green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

УБЗ S2E01 — додинастическая эпоха

Начал таки второй сезон Диванной Египтологии на Университете Бесполезных Знаний, присоединяйтесь!


Лувр, всё-таки, удивительный музей. В конце первого сезона «Диванной Египтологии» я дошёл до конца египетского раздела музея, но это был только один из двух этажей, «тематический». Второй этаж показывает «то же самое», но в хронологическом порядке, и это очень правильно — общее понимание каких-то принципов упорядочивается, и ты начинаешь видеть какую-то логику. Я постараюсь оформить эту логику во второй сезон нашего курса на УБЗ.

Итак, первая серия, «:Начало». Как это ни странно звучит, когда-то на месте Сахары была саванна. Люди кочевали по ней вместе со стадами домашнего скота. Примерно за 7000-5000 лет до нашей эры люди открыли там сельское хозяйство и начали вести относительно оседлый образ жизни. А примерно за 4000 лет до нашей эры саванна окончательно превратилась в пустыню (есть теория, что произошло это именно из-за оседлости египтян), и жители достаточно быстро сконцентрировались вдоль Нила — так появился Древний Египет, чью историю традиционно отсчитывают от 3800 года до нашей эры.

Первую (додинастическую) эпоху Древнего Египта принято называть по имени города, возле которого найдены основные артефакты этого периода. Почему именно там — город Негада стоит вблизи древних золотых копей; собственно, его название происходит от слова «золото» на древне-египетском.

Эпоха Негады в свою очередь делится на три периода. Негада I (3800-3500) — в это время люди делают простые фигурки, как, например, вот эту женщину (из зуба огромного крокодила), мужчину (из клыка гиппопотама), или животных (бегемот из зуба бегемота):



А также вазы с очень характерной красно-чёрной раскраской (иногда с рисунками, например на вазе слева видна антилопа):



Всё это пока не очень похоже на тот Древний Египет, который мы себе представляем. В период Негада II (3500-3300) появляются вазы с рисунками, которые тоже скорее похожи на архаические греческие, чем на египетские:



Самое крутое оружие этой эпохи — дубинка с набалдашником. Вначале набалдашник делали в форме диска, потом — в виде «груши» (я был готов поспорить, что наоборот):



А так — типичный неолит. Кремневые наконечники, каменные вазы. В Лувре выставлен кремневый кинжал с рукояткой из гиппопотамовой кости (как и в случае со «слоновой костью» речь идёт о зубе животного). На одной стороне рукоятки (слева) изображена сцена войны, на другой — охота. Охотничью часть я сфотографировал крупнее, на ней сверху виден держащий двумя руками львов человек — очень популярная в Месопотамии тема, типично египетский стиль ещё не узнаётся:



Под конец додинастической эпохи — Негада III (3300-3100) — в Египте появляются первые цари. Примерно тогда же появляется иероглифическая письменность.
Разговоры о том, какая письменность старше, египетская или месопотамская, примерно так же захватывающи, как и споры о том, что лучше — PC или Mac. В этих спорах регулярно публикуют статьи об обнаружении очередного документа, датируемого ещё на пару веков раньше, и обе стороны обычно доходят до ~3600 года до нашей эры. Лувр пишет про начало использования письменности в 3300 годах до нашей эры, при этом первые выставленные экспонаты датируются лишь следующим периодом (3000 год до нашей эры), поэтому и у нас о них будет только в следующей части. На том же стенде ревнивые кураторы египетского раздела приписали «появление шумерской письменности» напротив 3100 года до нашей эры — надо будет обязательно почитать стенды их коллег из раздела Античного Востока :-)

В это же время в Египте люди учатся делать барельефы, что позволяет «записывать» в понятной форме замечательные события истории страны. В музее выставлен фрагмент большой палетки — она раскололась на 4 части, одна утеряна, оставшиеся две выставлены в British Museum:



Видно, что это ещё не знакомый нам Древний Египет, но мы уже совсем близко!
Tags: egypte, louvre, УБЗ
Subscribe

  • Grande Galerie №14

    Рассказывают о том, как строили «новые залы» (журнал 2011 года, к залам с тех пор уже успели привыкнуть) для исламской коллекции Лувра. На всякий…

  • Tour Jean Sans Peur — Publicité au Moyen Âge

    Выставка про «publicité» в первоначальном смысле, то есть «rendre [information] publique» — это и современная реклама, и нынешняя пресса,…

  • Париж: реклама и витрины

    Ещё парижские фотографии внавалку. Неофициальная реклама против ядерной энергии. И явно те же авторы про Шадоков: А это реклама в метро,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments