green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Египетский отдел British Museum

Когда были в Лондоне, я забежал на минутку в British Museum (Анечка как-то неожиданно ушла на шоппинг, оставив меня одного). Музей очень богатый, но организация мне всё ещё кажется то ли бардачной, то ли просто непривычной. Тексты на картелях более подробные, чем в Лувре, но зато дополнительных материалов не найти — ни в зале, ни потом на сайте.
Зато очень приятно было писать этот пост, когда буквально к каждой фразе хотелось поставить ссылку на лекцию УБЗ — не зря оно, всё-таки, делалось!

К Розетскому камню не пробиться, это британская Джоконда:



И в магазине куча сувениров про Розетский камень — идея с рюкзаком очень даже симпатичная:



Стелла Собекхотепа — писца винного погреба.
[в этом месте я вспомнил, как в 1999 году пытался найти себе работу во Франции, сидел на всяких job.fr, и одна из наиболее подходивших тогдашнему мне должностей была «программист для создания системы учёта производства винодельческого хозяйства — практически коллега Собекхотепа]
Писец изображён трижды со своей женой. На первом уровне они приветствуют Осириса (слева), приветствую Анубиса (справа), а на втором (вместе с дочерью на крошечной табуретке) принимают подношения от четырёх детей. На третьем уровне изображены не попавшие на второй уровень дети:



Стелла Ипи. Утверждается, что Ипи (справа внизу) стоит на коленях перед Амоном-Ра, изображённым в его роли бога плодородия, то есть с эрегированным фаллосом. Миф Амона-Ра в какой-то момент поглотил миф Мина, которого регулярно изображали со стоящим членом, но не в таком виде. А у музея настолько плохой сайт, что у меня не получилось найти даже упоминания об этой стеле, не то что её описания (на табличке написано «Votive stela of Ipy», если у кого-то получится — пишите).



Стела Симонту — в нижней части стелы граффити, непонятно какого времени. На граффити в частности нарисована шахматная доска — и снова неправильная!



«Фальшивая дверь» из гробницы Птахшепсеса. Обычно на надгробиях пишут о загробной жизни, а здесь упомянули и выдающийся момент жизни усопшего — ему позволили поцеловать не след от ноги фараона (тоже честь неслыханная), а саму ногу! Чтобы была понятна иерархия общества, речь идёт о верховном жреце Птаха, зяте указанного фараона.
А ещё, иероглиф «целовать» выглядит в виде носа :-)



Стела Анхурнакхта — моя любимая тема пропорциональности размера изображения важности изображаемого. Итак, Анхурнакхт с женой, им вышел настречу их сын (рядом с передней — не разобрать, какой именно, — ногой), а слуга подаёт Анхурнакхту какой-то напиток (прямо около рта):



Редкий случай, когда на надгробной плите показана детская игра, что-то вроде салочек (в английском тексте упоминаются «полицейские и воры»). В центре (изображён белым) ребёнок в маске с ушками (скорее всего, у этого наряда есть какой-то религиозный смысл), у него в руках палочка в виде человеческой руки, возможно признак «полиции». Перед ним бегущие дети — скорее всего помощники. Сзади них другие дети — скорее всего, «воры» — помогают выбраться своим товарищам из «тюрьмы». Девочка на левом крае просто танцует:



Архитрав гробницы Никаянха — он был инспектором жрецов пирамиды Усеркафа и храмов Солнца. В нижнем ряду виден картуш с именем Усеркафа, иероглиф «пирамида» (в совсем нижнем ряду, четвёртый слева от картуша) и иероглиф «обелиск» (в том же ряду, справа от картуша) — обелиск стоял в храме Солнца:



Отлично сохранившийся родственник «меню мертвеца», только не про еду, а про мебель — это плита из мастабы Рахотепа. В верхнем ряду разнообразная посуда. Во втором ряду (справа налево): паланкин, кровать, бассейн для мытья ног, доска для «змеи» со стаканчиком для фишек и «stand» (непонятно, что обозначает в данном случае — стол?). В нижнем ряду — стул, футляр для папируса, пенал писца, доска для игры в сенет и доска для какой-то другой игры:



Стелла Пухери. Пишут, что она примечательна ошибками в последних строчках и достаточно грубыми их исправлениями — и действительно, если присмотреться, ощущение, что писал двоечник, а исправляли просто в ужасной спешке:



Стела с Изидой и Гором (кормящая мать). Пишут, что это период Птолемеев, в стране постоянные разборки с наследованием власти. И имена королей зачастую просто опускались, в тексте писали только картуш (видно слева внизу). Подробностей не уточняют, а мне непонятно: это для того, чтобы потом красками вписывать имя текущего фараона? Или принципиальная «анонимность» памятника — всё равно грядущие поколения собьют твоё имя, к чему писать? А бог и так знает, кто эту стелу поставил...



Просто очень хорошо сохранившийся сенет:



Кураторы напоминают, что над каждой гробницей фараона работало много людей в течение нескольких лет. Списки рабочих велись, но статус у этих документов настолько мелкий, что мало что сохранилось до наших дней. На следующей фотографии — список рабочих, строивших какую-то гробницу в −1250 году и отсутствовавших хотя бы один день по какой-то причине. В их числе некий Пеннуб, пропустивший один день из-за болезни матери:



Редкий случай, когда лица изображены не в «египетский профиль». И танцовщицы тоже слишком красиво нарисованы — это то самое «амарнское искусство» эпохи Эхнатона (пость конкретно эта фреска и из Фив). Но даже тогда подобные вольности допускались для изображений людей низшего класса — важных персонажей старались изображать в статике хотя бы потому что они «вечные». И так, чтобы были видны все части их тела — а то не дорисуешь одну ногу, так усопшему потом всю загробную жизнь одноногим прыгать:



Ещё парочка фрагментов той же фрески. Писец с пеналом для калямов под мышкой, в руках у него папирус. За его спиной (скорее головой) изображён сундук для папирусов и ещё один для писчих инструментов. Что за огнетушитель находится перед ногами писца, кураторы не уточняют:



А здесь крестьяне склонились перед фараоном. Склонившийся, но всё же не павший на колени мужик за их спинами инструктирует их «всем сидеть молча!»



На этом месте музей закрылся, и меня выгнали. Впрочем, Анюта к этому времени тоже успела прикупить полдюжины платьев освободилась :-)
Tags: british museum, egypte, london
Subscribe

  • Линьяно 2021

    Этим летом устроили себе «День сурка» второго порядка: после года, проведённого как один нескончаемый день, решили провести летний отпуск в точности…

  • La Seyne-sur-Mer

    На школьных каникулах решили сменить обстановку, съездить на юг Франции. Потому что за границу всё ещё сложно / невозможно, а там как минимум больше…

  • Forum des métiers

    У Натана в школе проводили что-то типа дней профориентации. В пошлом году делали в игровой форме — дети типа строят «город будущего», они выбрали…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments