green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Сто лекций с Дмитрием Быковым — 1946

Лекция 1946 года говорит о книге Веры Пановой «Спутники». До Быкова я не слышал ни о книге, ни об авторе. По началу книги казалось, что это будет такой «Экипаж» — собрались обычные советские люди, каждый со своими плюсами и минусами, с тараканами в голове. И они (вместе с читателем) готовятся совершить подвиг. Простой советский подвиг. В данном случае — они все работают на санитарном поезде, который отвозит от фронта тяжело раненных (не просто вывозит, у них там и хирургия работает).

В начале структура романа отличная: каждая глава рассказывает о каком-то персонаже — чем он жил до войны, как он сюда попал. И при этом всё это подаётся флешбэками, а основное действие продолжает развиваться линейно, читать интересно. Но затем всё как-то скисает, никакой кульминации не получается, никакого напряжения, все герои положительные, сплошной ура-патриотизм. Через несколько лекций Быков упоминает теорию бесконфликтности — в конце 1940-х стало невозможно писать о каких бы то ни было актуальных проблемах, и литература скатилась в «конфликт хорошего с ещё лучшим». Это вот именно оно. Конкретно этот роман Быков, впрочем, хвалит (он, якобы, показывает спайку советского народа или, как называет это Быков, переход в плазму, в четвёртое фазовое состояние — люблю, когда научные термины используют как попало :-/). А мне аж обидно — автор явно умеет писать, но пишет ни о чём.

Интересный момент, когда герой приезжает (после снятия блокады) в Ленинград, где, как он знает, его дом разбомбили:
Светало по мере того, как он приближался к своему дому.
Вот этот дом... Но он такой же, как был? Да, он вспомнил, ему говорили, это маскируют фанерами, чтобы разрушения не были заметны. Чтобы улицы имели нормальный вид. Дом нарисован на фанере. Он имеет нормальный вид. На самом деле его нет...
Внутрь войти нельзя.
Он отошел на середину мостовой, чтобы лучше увидеть дом, нарисованный на фанере. Там, на мостовой, ему стало худо, он грохнулся.

Очень сильный момент. И я не слышал, что города пытались вот так вот «облагораживать» — интересно, это вообще правда? И только Ленинград, или это была распространённая практика?
Tags: knigi, Быков, советская классика
Subscribe

  • Grande Galerie №10-11

    Иллюстрация к статье про коллекцию Людовика XIV — скульптура «Венера наказывает Амура» (слева). У меня однозначная ассоциация с одной из моих любимых…

  • Grande galerie №9

    В журнале цитируют доклад об экономическом влиянии Лувра. Пишут, что музей создаёт от 10 до 20 тысяч рабочих мест (при том, что в самом музее, если…

  • Grande galerie №8

    Слева: наткнулся на фотографию безо всякого объяснения, просто для оформления журнала: скульптура «медведь-дантист». На сайте Лувра её  упоминают,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Grande Galerie №10-11

    Иллюстрация к статье про коллекцию Людовика XIV — скульптура «Венера наказывает Амура» (слева). У меня однозначная ассоциация с одной из моих любимых…

  • Grande galerie №9

    В журнале цитируют доклад об экономическом влиянии Лувра. Пишут, что музей создаёт от 10 до 20 тысяч рабочих мест (при том, что в самом музее, если…

  • Grande galerie №8

    Слева: наткнулся на фотографию безо всякого объяснения, просто для оформления журнала: скульптура «медведь-дантист». На сайте Лувра её  упоминают,…