green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Сто лекций с Дмитрием Быковым — 1978

Лекция 1978 года про «Алмазный мой венец» Валентина Катаева. Быков уже рассказывал о Катаеве в этом проекте, и «Алмазный мой венец» неоднократно упоминал. Эта книга очень похожа на понравившуюся мне «Траву забвения» — тот же рваный стиль, поток мыслей, стихи, перемешанные с прозой. На этот раз воспоминания не о дореволюцонном периоде (ученичество у Бунина), а о 1920-х. Куча известных персонажей (в книге они все заменены псевдонимами, но Википедия спасает) — мне понравился ответ на вопрос, зачем в книге называть очевидного (даже я «угадал») Есенина королевичем: «что он может сказать о Есенине? Ничего, это канонический образ. А о Королевиче все, что угодно». То есть, получается текст на грани между мемуарами и фикцией. Как цитирование стихов по памяти — ты не гарантируешь точность текста, но ты в точности передаёшь своё отношение к ним.


Среди процитированных стихотворений зацепился за Гумилёва:
Слонёнок

Моя любовь к тебе сейчас — слоненок,
Родившийся в Берлине иль Париже
И топающий ватными ступнями
По комнатам хозяина зверинца.

Не предлагай ему французских булок,
Не предлагай ему кочней капустных -
Он может съесть лишь дольку мандарина,
Кусочек сахару или конфету.

Не плачь, о нежная, что в тесной клетке
Он сделается посмеяньем черни,
Чтоб в нос ему пускали дым сигары
Приказчики под хохот мидинеток.

Не думай, милая, что день настанет,
Когда, взбесившись, разорвет он цепи
И побежит по улицам, и будет,
Как автобус, давить людей вопящих.

Нет, пусть тебе приснится он под утро
В парче и меди, в страусовых перьях,
Как тот, Великолепный, что когда-то
Нес к трепетному Риму Ганнибала.



А ещё, по описанию очень хочется почитать Олешу («ключик» в романе). С романом «Зависть» он у меня и так был в моём (бесконечном) списке «на прочтение». А тут захотелось почитать его стихи — правда, непонятно, насколько это реально, насколько они вообще издавались (их не упоминает даже «библиография» в Википедии), но Катаев и цитирует, и хвалит.

Мой любимый момент, когда в разгар очередного московского шахматного безумия ключик приходит к автору с гениальной идеей:
― Я думаю, что шахматы ― игра несовершенная. В ней не хватает ещё одной фигуры.
― Какой?
― Дракона.
― Где же он должен стоять? На какой клетке?
― Он должен находиться вне шахматной доски. Понимаешь: вне!
― И как он должен ходить?
― Он должен ходить без правил. Он может съесть любую фигуру. Игрок в любой момент может ввести его в дело и сразу же закончить партию матом.
― Позволь... ― пролепетал я.
― Ты хочешь сказать, что это чушь. Согласен. Чушь. Но чушь гениальная. Кто успеет первый ввести в бой дракона и съесть короля противника, тот и выиграл. И не надо тратить столько времени и энергии на утомительную партию. Дракон — это революция в шахматах!
― Бред!
― Как угодно.


Теперь у нас в семье есть новый мем: «Бред? Зато гениальный!»


В какой-то момент автор вспоминает Италию и «шипучий лимонад в бутылочках, закупоренных вместо пробок маленькими матово-стеклянными шариками, которые нужно было протолкнуть внутрь...» — кто понимает, о чём речь? Что за странная система закупоривания бутылок? И, главное, как она могла работать — как шарик изначально попадал внутрь бутылки, и как пользователь мог протолкнуть его против давления газа?

Очень хорошо описано волшебство радио. Мы к нему привыкли, мы даже делаем вид, что понимаем, как оно работает. А ведь на самом деле — это чудо. Ты сидишь со своим приёмником к своей деревне, ты щупаешь детектором, натыкаешься на чью-то волну — и откуда-то (откуда? да ниоткуда! отовсюду!) у тебя из аппарата летит музыка.


В романе несколько раз появляется скульптор, мечтающий найти идеальный материал, а в конце автор-герой попадает в парижский парк Монсо и гуляет среди этих статуй. Описания очень подробные, «достоверные», настолько подробные и красивые, что читаешь и «видишь» их.

А я в этот момент вспомнил, как в 2001 году мы с greenadine были в Кёльне, и к нам подошла какая-то русскоязычная тётушка. Узнав, что мы из Парижа, она пришла в полный восторг и попросила нас сходить в парк Монсо, сфотографировать находящиеся там статуи «опальных русских поэтов» и прислать ей. Мы записали её адрес, вернулись домой и пошли в парк (чем не повод для прогулки) — но там оказались вполне «обычные» скульптуры. Я помню, что мы из принципа всех их перефотографировали, но не помню, послали ли мы тётушке весточку, что нет там её статуй.
А теперь вот я узнал, откуда у неё эта мысль появилась, ещё одна деталька сложилась в пазл.
Tags: ja, stihi, Быков, советская классика
Subscribe

  • 2020 год дома

    Вторая часть фотографий 2020 года: что было у нас дома. Купили игрушку на Новый год, Turing Tumble — интересный концепт, когда ты строишь очень…

  • 2020 год в городе

    Разобрал фотографии за 2020 год. В этом году их было немного. Тем не менее, на пару постов набралось: «дома» и «вне дома». Здесь — «вне дома».…

  • ЖЖ: я знаю, что вы делали прошлым летом

    В ЖЖ появилась фишка напоминания о старых постах (в ФБ уже давно есть), очень приятная вещь! Например, я чётко помнил, что перед Kindle у нас была…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • 2020 год дома

    Вторая часть фотографий 2020 года: что было у нас дома. Купили игрушку на Новый год, Turing Tumble — интересный концепт, когда ты строишь очень…

  • 2020 год в городе

    Разобрал фотографии за 2020 год. В этом году их было немного. Тем не менее, на пару постов набралось: «дома» и «вне дома». Здесь — «вне дома».…

  • ЖЖ: я знаю, что вы делали прошлым летом

    В ЖЖ появилась фишка напоминания о старых постах (в ФБ уже давно есть), очень приятная вещь! Например, я чётко помнил, что перед Kindle у нас была…