green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

La Règle du jeu и Les Fourberies de Scapin

Во время экскурсии по Comédie française наткнулись на афишу La Règle du jeu — оказывается, в театре поставили спектакль по классическому фильму Ренуара. Фильм я видел раза три ещё в институте, а примерно с год назад наткнулся на книжку с подробным разбором и сценария, и самого фильма. Прочитал примерно с половину — интересно, но там даже для меня слишком подробно всё пытаются классифицировать :-)

Как ни странно, места на спектакль ещё были (это какой-то сектантский театр, билеты раскупаются за много месяцев). И тут как поговорке, «аккуратнее с собственными желаниями»: я давно хотел поговорить о сравнении театра с кино (1 серия, 2 серия) — здесь я получил это сравнение по самое не могу. Спектакль начался титрами как в кино — вместо занавеса висит экран, на который идёт проекция. Затем там же начинают показывать, как к театру съезжаются актёры Comédie française — которые внезапно оказываются не актёрами, а уже персонажами пьесы, гостями маркиза де ля Шене. Собственно, маркиз всё и снимает — посмотрите, друзья, какая у меня новая игрушка! Камеру купил!

Гости на экране болтают, их расселяют в особняке маркиза — здании театра, актёры на самом деле расходятся по своим ложам. Ложи, очевидно, совершенно не подходят для съёмок, но стены ломать никто не собирается, и наблюдать за тем, как киношники выкручивались из этого положения (съёмки через зеркала, супер-крупные планы и т.п.) — одно удовольствие. И вот наступает знаменитая сцена из фильма — охота на зайцев. Зайцев в фильме-спектакле играют тоже актёры Comédie française, они в панике бегают по всему зданию, за ними ходит маркиз с камерой. В какой-то момент зайцы предсказуемо забегают в зал, за ними заходит и маркиз, сцена постепенно сливается с экраном, который в какой-то момент поднимается — и дальше идёт «нормальный» спектакль. Кавычки, потому что камера мало того, что остаётся на сцене, она продолжает играть свою роль. С ней вечно кто-то играется, картинку проецируют на какую-нибудь дальнюю стенку — и все сцены нечаянно подсмотренных поцелуев из фильма оказываются в спектакле нечаянно снятыми.
Ещё одна современная замена в сценарии — музыкальный автомат маркиза заменен на дрона с камерой. Маркиз точно так же выходит с горящими глазами похвастаться перед друзьями своей новой игрушкой. Но и эта игрушка не пассивная, она оказывается ещё одной камерой, ещё одним глазом для зрителя.

Контакт актёров со зрителями пытались использовать по-полному, но лично мне это выглядело чуть ли не данью новому «договору» (см. 2 серию по ссылке выше), что театр теперь должен обязательно вовлекать зрителя. Актёры обращались в зал — но им никто не отвечал. Они ходили по креслам — это выглядело как очередное 3D. Они угощали зрителей печеньками и даже вином (мне досталось печенько). Но всё это правда было совершенно не нужно по сценарию, как мне показалось.

«Настоящесть» театра была ещё в том, что актёры на сцене курили настоящие сигареты — тоже сомнительное удовольствие для зрителя (и удивительно, почему во Франции это ещё не запрещено).
И при этом всё равно кайф. Непонятно, откуда берущийся, но кайф. Частично от узнавания актёров (да-да, я узнал пару лиц из недавно виденного по ТВ «La Comédie-Française chante Boris Vian») — хотя что мне при этом мешает радоваться узнаванию актёров в кино?

И, конечно, свобода зрителя. Свобода смотреть не туда, куда его ткнула камера, а туда, куда ему сейчас самому интересно. Понятное дело, что режиссёр точно так же поворачивает его головой, как кинооператор — камерой. Но конкретно в этом спектакле были мультиполярные сцены, когда смотреть хотелось везде и сразу.


Выйдя из театра, мы поняли, что надо продолжить. Ездить в центр Парижа по вечерам нам достаточно заморочно — спектакль заканчивается часов в 10-11, мы в это время обычно уже спим, а тут ещё час машину вести. И тут удачно оказалось, что Comédie française вписалась в проект Pathé live — это когда в кинотеатре показывают прямую трансляцию с определённых спектаклей. Тема кино-театр решила продолжаться :-)

Comédie française транслирует всего 3 спектакля в год, и билеты туда покупать нужно примерно так же заранее, как в сам театр (за месяц до представления в зале оставалось всего 3 места), стоят они, впрочем, раза в 3 меньше. Мы взяли на ближайшее представление — Les Fourberies de Scapin Мольера. Билеты с местами — для местных кинотеатров это скорее редкость. Причём нумерация рядов начинается сверху зала — Яна навела меня на мысль, что эта система логична, если вход в зал сверху, но в нашем кинотеатре он снизу. Кресла на порядок удобнее театральных, плюс, в нашем кинотеатре выделяется ряд G — «целовальный», у него кресла двухместные, через раз без подлокотников.

Перед спектаклем показали привычную в кинотеатрах рекламу, а ещё — «бонусы», интервью с режиссёром, немножечко making of. За пару минут до начала спектакля показали общий вид зала Comédie française: зал выглядит как на рок-концерте — у каждого второго в руках зажжённый экран телефона :-)

Про сам спектакль рассказывать мало есть что — то ли действительно экран меняет восприятие, то ли отношение к Ренуару у меня несколько отличается от отношения к Мольеру. Но на следующий спектакль — 8 марта — мы тоже идём в кино. На ряд G, естественно.
Tags: teatr
Subscribe

  • Линьяно 2021

    Этим летом устроили себе «День сурка» второго порядка: после года, проведённого как один нескончаемый день, решили провести летний отпуск в точности…

  • Итальянский лагерь 2020: Болонья

    Третий город нашего итальянского лагеря. С ним было, наверное, удобнее всего, потому что под Болоньей живёт Оля — не то, чтобы она мало знала про…

  • Италия на бис

    Как только карантин сняли до такой степени, что стало можно, мы тут же поехали в Италию. Благо Илья с Мариной там очень удачно сняли домик: даты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments