green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Tour Jean Sans Peur — Publicité au Moyen Âge

Выставка про «publicité» в первоначальном смысле, то есть «rendre [information] publique» — это и современная реклама, и нынешняя пресса, и поддержание имиджа правителя, и обнародование новостей, законов, приговоров. Как это часто бывает в Tour Jean Sans Peur, они сделали очень интересную выставку практически без единого оригинального экспоната — всё плакатами, копиями. Учитывая, что они ещё и брошюры издают с полным содержанием своих выставок, их выставки теоретически можно тиражировать по всему миру, по всем школам. Интересно, они над этим уже работают?


Рассказывают, что для нарушителей нравственности и насильников частым наказанием были публичные сеансы оскорблений. Шумом (барабаны, трубы, колокола) собирают весь город (жители зачастую были обязаны присутствовать, иначе штраф), все кричат оскорбительные фразы (музей привеодит пример слов «hou! hou! fi! fi! haro!» — очень хочется увидеит здесь происхождение «Фигаро», но Википедия молчит по поводу подобной этимологии), корчат рожи, показывают язык, складывают пальцы в фигу (тоже оскорбительный — сексуальный — жест), всеми силами стараются высказать своё неодобрение.

Для опоздавших или для закрепления могут вывесить комикс с рекламой правосудия. Криминальная хроника: пьяница поднял какашку, бросил ею в церковную картину, его арестовали, посадили в тюрьму, судили, он причастился, его повесили:



Миниатюра XIII века, жителям предлагается бросать в преступника грязью или яйцами — я вот задаюсь вопросом, не слишком ли дорого это было?




Новости распространялись по Франции на латыни, но читались при этом — логично! — на местном языке. В некоторых случаях на двух (нормандская оккупация Англии), или даже трёх (Бретань). К вопросу о государственном языке :-/

О смерти сообщали специальные люди, ходившие по городу с колокольчиком. Они же приглашали на поминки, просили молиться за усопшего и т.п.



Упоминают одну из первых имиджевых рекламных кампаний — после смерти выдающегося военачальника эти же люди раздавали значки с изображением умершего.

Миниатюра 1490 года с раздачей значков политической партии — их тут же цепляют на шапку (практически как значки «20!8» Навального):



Сам Jean Sans Peur, чья башня, активно пользовался пропагандой. В какой-то момент его сторонники раздавали булочки на улице с знаком его партии — рубанок, которым он обещал обстругать узловатую палку герцога Орлеанского.

Деньги — лучшая реклама. Описывают эпизод с разбрасыванием монет по улицам. Подбиравших их людей заставляли кричать нужные фразы — интересно, насколько такая реклама могла быть действенной. Ну и профиль суверена на самих монетах туда же — помните, кому вы всем обязаны. Часто строили триумфальные арки (зачастую эфемерные, только на время приезда в город) с описанием побед проезжающего.


В какой-то момент появляется реклама, и тут же над ней начинают стебаться: «две по цене одной» (на картинке клиент пришёл к проституткам) — практически как у нас в 1980-е с «Оба-На»:



Рассказывая про вывески над лавками, приводят пример продавцов ткани, завесивших вход в свой магазин ярко-красной тканью, чтобы остальные ткани казались ярче — пример средневековой недобросовестнлй рекламы.

Картинки для вывесок подбирались со смыслом, который от меня зачастую ускользает. Например, над кабаком могли повесить сороку (pie), в надежде о том, что клиента посетит мысль о pépie, птичьей болезни, вызывающей жажду. Или лебедь — его длинная шея очевидно ассоциируется с долгим удовольствием от потребляемого напитка. Интересно, насколько были правы а) средневековые маркетологи, б) их современные интерпретаторы?

У кого есть выход на улицу, но нет витрины с товаром (например, школа) изобретают рекламные плакаты. Вот реклама учителя с образцами письма его учеников:



Как вариант — ходячая реклама. Гравюра с дантистом, по вывеске которого видно, что он и глистов выводить умеет (в прямом смысле):




Реклама лотереи 1518 года, с картинками разыгрываемых призов и длинным текстом «мелким шрифтом» с условиями:




Религиозная реклама. Паломники ходят по городу с шумом (показывая, что они не просто чужаки — к чужакам плохое отношение) и плакатами (на следующей фотографии паломник с картинкой Иерусалима — практически современный автостопер), так им больше помогают:




Картинка средних веков до сих пор используется в рекламе. Пиво или вино с монахом, да ещё и буквы псевдо-готические — гарантировано божественное наслаждение. Сыр в коробочке под старину, как будто он завёрнут в пергамент с печатью — туда же. Кураторы язвят, что по этим признакам можно отличить дешёвку, которой больше нечем хвастаться, кроме как придумывать себе происхождение. Латинские девизы — очень короткие фразы на псевдо-латыни / псевдо-старофранцузском, чтобы покупатель смог понять, а не расстроился лакунам собственных познаний в латыни.

Но самый класс — реклама атомной электростанции «под средневековье». Надёжность!

Tags: pub, tour jean sans peur
Subscribe

  • «Хищные вещи века» и «Текст»

    Прослушал «Хищные вещи века» Стругацких. В детстве я их совсем не так понимал. Тогда книга казалось каким-то мрачным детективом: герой куда-то…

  • Акунин, Шекли, Абгарян

    Прочитал очередного Акунина — «Не прощаюсь». Очень хорошая книга. Не общим сюжетом — в очередной раз возродили главного героя, с кем не бывает.…

  • L'Anomalie

    В начале года был выпуск La Conversation Scientifique с совершенно ни о чём не говорящим названием «Que veut dire „être normal“?» (Что такое «быть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments