green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Осенний лагерь 2017

Очень хочу хотя бы задним числом написать о разных лагерях, в которых мы были. Как минимум о мастерских, которые мы сами вели (регулярно нужно найти какую-то информацию, чтобы либо повторить, либо передать кому-то материалы), а идеально — и на каких мастерских были, чтобы не забывать лучшие идеи на будущее. Итак, осенний лагерь 2017 года. Проблему с отсутствием собственных фотографий (рука не поднимается в лагере доставать фотоаппарат) я решил простым заимствованием фотографий из постов товарищей — в данном случае ограблены shnarh, s0leil и wildest_honey, за что я приношу им мои искренние благодарности! (друзья, если у вас другие взгляды на вопросы распространения ваших фотографий — простите нас, рога, пишите, всё исправлю)

Мы начали с «сырной мастерской», и в этот раз мне она не понравилась. То есть, поели неплохо, но идея дегустации явно одноразовая, на следующий раз на вечер знакомства нужно придумать что-то новое:



Была очень крутая (и неожиданная) мастерская по разрезанию маек. В основном, конечно же, рассчитанная на девочек (получилось круто, но мне некуда такое носить). Мы с Мариной даже поговорили на эту тему: наверное, можно найти что-то «брутально-мужское», хотя я не уверен, что я и такое буду носить. Но резать и видеть, как в твоих руках вещь преображается — это круто!




Лагерь октября 17 года — очевидная тема 100-летия Революции. Оля (она профессиональный историк) сделала серию мастерских на эту тему. Первая для возрослых — где были наши предки в 1917 году? Великие потрясения всегда сопровождаются перемещениями народных масс, идея мастерской была в том, чтобы рассказать об этих перемещениях на примере своей семьи, а затем показать их на общей карте. Лично я не выступал и не показывал, но всё равно воспользовался поводом, чтобы поговорить с родителями и узнать, как на самом деле из стороны в сторону болтало нашу семью в то время.

А ещё, слушая выступления других, не мог отвязаться от мысли, что все мы — «дети победителей». Истории, очевидно, одна ужаснее другой, но все действующие лица как-то выходят из них, выживают каким-то чудом. И эта радость за них улетучивается, когда понимаешь, что ты слышишь эти истории именно потому, что они выжили, они дали потомтсво, они смогли родить тебя, твоих родителей, твоих дедов. Шикарная мастерская.

И была отличная «фрактальная» Борькина фотография (не смог найти в фотоотчётах) с дедом, держащим фотографию отца, держащего на руках фотографию Борьки, держащего на руках фотографию своих детей.



Вторая Олина мастерская для детей. Одна часть на понимание логики происходящего в 1917 году. Её и взрослому-то вкурить не тривиально, поэтому мы все тоже ломились на мастерскую, Оля была вынуждена пустить, но со строжайщим предупреждением:



А другая часть — на базе книги «История одной квартиры» (Оля, если я не ошибаюсь, участвовала в проекте перевода её на немецкий, а потом возила детские мастерские по немецким школам) — книга классная, но мы с Натанкиным её смотрели ещё в рамках русской школы, поэтому эту часть я закосил.


В Австрийском лагере Эдуард одарил нас всех идеей ролевой игры, к осеннему лагерю мы с Анютой выкатили свою версию. Правила — что-то среднее между Agricola и Civilization. У вас есть деревня с двумя жителями и игровое поле, на котором изначально имеются поля-занятия, куда можно посылать работать ваших жителей. Разные поля дают разные бонусы: либо ресурсы (послал жителя работать в поле / на шахту), либо развитие науки (открываешь новые поля: «работа на тракторе» вместо «работы с мотыгой»), либо инвестиции (можно купить себе в деревню нового жителя). Чтобы игра не была «настольной», мы ввели мастеров (время от времени игроки получали возможность сходить к мастеру по какой-то из открытых ими наук и нарешать задачек за ресурсы) и торговлю (ресурсы в основной массе одинаковые, но каждый город время от времени производит свой, уникальный ресурс, и обмен этими ресурсами крайне выгоден для всех обменивающихся сторон).

На фотографии я объясняю правила слегка ошалевшим от их «простоты» детям:



Игра пошаговая, поэтому у нас с Анютой роль «компьютерных часов» — мы должны оббегать все города по очереди, принимая их ход и рассчитывая прибыль. Много, очень много бегаем. По очень пересечённой местности. Сделали в итоге 12 тактов :-)



Первый блин вышел очевидным комом. Оказывается, не все дети одинаково относятся к игре.
Город Рим (на фотографии — я, очевидно, с большим трепетом относился к этому городу) в какой-то момент просто взорвался, и я провёл полчаса, успокаивая их. Там Эдуард нащупал оптимальную стратегию (ресурсы растут в экспоненциальной прогрессии), но не смог быстро объяснить это Натану с Даней и свёл объяснение к «потому что». Те восприняли объяснение как узурпацию власти и давление на товарищей и начали выдумывать самые разные поводы, почему они не согласны с предложенной стратегией (на самом деле, конечно же: почему к их мнению нужно прислушиваться). В какой-то момент Натанкин выдвинул идею обязательного отдыха для рабочих, иначе они будут недовольными и начнут бастовать (у нас в семье французский ребёнок, да).
В другом городе была зеркальная ситуация: Поля пыталась играть по правильно понятым ею правилам, но «у власти» оказались ребята, которые лепили из глины игрушечные тракторы и пытались ввести их в игру. Наши аргументы на них слабо действовали, в итоге мы перекинули Полю в другой город, чтобы не портить никому удовольствие.



Но самая большая бага открылась в момент подведения итогов, когда выяснилось, что мы с Анютой недостаточно чётко проговорили стоимость рождения новых жителей, и в итоге у нас получилось два мира с разными правилами: у меня была геометрическая прогрессия в стоимости, а у Анюты — постоянная. При подведении итогов дети попытались затеять скандал: пересчитываем! переигрываем! — без результатов, очевидно.
Подведение итогов мы пытались сделать не в формате «у кого город круче», а «кто как развил свой город», подразумевая, что будет несколько вариантов развития, которые сложно будет сравнивать в категорях «лучше / хуже». Но в итоге у нас была пара городов, которые развили практически всё.

А на фотографии справа — карта нашего мира. Были дети, которые не хотели участвовать в игре, но и в стороне от неё тоже не желали оставаться. Мы придумали для них роль «журналистов» — как в Цивилизации публикуют время от времени статистику «самая богатая цивилизация», так и они бегали по городам, собирали информацию и время от времени «публиковали» её.



Непонятно, что будет дальше с этой идеей. Мы повторили её (с небольшими вариациями) на дне рождения Натана, но уже в Гамельн везти не стали. У игры есть несколько проблем (как мнимум, наличие чётко выигрышной стратегии), что с ними делать непонятно. Для этой игрушки я прочитал несколько книг о том, как просчитывать цены в играх, чтобы они не вырождались в тупое накопление ресурсов, но мне это не помогло. Надо бы познакомиться с людьми, которые серьёзно занимаются ролевыми (полигонными) играми, которые готовы были бы поделиться какими-то знаниями — если вы знаете кого-то, познакомьте меня, пожалуйста?


Подростки устроили мастерскую по программированию, но на месте пацаны очень быстро забрели в дебри (очень сложно следить за уровнем слушателя и удерживать себя от того, чтобы сразу вываливать на него всё, что ты приготовил), в итоге я даже не знаю, что у них получилось, т.к. увёл часть детей (самых маленьких и мотивированных, но ничего не понимавших) на повтор того, что мы делали в Австрии (начало Питона):




В лагере было очень много настольных игрушек. Непонятно, что я по этому поводу думаю — с одной стороны, я игрушки очень люблю и готов играть в них всю неделю. С другой — игрушки это слишком лёгкое развлечение, и дети в него падают с удовольствием; вытащить их оттуда на какое-то другое занятие очень сложно. То есть, опять всё тот же вопрос: ради чего мы всё это делаем?

Тем не менее, прекрасно поиграли! Ещё раз увидели Code Names (слева), на этот раз окончательно влюбились в него и немедленно купили себе экземпляр. А с детьми я запустил игру нашего детства: «Лабиринт» (справа) — на всех олимпиадах мы только в него резались, да в «Мафию». Сделал очень простой уровень, но и его детям хватило — они всё-таки ещё очень маленькие :-)



Я теперь думаю над проектами совмещения «образовательных» лагерей с «игровыми». Убивать сразу двух зайцев: игрушки позволяют легко держать внимание детей, и при этом родительская совесть чиста — дети чему-то учатся. Думаю сделать с одной стороны математику какой-то игры (те же «Колонисты» — разложить по полочкам, что там за математика, сделать кучу задач, разбирать их вместе с детьми), а с другой — продолжить думать над программированием игры (тот же «Лабиринт» очень легко программируется, можно даже сделать голосовой вариант).


Из пропущенных, но интересовавших меня мастерских: строили макеты домов, основанных не на 90°, а на 120°. У нас такой целый квартал, в нём есть библиотека — я всякий раз там теряюсь буквально после второй двери :-)



Борька, впечатлившись очередным курсом catpad на УБЗ, рассказывал про токипона, но это я тоже каким-то образом пропустил:



Я в свою очередь обнаружил интересовавшихмся программированием взрослых и попытался повторить с ними УБЗ-шный же Hacker Quest. Далеко продвинуться не получилось, потому как и без программирования в лагере было чем заняться, но, кажется, я нащупал идеальное применение этому квесту — семейный лагерь. Будем думать дальше о практической реализации!




Совершенно неожиданно для себя записался на игру «Феникс» — анонс был настолько невнятным, что я начал задавать наводящие вопросы, ответов тоже не понял, вот так и пришёл, чтобы понять, что это. Описать действительно сложно — настолько, что я даже не буду браться, пускай продолжает звучать как секта :-) Но в двух словах — это «психологическая игра», ты тянешь какие-то достаточно произвольные карочки, которые просто помогают тебе говорить на ту или иную тему, а основное направление разговора ты задаёшь сам, ещё до начала игры (то есть да, разговаривать можно практически на любую тему, как с психотерапевтом).
Опять же, совершенно неожиданно игра мне понравилась. Особенно когда я вытащил первую карточку с «персонажем», взглянул на него — а это практически вылитый мой папа...

Tags: board games, УБЗ, лагеря, программирование
Subscribe

  • Отравление в Солсбери

    На сайте Arte лежит сериал про отравление Скрипалей. Я посмотрел, по настроению поначалу очень похоже на «Чернобыль» — такое же ощущение возможной…

  • Пропорции французского флага

    В недавнем C’est Jamy рассказали, что полоски французского флага не всегда одинаковой ширины. Что есть «стандартный» флаг, и там синяя, белая…

  • Stand-up Maths или Dobble наносит ответный удар

    Stand-up Maths (приятный канал: и смешно, и про математику) поднял недавно тему Dobble. Не так красиво, как рассказывал Лёша, но логика примерно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Отравление в Солсбери

    На сайте Arte лежит сериал про отравление Скрипалей. Я посмотрел, по настроению поначалу очень похоже на «Чернобыль» — такое же ощущение возможной…

  • Пропорции французского флага

    В недавнем C’est Jamy рассказали, что полоски французского флага не всегда одинаковой ширины. Что есть «стандартный» флаг, и там синяя, белая…

  • Stand-up Maths или Dobble наносит ответный удар

    Stand-up Maths (приятный канал: и смешно, и про математику) поднял недавно тему Dobble. Не так красиво, как рассказывал Лёша, но логика примерно…