green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Grande Galerie № 39 — Саркофаги

В журнале прекрасная статья об одном зале египетской коллекции, зале саркофагов.

Первая же поразившая меня деталь — гравюра из путеводителя по Парижу с «этим же» залом Лувра (на самом деле в то время под музей было отведено с десяток залов, сейчас в этих залах греческая коллекция, поэтому «этот же» зал только по содержанию). Больше всего поражает в этом факте существование в 1863 году путеводителя по Парижу. А так видно, что саркофаги были представлены самым интуитивным образом — горизонтально (пусть и исторически неправильно: на самом деле саркофаги лежали на левом боку, головой на север, чтобы лицо было обращено на восток).



В 1980-х годах Лувр радикально перестриаивают. И тогдашний глава египетского департамента Лувра предлагает расставить саркофаги в том виде, в котором их видим сегодня мы — стоя:



Казалось бы, о чём думал уважаемый египтолог? Оказывается, он этого никогда не скрывал, в интервью он прямо говорил, что в детстве читал комиксы про Tintin, и в «Сигарах фараона» его просто поразила одна картинка:



Мальчик вырос и решил сделать в родном музее не так, как оно было, а так, как оно должно было быть.


Статья в журнале об эволюции саркофагов Древнего Египта. Во времена Древнего царства саркофаги делаются по образу дворца: большие каменные строения, в которых зачастую видны даже «стены», «окна» и «двери». Например, вот этот саркофаг Абу-Роаха:



Весит такая красота 9 тонн. Крышка саркофага так и не была не доделана.


Во время Среднего царства саркофаги всё ещё прямоугольные, но их начинают делать из дерева. При этом саркофагов делается несколько вложенных. Вот, например, второй саркофаг интенданта Сепи (первый стоит здесь же, просто снаружи он более потёртый, не такой красивый):



Внутренняя поверхность саркофага богато украшена. Верхние фризы заполнены изображениями так или иначе связанных с погребением предметов (заметим, что каждый предмет подписан — прямо под каждым предметом видно несколько иероглифов. а в последней строчке «с картинками» есть «счётные палочки» от 1 до 10 — я не знаю, что они обозначают). Нижняя часть заполнена священными текстами, в данном случае это «Текст Саркофагов»:



На дне каждого саркофага находится «Книга двух путей» — подробная карта загробного мира с инструкциями, как пройти в царство Осириса. Как известно всем образованным египтянам, туда ведут два пути: один по воде, другой по суше.




Во времена Нового царства получают распространение саркофаги в форме человека. Например, саркофаг дамы Мадья: белый фон саркофага олицетворяет саван, его удерживают жёлтые ленты с обращениями к Осирису. Саркофаг тоже богато украшен, но совершенно в другом стиле, теперь на него наносят скорее крупные иллюстрации. На обращённом к моему фотоаппарату боку видно изображение перевозки самого саркофага:



На другом боку — не менее прекрасная картинка трапезы усопшей и её мужа:



В ногах и у головы — изображения Изиды с Нефтидой (я о них рассказывал в экскурсии про Осириса, а аналогичное украшение саркофага мы видели во второй части этой экскурсии).



Чёрный вариант той же модели — саркофаг Месре. Тот же парик, те же ленты, тот же саван — только чёрный. На боках этого саркофага изображены сыновья Гора:




Во время третьего переходного периода фон саркофага становится разноцветным с преобладанием жёлтого, покрытого лаком фона. Форма саркофага ещё больше приближается к человеческой, даже на самом внешнем саркофаге видны сложенные на груди руки умершего. Вот, например, саркофаг (на карточке написано «chanteuse d’Amon-Rê» — надо полагать, это не жрица, но и не совсем уж посторонний в храме человек) Танетхеререт:



Рисунок покрывает всю свободную поверхность саркофага (боязнь пустоты) — изображены подношения богам, текст легенды об Осирисе и прочие священные тексты. Внутренняя поверхность саркофага также покрыта текстами и изображениями богов.


В поздний и эллинистический периоды структура саркофага меняется: вместо объёмного саркофага и плоской крышки делают плоскую подставку с очень объёмной крышкой. Саркофаги зачастую снова массивные, каменные. Причём они могут быть как в форме человека, так и — возврат к старой модели — прямоугольными, а то и в форме картуша. Вот саркофаг «египетского грека» Диоскуридеса, министра экономики при Птолемее VI:



Этот саркофаг мы тоже уже видели в 4 части экскурсии про Осириса, не буду на нём долго останавливаться.


Понравилась этимология слова «саркофаг»: это греческие σάρξ = плоть и φαγεῖν = поедать. Таким образом, «саркофаг» — это «пожиратель плоти». Ведь правда, если положить тело покойника в саркофаг, то оно «исчезнет». Изначально это слово относилось только к каменным саркофагам — λίθος σαρκοφάγος, и фракоговорящие пуристы до сих пор используют это слово только применительно к каменным предметам. А деревянные саркофаги называются «гробами», по-французски — cercueil. Каковое слово происходит напрямую от «саркофага» — это латинское искажённое произношение греческого σαρκοφάγος.
Tags: egypte, français, grande galerie, louvre
Subscribe

  • BNF : Le monde en sphères

    Я узнал про эту выставку давно, когда она была в Абу-Даби. Делали её Лувр вместе с BNF, поэтому после Эмиратов её  привезли в Париж. Тема мне очень…

  • La saga des calendriers

    Не помню, где я наткнулся на эту книгу — издание моего любимого журнала, но достаточно старое, вряд ли его реклама могла быть в недавних выпусках.…

  • Гравитационный манёвр

    В продолжение предыдущего поста про гравитацию. Внезапно осознал, что гравитационный манёвр, которым мы так восхищались, когда следили…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments