фри и сендвичей с курицей, fish’n’chips. В качестве специального блюда – лук колечками во фритюре.
Доехали до города 10 минут после закрытия office de tourisme, поехали сами искать мотель. Цены от 100 долларов (до налогов – в Канаде есть такая приятная особенность: в цены не включаются налоги, поэтому окончательная стоимость может сильно отличаться от указанной) за номер, свободных нет. Плюнули, поехали в центр города в приличную гостиницу. Есть, говорят, всего один номер на двоих, с налогами 94 доллара. Тут у нас как-то мозги переклинило, мы просто не смогли понять, как этот отель (рояль в холле, паркинг, швейцары – всё как надо) может быть дешевле занюханых мотелей. Но по-любому, у них только один номер на двоих, а нас шестеро. Есть какие-то отели по близости? Есть, но в них мест тоже нет. Куда ж бечь-то? Ну, как бы сама себе говорит тётушка, в принципе у меня есть ещё один номер на двоих, но он с видом на паркинг, он же вас явно не интересует.
От этого у нас мозги переклинило так, что мы (взглянув на «номер на двоих» с двумя двуспальными кроватями) взяли только этот последний номер, постелили на полу спальники и спали в нём вшестером.

Пятница: озеро, зоопарк, гостиница
Обнаружили на карте надпись « zoo sauvage » (дикий зоопарк) и поехали его смотреть. Доехали до замечательного озера (нам потом рассказали, что оно такое круглое, потому что образовалоссь на месте метеоритного кратера), к которому довольно долго не могли подъехать: мне ещё во Франции рассказывали, что в Канаде озёр туча, но практически все они частные, берег поделен и заставлен домиками. В итоге мы озеро увидели, остановившись поесть в какой-то забегаловке с приличным выбором и низкими ценами. С перепугу (см. выше про питание) заказали 7 блюд на шестерых и закуски, принесли такие тарелки, что каждая своим размером меня радовала – а это уже что-то. Тем не менее до зоопарка доехали.
Купили билеты, заходим в зоопарк: ой, смотри, белые медведи! На этой фразе сели батарейки у фотоаппарата (см. выше про электричество).
Зоопарк шикарный.
Первая часть: сажают в поезд с решётками и катают по территории, по которой свободно ходят всякие животные. Больше всего нам понравились чёрные медведи. Видели (буквально на обочине нашей дороги) новорожденного (этого года) медвежонка, которого мама учила лазить по деревьям. Замечательное построение фразы: la première chose qu’on apprend au bébé quand on est mama-ours c’est grimper les arbres. Лоси, северные олени (дед Мороз!), олени других сортов и размеров, бизоны, разнообразныые грызуны. Время от времени попадаюются «деревни»: разных эпох, белые и индейские, с актёрами. Кадр дня: мишка залез на брёвна у забора деревни и смотрит через забор. На поезд, проезжающий под его спиной – ноль внимания.
Вторая часть: традиционный зоопарк с вольерами. Видели спящую рысь, укладывающихся спать гризли, кормящихся белых медведей и т.д.
Остаток дня рулим назад в Chicoutimi – расстояния здесь такие, что за один день две вещи посмотреть не получается. Спим в какой-то другой гостинице.

Суббота: фьорд, дождь, маленькая гостиница
Набрали брошюр про компании, вывозящие смотреть на китов, поехали вдоль фьорда. Сделали пару остановок на перекусить, погулять, прошлись под дождём по тропинке на «красивый вид на фьорд с девой Марией». Вид в тумане, дева как дева, а вот лекцию об образовании фьордов вообще и Saguenay в частности нам прочли замечательную.
Для меня сначала было сюрпризом, что для образования фьорда нужен сначала раскол (расхождение) тектонической плиты. Это приводит к провалу-долине, и только потом уже ледник проползает и процарапывает полосочку. Потом подумал – в принципе логично. Чтобы большая масса льда скатилась именно по этому пути, нужно, чтобы там уже был какой-то жёлоб, русло реки, долина.
Остаток дня рулили до Tadoussac – городка, из которого отправляются китовые экскурсии. Он находится в устье фьорда (тот впадает в реку Saint-Laurent, к тому моменту приобретающую какие-то совсем немыслимые размеры, противоположный берег уже еле виден), но с другой стороны. Вместо моста ходит бесплатный паром.

Воскресенье: киты, дорога домой
Вместе с экскурсией иногда предлагают «страховку»: если капитан за время прогулки не замечает ни одного кита, то вам возвращаются деньги. Съездив, мы поняли, что это такая манера сказать, что китов там много, на всех хватит. Под конец мы уже не довольно вяло реагировали на не очень красиво выныривающих дальше чем в ста метрах от лодки китов. Видели издалека (только белые спинки, к ним нельзя близко подптывать) белух (я проверил написание, именно так), полосатиков (это так rorqual переводится) и горбатых китов. С последними как-то особенно повезло, они (едва не впервые за весь период наблюдения) зашли из реки во фьорд, мы плавали в сотне метров от них практиччески час. Полосатиков было видно лучше, они выныривали в нескольких метрах от лодки, показывали морду, проплывали под нами. Нет, погладить не давались.
Остаток дня едем назад в Монреаль.

Понедельник: университет, магазины, теннис, прогулка на велосипеде
Сходили по Саниным делам в университет, закупились едой. В магазинах всё такое же огромное, как и везде. От луковиц размером с капусту до многолитровых упаковок масла, сметаны, мороженного. Видели консервированные яйца (варёные, чищенные), механизм для варки индейки (экзотика, как рисоварки в китайских магазиинах, а у нас пелменницы).
Поиграли в теннис, покатались на велосипедах, день прошёл.

Вторник: Монреаль без Моти
Гуляли по Монреалю. В принципе, мы не многого и ждали от города, но он нас и на это не впечатлил. Удивил платный вход в церкви, понравился Notre-Dame – довольно богато, но не по-бразильски барочно украшенный внутри собор. Внешняя архитектура взята с Вестминстерского аббатства, интерьер – со слов нида – с St Chapelle Парижа. «Со слов гида» потому как у меня не вязался никак этот огромный собор с низеньким нижним этажом St. Chapelle, Одно сходство – деревянные расписные балки.

Среда: Монреаль с Мотей
Ещё гуляли по Монреалю. Странное впечатление от Оратории Св. Иосифа. Сложно описать. Огромная махина с навязчивыми экспонатами из жизни монаха - основателя церкви. От комнаты, где он работал, до заспиртованного сердца на подставочке. Лес костылей чудесным образом исцелённых хромых. Ступеньки для паломников, по которым поднимаются на коленях. Средневековая секта, одним словом.
Оратория стоит на едва ли не единственном холме в городе – однозначная ассоциация с Мельбурном: несколько сгрудившихся в центре небоскрёбов, а до горизонта – аккуратно разлинеенные плоские, «одноэтажные» улицы.

Четверг: машина, дорога в Торонто
Выяснили, что сбились со счёта, и сегодня четверг, а не пятница, решили таки доехать до Торонто (после первой недели нас как-то начали пугать эти «совсем недалеко по карте»). Пол дня искали машину – по каким-то непонятным нам причинам у всех (мы обзвонили штук 10) компаний проката автомобилей кончились машины. Только у одного была одна, но он её сдавал минимум на 5 дней, т.е. (посчитал на калькуляторе) 475 долларов. Мы долго торговались, он не сброссил ни копейки, мы отказались, но затем, выяснив, что у конкурентов нет и таких предложений, перезвонили. Попали на другую девушку, она подтвердила: да, минимум на 5 дней, т.е. (щёлк-щёлк) 366 долларов. Когда мы машину возвращали, счёт нам выставили на 256 долларов.
Машина при этом Chrysler Cruiser молочного цвета :-)
Дорога в Торонто заняла остаток дня. По дороге развлекали себя чтением дорожных указателей. У каждого города написано его население. Таблички с ресторанами (забегаловками типа McDonald’s) преимущественно красного цвета. От трёх до пяти стрелочек с достопримечательностями на каждом съезде, но больше половины из них – поля для гольфа. Остальные типа «пешая прогулка в память погибших 11/09/2001», «дом-музей основателя города». Рассматривали номера проезжающих машин и себя в отражении различных частей грузовиков.
Подъехали к Торонто – в отличие от Монреаля видно, что подъезжаем к большому городу. Сложно тоже выделить какие-то черты, это как-то чувствуется. Несмотря на обилие деревьев (город в них просто утопает, больше чем в Киеве), грязный воздух, смог. И Шурик alekro.
Погуляли по довольно приятному центру, заснули стоя, доползли до дома.

Пятница: поездка на Ниагару, водопад, городок
Съездили на Ниагарский водопад. По пути слушали радио (наконец-то город с нормальными, а не только музыкальными радиостанциями). Передача с участием юриста на тему проблем с американскими пограничниками. Звонящие слушатели с каким-то сюрреалистическими проблемами и с не менее странными ответами юриста. По всему выходит, что проверка на границе осуществляется исключительно по имени, и если один Джон Смит когда-то нарушит закон, то пограничники могут тормозить всех Джонов Смитов. Юрист советовал обратиться в соответствующие американские органы, чтобы получить бумагу, удостоверяющую, что вы – не тот самый Джон Смит.
При этом через слово повторял «мы живём в эру компьютерных технологий, у органов все ходы записаны, не надейтесь, что они чего-то не заметят или забудут».
Водопад издалека напоминал своё изображение по телевизору. Но когда подошли, когда шум превратился в рокот, водопад «дыхнул» капельками воды – поверили. Повезло с ветром, он в основном дул от нас, открывая вид на весь водопад. Проторчали над водопадом с пол часа, решили спуститься вниз на «головокружительное путешествие с той стороны от стены воды». Купили билеты, но по ним пройти можно будет только через полтора часа (можно было бы тут написать «товарищи, прежде чем смотреть на водопад, купите билеты», но см. ниже). Погуляли, посидели, почитали, пошли. Нас спустили на лифте под землю, провели к водопаду и остановили в тоннеле метрах в трёх перед окошком. Это надо представить: бетонный тоннель, через три метра он заканчивается, оттуда шум, брызги, и ничего не видно. Мы как-то не так это себе представляли.
Зато в тоннеле картинки с предыдущими версиями смотровых площадок, историями, как обвалились они, именами погибших и т.д.
В городке уйма заведений диснейлендовского типа: музей книги рекордов гинесса, аттаркцион «помоги человеку-пауку», игровые автоматы (есть коврики для танцев).
По пути назад пару раз останавливались на стрелочках scenic lookout (вид на русло реки и на скалы и правда шикарный), заехали в городок Niagara-on-the-Lake с сохранённым историческим центром – приятный старый городок.

Суббота: дорога в Монреаль, big apple, музей под открытым небом
Весь день возвращались вв Монреаль.
Остановились в замеченном ещё по пути туда Big Apple theme park: около дороги стоит огромное (~10 метров) яблоко и надпись «мы продали 2,909,427 яблочных пирогов». Мы решили поддержать местного производителя, опять же «тематический парк». Десяток сортов пирогов (со статистикой продаж каждого из них) огромные экраны с фильмом про компанию, вкусные супы, хлеб не предусмотрен. Парк: вход в яблоко со смотровой площадкой, мини-гольф, мини-зоопарк (ламы, черепахи, овцы).
На стенах фотографии «побратимов»: самые большие банан, ананас, киви, груша и т.п. За исключением киви (Новая Зеландия, естественно), всё остальное либо в Штатах/Канаде, либо в Австралии.
Заехали в Morrisbourg (жаль не Моррисвиль) в музей под открытым небом. Шикарный музей, где можно провести целый день. Деревня, где собраны дома разных эпох, разного назначения, но в каждом «живут» и работают люди, объясняющие, что они делают, как, зачем. Причём, они сами начинают разговор, даже не дожидаясь вопросов.
Дом медика, спросили, что это за странные инструменты пыток. Оказались в основном для облегчения родов, а вот этот штопор – для снижения давления. Проиваем дырочку в черепе, выпускаем пар, боль проходит. Нет, тётушка не шутит, в это правда верили.
Оттуда же: виски в качестве аннастезии – плод Голливуда, слишком дорого. Поэтому лекари делали операции на дому : там есть кому держать пациентов за руки, за ноги, пока он ему, скажем, ногу пилит. А вот, кстати, и лобзик.
Сыроварня, делают чеддер. Вы сами и доите овец? Да что вы, тут для сыра нужно порядка 1000 овец, а у нас их 4. Покупаем уже пастеризованное.
Дом портнихи. Портниха прошлась по последней парижсской моде (Анька в каких-то неприглядных полу-брюках и чёрной футболке), рассказала, как делать пуговицы, и что китовый ус практически не использовали для жёсткости юбок – когда появилась эта мода, стальные стержни уже были дешевле. На прощание пожелала счастья в личной жизни.
Обувщик, чернодеревщик, лесопилка, пароход, школа, жилые дома, таверна, церковь, кузница и многое-многое другое. Нас выгнали с закрытием музея.

Воскресенье: церковь, вылет
Это воскресенье было первым месяца, вольные выступления. Первой вышла незнакомая всем тётушка, извинившаяся за незнание французского, и тут же ставшая грузить по-английски. Горящие глаза, поднятая рука с портретом Иисуса, пламенные (но соввершенно непонятные) речи. «Эта тётушка сожжёт себя на каком-нибудь костре», подумал я. Уходила она с песней, тихо, про себя.
Аэропорт, самолёт, Париж, такси, дом.

Понедельник: зомби на работе.
Tags: canada, poezdki

• Нас большинство!

Le Monde пишет о недавнем исследовании IFOP на тему религиозности французов. Подобные исследования проводятся регулярно, и вот, впервые большинство…

• Cour de justice de la République

Прочитал в Le Monde о том, что во Франции есть специальный суд для того, чтобы судить членов правительства за преступления, которые те совершили…

• Выборы-выборы...

В новостях пишут о том, что одна из кандидатов в президенты Франции (Анн Идальго, PS) предложила удвоить зарплату школьным учителям. Как тут…