green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Коллекция — Андрей Ерофеев

Вторая часть вечера про Комара с Меламидом, после Виталия Комара выступал Андрей Ерофеев. По его выступлению мне казалось, что он заведует современным искусством в Третьяковке, но Википедия уточняет — в 2008 году его оттуда уволили за выставку, носящую «антирелигиозный, антигосударственный, экстремистский характер и порочащую Вооруженные Силы России и Русскую Православную Церковь». Тот редкий случай, когда мне вспоминается фраза про «хорошие сапоги, надо брать» :-)



Он тоже рассказывал про Комара с Меламидом, но подходил не просто с хронологической точки зрения, а и добавлял немного теории / истории искусства. Отметил, что русское / советское искусство — это прежде всего живопись (на этом месте мне стало понятно, почему так сложно найти достойный перевод слову «artist» — просится «художник», даже если на самом деле он не рисует). И что современные художники в частности пытаются выйти из этих рамок, прежде всего через объекты — тут и Кабаков с его картинами-планшетами, на которые навешены предметы и написаны тексты; и Герловины с кубиками. Комар и Меламид, по его мнению, тоже всё время занимались исключительно дискредитацией живописи.

Картина (я не уверен, что правильно разобрал её название) «à la Глазунов». Вроде как бы и «нормальная» картина, если бы не непонятно откуда взявшийся советский символ (они с советскими символами вообще много работали). При этом картина нарочно плохо нарисовано, даже холст плохо натянут на раму, картина как бы кричит «я — плохая картина». При том, что рисовать Комар и Меламид явно умеют, Ерофеев приводил примеры.



На первой выставке соц-арта они продолжают усиленно делать вид, что не умеют рисовать. Их картины напоминают скорее раскраски. Но даже на этих раскрасках — на фотографиях ниже картины «Фашист» и «Партизанка», я только дома увидел, как они склеиваются, практически диптих — видны цитата и кубизма, и авангарда. Ну и плохого патриотического вкуса, конечно же.



Тройной портрет Меламида — он как бы говорит со зрителем на трёх разных языках: национально-русском, советском и мировом-французском. Здесь снова видна эклектика, которая в то время активно всеми отрицается, и которую они намеренно разрабатывают.



Очень интересная для меня мысль — Комар и Меламид на своих соц-артовских выставках как бы играют роль кураторов. Вместо выставки своих картин они делают выставку якобы других художников, своих виртуалов. А они — не художники, они исследователи чужого материала, составляющие из него что-то новое. Получается такой фальшивый ready made. Художник — это не тот, кто что-то сделал, а тот, кто увидел, нашёл, собрал вместе. Как тут не вспомнить выставку Джефа Кунса?

Один из первых их виртуалов — выдуманный художник XVIII века, Апилесс Зяблов, якобы первый в мировой истории абстракционист.



На этом месте Комар добавил другую, давно показавшуюся мне важной мысль, что да, сейчас такое любой нарисует, а вот нарисовавший эту картину в XVIII веке был бы настоящим гением. И рассказал, что историю первого в мире концептуалиста. В «Истории России» Соловьёва он когда-то вычитал историю лекаря петровских времён, якобы заменившего иконы на описывающий их текст. Его, очевидно, немедленно арестовали, практически по той же статье, что и Ерофеева: неуважение к правящей церкви.
Комар долго пытался получить доступ к материалам дела, чтобы узнать хотя бы, на какой именно текст заменили икону, но в СССР вся история была под грифом «секретно», даже документы XVII века получить было нереально. Уже при Ельцине он (при помощи Гельмана и 800$) прочитал протоколы допроса и порадовался знакомой аргументации — лекарь объяснял свой жест точно так же, как и подпольные художники СССР: текст он повесил не из неуважения к иконам, а для показа иностранцам и начала дискуссии. А сам текст оказался второй заповедью из Библии: «не сотвори себе кумира». Весь модернизм по Комару прямо вытекает из реализации второй заповеди.
Мне история понравилась, но я, конечно же, проверил — лекарь Дмитрий Тверитинов действительно существовал, учился в Москве у немцев, там же познакомился с протестантизмом, откуда и пошло его учение, в частности отрицающее поклонение иконам.

Вот ещё один виртуал Комара с Меламидом — Николай Бучумов. Художник-реалист, потерявший глаз в очередном споре с авангардистами:



От имени этого художника Комар с Меламидом нарисовали целую серию пейзажей. На каждой картине слева виден нос одноглазого художника — закройте один глаз, и вы увидите свой нос. Очень хороший, на мой взгляд, стёб над правилами быстрого узнавания художника. Вот эти вот все «Моне — пятна, Мане — люди». Бучумов — нос.



И при этом картины нарисованы нарочно плохо. Такое ощущение, что цель авторов, чтобы посетитель выставки не просто отвернулся — «мура», а отвернулся с презрительной усмешкой — «да мой сын лучше рисует!»

Ещё два предмета из серии «супер-объекты для супер-комфорта супер-людей». Серия целиком выставлялась в Помпиду, я всё ещё надеюсь рассказать про неё, но в двух словах — это якобы секретные советские разработки, доступные только самой верхушке номенклатурной элиты. Точного описания нет, нам остаётся только смотреть и завидовать. На фотографии слева мужчина слушает колебания своей души. А справа девушка заглядывает в свой богатый внутренний мир.



Ещё один проект Комара и Меламида — «пост-арт». Выставка состояла из трёх частей. В первой части — известные картины поп-арта в каком-то неопределённом будущем. Когда они успели разрушиться, их успели отреставрировать. Одним словом, когда они успели прийти примерно в такое «музейное» состояние (Комар сказал, что Уорхол видел эту картину и завис):



Вторая часть — типичные «фронтовые зарисовки». Советские солдаты в Риме, Париже, Нью-Йорке...



Третья часть (иллюстрации нет) — руины известных памятников Нью-Йорка. В том же духе, как развалины Лувра на картинах Hubert Robert. Общая тема (не потерявшая актуальности с 1970-х) — конец западной цивилизации. И снова Комар с Меламидом как бы устраняются от роли художника — они всего лишь организаторы выставки, они нашли общую линию трём якобы разным авторам.

Уже после эмиграции в США у них был проект «Покупка и продажа душ». Давали объявления на улицах, в газетах. Очень быстро поняли перекос рынка: многие хотели продать душу, но мало кто хотел купить. И перешли на комиссионную схему: если вы хотите продать душу, то деньги вы получите только после того, как мы найдём покупателя.



На следующей фотографии — люди, купившие души. Душа выдавалась вместе с клеткой-коробочкой, «чтобы не улетела».



Душ купили достаточно много, в том числе и душу Энди Уорхола (утверждается, что Уорхол отдал им душу бесплатно, и после падения СССР на каком-то московском аукционе они перепродали её — считай как автограф — за 30 рублей). Самая интересная часть проекта, наверное, это разбор входящей корреспонденции. Писали им много, в основном оскорбления. Но в один прекрасный момент они получили письмо от какого-то христианского юриста, который аргументированно объяснил им, что по американским законам нельзя продавать то, что тебе не принадлежит. После чего шла цитата Библии про то, кому принадлежат все души.

Примерно в том же духе проект «Лечение искусством». Полная дискредитация модного русского авангарда — покупайте наши лечебные треугольник, круг и квадрат. Созерцай, медитируй — и все напасти как рукой снимет.



По поводу следующей картины Комар разговорился на тему эксгибиционизма художника. Художнику всегда хочется, чтобы его картины увидели, и при этом он рассматривает свои картины как частичку самого себя. Каждая картина в той или иной степени — автопортрет. Это — автопортрет в квадрате, потому что изображены сами Комар с Меламидом. Даже в кубе, потому что и стиль изображения — чисто их стиль, «ничего святого».



И тут же другой взгляд на отношение художника с картиной: картина — это повод для художника показаться, аксессуар для его личного спектакля. Постмодернизм, когда каждую картину можно рассматривать «в контексте», любой смысл — «в кавычках». В нынешнем обществе ты можешь сделать любой китч, но только если ты его делаешь «в кавычках». Портрет Комара с Меламидом «в кавычках»:



Отсюда уже недалеко до перформансов. Которые у Комара с Меламидом очевидно становятся пародиями на саму идею перформанса. Ерофеев показал фотографии нескольких, мне больше всегопонравилось вот это «Изготовление котлет из газеты „Правда“»:



Ерофеев проехался по бульдозерной выставке — вполне перформанс в духе Комара и Меламида. Выйти на пустырь под дождём и показывать своё произведение на руках. Комар предсказуемо ответил, что других вариантов показать свои картины кому бы то ни было просто не существовало: после 1968 года Брежнев закрыл все молодёжные выставки из страха манифестаций. Он очень долго настаивал на уже не кажущимися очевидными вещах: в СССР всё принадлежало государству. Армия, производство, школы, квартиры — да. Но и выставочные залы, продажа и покупка картин, вся пресса, в том числе по искусству. Закончил пафосно — «мы думали, что воздух не принадлежит государству, и поэтому пошли на бульдозерную выставку. мы ошиблись», но идея понятна.

И интересное заключение: после перестройки казалось, что неформальное искусство разрушало основы государства, что оно хотя бы этим способствовало мирному падению советского режима. А сейчас начинает казаться, что эти вот «неформалы» предсказали эклектичность (гибридность) путинского времени. Когда в одном персонаже сочетаются царь-батюшка и ракетно-ядерный СССР. Когда эклектика победила и в жизни, и в искусстве.

Под занавес показали Пригова, среди десятков тысяч стихотворений которого нашлось место и Комару с Меламидом :-)

Tags: art moderne, centre pompidou, musei
Subscribe

  • Collection Pinault в Bourse de Commerce

    В Париже открылся ещё один музей современного искусства, я его давно ждал, Коллекция Пино в том красивом круглом здании на Châtelet. Теперь…

  • Le Chat déambule

    На Елисейских полях до следующей недели выставка Le Chat Гелюка (потом катается по Франции, откуда и название). Я когда-то писал о его совершенно…

  • NFT и современное искусство

    По радио в передаче упомянули недавнюю продажу цифрового произведения некоего художника Beeple за какие-то безумные деньги. Сказав, что это стало…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments