green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Tate Modern — II

Anthony Caro, «Table Piece CCLXVI» — красивая скульптура. Стальная махина выглядит как росчерк кисти. Примерно как у Лихтенштейна были его «brushstrokes».



Bram Mogart, «White plane white». Тоже красивая вещь, нарушающая привычное отношение между картиной и рамкой. В качестве пищи для тролей «мой сын сделал бы лучше» кураторы пишут на табличке, что художник использовал для своего произведения краску, перемешанную с цементом; и что до того, как стать художником, он действительно работал маляром.



Maria Helena Viera de Silva, «The Tiled Room» — однозначная ассоциация с комнатой Мондриана в детской книжке про современное искусство:



Louise Nevelson, «Black Wall».
После всё того же MOOC Centre Pompidou мне начали нравится вот такие assemblages (попытался найти русский термин, нашёл и испугался). В данном случае сложены вместе найденные на улице предметы, перекрашенные в чёрный цвет просто для визуального объединения. В музее был ещё «золотой собор» с едва не издевательской надписью на музейной табличке — подарок британскому народу, как символ для вашей монархии, вызывающей немедленное желание упасть на колени в ожидании королевского благословения.
Скульптура модульная, коробки можно переставлять в зависимости от выставляющего пространства (что регулярно делали), можно даже перекладывать в другие скульптуры — ещё один интересный вопрос о границах искусства, о взаимоотношениях произведений искусства между собой и с окружающим их пространством.



Туда же, Tony Cragg, «Stack» — в прошлом Гамельне Анюта делала мастерскую «я отведу тебя в музей» (очень-очень надо написать про неё пост!), где в частности рассказывали об этой скульптуре. Встретили её в музее как старого знакомого, очень было приятно!



Аналогично, старая знакомая из Японии, Yayoi Kusama, «The Passing Winter»: в Токио нам не дали сфотографировать наиболее понравившуюся мне комнату с бесконечными отражениями — так вот, она была примерно такой вот, только ты находился внутри этого куба:





Sheela Gowda, «Behold» — это человеческий волос и автомобильные бамперы. Рассказвают, как в Индии вешают талисманы из волос на бамперы, примерно как у нас иконки Святого Николая. Волосы эти берут от паломников — в храмах их стригут, длинные волосы продают на парики и кератин для косметики (не совсем понятно, почему для последнего нужны именно длинные), а короткие идут на талисманы. Для скульптуры использовано около 400 метров волосяной верёвки. Смысл инверсии очень простой — она заложена ещё в самом понятии талисмана: талисман охраняет машину от аварии; то есть именно он, тонкий волосок держит стальной бампер. Как минимум в голове у верующего:



Очередная копия «Фонтана» Дюшана, которому в прошлом году исполнилось 100 лет, и который до сих пор продолжает являться современным, шокирующим искусством.
Недавно про него был выпуск Artips, в котором рассказали историю создания шедевра. Некая ассоциация независимых художников решила устроить в 1917 году по-настоящему независимую выставку по-настоящему независимых художников. Они объявили выставку, открытую для всех, без премий и без жюри. Контекст понятен: люди пытаются понять, что такое искусство, и насколько статус искусства определяется сложившейся иерархией — всеми этими конкурсами, премиями, корочкой заслуженного художника. Единственное, что они потребовали от участников — прислать произведение искусства с названием, с подписью автора, а также уплатить взнос в 6$. Дюшан немедленно покупает свой унитаз, даёт ему название «Фонтан», подписывает (псевдонимом Richard Mutt), уплачивает 6$ и ждёт.
Получившая это ассоциация пытается понять, куда их привели ими же определённые правила. Выставить это? — позор, все над ними ржать будут. Отказать? — значит пересмотреть такой красивый радикальный подход. В итоге решают замять это дело, сделать вид, что ничего не получали. Проблема в том, что среди организаторов ассоциации находится сам Дюшан. Который, видя недостаточную готовность своих товарищей отвечать за провокационные лозунги, с шумом покидает ассоциацию. Прекрасные были времена :-)



По этому поводу не могу не процитировать стихи Евгения Бунимовича, которые я услышал в очередном выпуске «Вслуха» — Время одиночек:

искусство это жест/ь

когда дюшан
сто лет назад
выставил писсуар
это как известно
было искусство

ибо дело не в тексте
а в контексте

строго говоря
с тех пор каждый раз
подходя к унитазу
необходимо прежде всего
изучить контекст

не искусство ли это

даже если на унитазе
будет прямо написано
---------------
это не дюшан
это просто унитаз
---------------

впрочем
если будет написано
---------------
это не дюшан
это просто унитаз
---------------
тогда это точно
не просто унитаз

но и не просто дюшан

это актуальное искусство
работающее с символами
смыслами
и предшественниками

впрочем
все предшественники
смыслы
и символы
никак не мешают
использовать унитаз
по прямому назначению

ибо актуальное искусство
это интерактивные формы
и прямое действие


Ман Рэй, «Cadeau», 1921. Изначально это был реально подарок, Эрику Сати (очень интересно, конечно, учиться: я параллельно переслушиваю «Вслух», и там только что Эрика Сати упоминали — я его ещё ничего не читал, но имя уже знакомое, у него уже есть какой-то контекст). Оригинал утерян, это копия 1972 года:



Běla Kolářová, «Solution for Clips» — хорошо видно, как минимальные отклонения от строгого порядка могут создавать картинку. Я в детстве штриховал клеточки в тетради, меняя лишь направление штриховки, и этим тоже можно было что-то написать (меня кроме как на мои инициалы и названия школьных предметов не хватало):



El Anantsui, «Ink Splash II» — ещё одна отсылка к brushstrokes Лихтенштейна:



На самом деле это сделано из алюминиевых крышек от бутылок, соединённых медной проволокой:



Произведение искусства, которое можно и нужно трогать: монохромный ковёр, ворсинки которого можно разглаживать в разные стороны, чтобы ковёр слегка менял оттенки — кто так не баловался в детстве с пылесосом?
Кстати, я всю жизнь был уверен, что полосы на газоне футбольного поля тоже образуются при стрижке, потому что газонокосилка едет поочерёдно в разные стороны. И только сейчас задумался, насколько это правда. Кто знает?
А на фотографии Анюта изображает кота из одноимённой выставки, когда тот имитирует Лучо Фонтана (или Фонтану?):

Tags: art moderne, london, stihi, tate modern, вслух
Subscribe

  • Новинки опечаток

    Я очень люблю рассматривать опечатки и пытаться понять, откуда они взялись — где-то кнопки рядом на клавиатуре, где-то транслит заглючил, где-то…

  • Влияние COVID на смертность

    В Institut des Actuaires сделали доклад на эту тему, как можно было не послушать? :-) В двух словах, человек пытается показать, что смертность…

  • Осенний ковид

    На работе пошла постепенно обратная тенденция. Домой ещё не выталкивают, но изначальный настрой «скоро свернём карантин» пропал. Ещё летом, когда нас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Новинки опечаток

    Я очень люблю рассматривать опечатки и пытаться понять, откуда они взялись — где-то кнопки рядом на клавиатуре, где-то транслит заглючил, где-то…

  • Влияние COVID на смертность

    В Institut des Actuaires сделали доклад на эту тему, как можно было не послушать? :-) В двух словах, человек пытается показать, что смертность…

  • Осенний ковид

    На работе пошла постепенно обратная тенденция. Домой ещё не выталкивают, но изначальный настрой «скоро свернём карантин» пропал. Ещё летом, когда нас…