green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

УБЗ S2E06 — Эхнатон

Моя, наверное, самая любимая часть второго сезона «Диванной Египтологии», про еретика Эхнатона.


Итак, на пике Нового Царства к власти приходит фараон Эхнатон. Его имя мало что говорит обычному человеку, гораздо более известно имя его жены — Нефертити. При том, что о самой Нефертити практически ничего не известно (кроме того, что она была «красавицей»), в то время как Эхнатон провёл крупнейшую в истории Древнего Египта теологическую революцию — в середине XIV века до нашей эры он попытался перевести страну в монотеизм*. Предпочтение фараоном какого-то одного бога из всего пантеона было обычным делом. И даже были фараоны, которые переставали приносить подношения всем богам, кроме одного, любимого. Но Эхнатон пошёл существенно дальше — в какой-то момент он запретил культы всех остальных богов.

Эхнатон начинает править под именем Аменхотепа IV (что логично, так как его папу звали Аменхотеп III), это имя переводится как «Амон доволен». Но с самого начала своего правления он отдаёт явное предпочтение богу Атону. Его портреты этого периода очень легко узнаются — по непонятным нам причинам лицо фараона изображают крайне вытянутым (на фотографии фрагмент гигантской скульптуры фараона из храма Атона в Карнаке):



Достаточно быстро Аменхотеп меняет своё имя на Эхнатон — «угодный Атону» (мы не будем вдаваться в детали египетского пантеона, в первом приближении и тот, и другой — это боги Солнца, но нам важно понимать, что это разные боги). Фараон уделяет всё больше и больше внимания культу бога Атона, провозглашает его «живым богом» — в частности, имя Атона с этого момента пишется в картуше, точно так же, как и имя фараона; более того, следом за картушем приписывается знакомая нам с детства фраза «Атон жил, Атон жив, Атон будет жить» (в оригинале ближе к «Атон жив, Атон цел, Атон здоров») — стандартная фраза после имени настоящего фараона. Постепенно культ Атона объявляется главным, а затем и единственным.

Эхнатон строит Египту новую столицу — Ахет-Атон (часто называемую Амарной, по имени современного города), с королевским дворцом и огромным храмом Атона. Город строится с нуля, на пустом месте, и революционный фараон естественным путём приводит к революционному искусству. Во-первых, изменяется изображение его самого — всё ещё видно вертикальное искажение, гипертрофированный подбородок, но при этом портрет стал намного живее, естественнее.



Во-вторых, меняется иконография. До сих пор семейные сцены были редкостью — заказчик портрета часто изображался в одиночестве, в лучшем случае рядом с ним могли изобразить супруга (часто в уменьшенном масштабе), в крайнем случае супруги могли полу-обнимать друг друга. Но в любом случае, портреты были «деревянными», по стойке «смирно». Здесь же — посмотрите на портрет Эхнатона с супругой — Нефертити сидит у него на коленках! (утверждается, что там можно рассмотреть и двух принцесс, их дочерей, я вижу лишь детские ножки на бёдрах царицы и руку на сгибе локтя)



Одновременно появляется глубина у барельефа — особенно хорошо это видно на ногах фараона в предыдущей стеле и на Солнце в следующей фотографии. Изображаемый предмет не «лежит» на фоне картины, а как бы уходит вглубь него.



Изменилась сама сцена общения с богом — раньше фараон изображался тет-а-тет с богом, причём симметрично, так как бог зачастую был изображён человекообразным, в худшем случае — звероподобным, но всегда телесным, осязаемым. Теперь фараон приветствует бога вместе со всей своей семьёй, а сам бог Атон изображается в «реалистической» манере, то есть в виде Солнца, посылающего на землю плодородные лучи. Лучи при этом оканчиваются руками, часто держащими иероглифы «жизнь» (хорошо видно на иллюстрации слева — справа то же самое для людителей «настоящего»):



Но даже для Древнего Египта было сложно построить новую столицу за такой короткий период (царствование Эхнатона продолжалось 17 лет) — удалось это в частности из-за технической революции, в том числе стандартизации: при строительстве нового города определили эталонный камень, талатат — размером локоть на пол локтя и ещё раз на пол локтя. Весом он получается порядка 50 килограмм, то есть один камень мог быть перенесён одним работником, что тоже существенно ускоряло логистику. В Лувре выставлен пример талатата с рельефным портретом очередных двух принцесс Эхнатона:



Для стройки наняли огромное количество работников, которых быстро попытались выучить мастерству, чтобы они тут же смогли приступить к работе. Очевидно, от этого осталось огромное количество брака, нестыковок, — но, возможно, и само новое искусство появилось в Египте именно из-за этого же прилива новичков.

Появляются какие-то зачатки перспективы: на следующей фотографии, например, видно, как бычок гуляет в зарослях папируса. Некоторые стебли папируса находятся за бычком, а некоторые — перед, тем самым создавая ощущение глубины изображения:



Очевидно, что революция Эхнатона перевернула всё египетское общество. Практически вся знать, все богатые люди страны одновременно были и священниками культов разных богов. И если поклонники Атона ещё могли быть благодарны Эхнатону (и то не факт), то со стороны приверженцев запрещённых богов рассчитывать на поддержку было, очевидно, бессмысленно. После смерти Эхнатона память о нём достаточно быстро попытались стереть, именно этим объясняется относительно малое (для такого важного периода) количество сохранившихся артефактов, а также их зачастую плачевное состояние. Обстоятельства смерти фараона тоже мало известны, из-за чего регулярно возникают гипотезы о его убийстве / отравлении и пр. Достоверно известно, что реформы достаточно быстро свернули, и за правлением Эхнатона последовал глубокий политический кризис, о котором мы немного поговорим в следующем эпизоде.

*Чтобы примерно оценить революционность события, здесь следует вспомнить, что большинство историков датирует появление легенды о Моисее VII веком до нашей эры, а сами описываемые там события — XII веком.
Tags: egypte, louvre, УБЗ
Subscribe

  • Отравление Навального

    Все уже видели фильм? Если вдруг нет — крайне рекомендую. Дальше будут спойлеры :-) Помимо очевидного (надо быть хорошим, а плохим быть —…

  • Италия на бис

    Как только карантин сняли до такой степени, что стало можно, мы тут же поехали в Италию. Благо Илья с Мариной там очень удачно сняли домик: даты…

  • «Красное» в Grand Palais

    Отличная выставка «Rouge» в Grand Palais про «красное искусство». Я, конечно, согласен с фразой igparis о том, что было бы интересно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments