green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Louvre — Petite galerie — Mouvement

Удивительно, конечно, смотреть, как на твоих глазах развивается Лувр. Буквально недавно открыли Малую Галерею, которую я сначала принял за детский музей. Потом я в Grande Galerie прочитал о педагогическом проекте вокруг этой галереи. А сейчас они запустили MOOC — бесплатные online-курсы. Тема совпадает с темой выставки в Petite Galerie, то есть сейчас идёт курс про движение. В программе 5 разделов, на каждом из них по нескольку занятий, каждое занятие лежит где-то в youtube (к сожалению, я не нашёл официального play list, но поиском они находятся все, пусть и вразброс). Где на всё это брать время, так и непонятно...

На саму выставку я, конечно же, сходил. надеялся сфотографировать в приличном качестве «Женщин на коньках», которые меня так поразили в журнале, но их вывесили за стеклом и прямо напротив яркого света — бликует всё.



Тема выставки не столько танец, как мне казалось раньше, сколько движение. Как движение передаётся в искусстве.

В Древнем Египте передача движения строго кодифицирована. Как в экскурсии про Осириса мы видели чётко зафиксированные позы «я плачу», так есть и поза «я иду»:



В Греции появляется изгиб фигуры, когда линия плеч не параллельна линии таза. Я запомнил, что название этого приёма происходит от греческой же буквы χ, искал и всё время попадал на хиазм — тоже хорошая вещь, но не то. Но Википедия (не перестаю восхищаться этим проектом!) каким-то образом связала статью про «хиазм» с нужной мне статьёй — это называется контрапост.



Для изображения бега греки использовали достаточно удалённый от реализма код — фигура бегуна изображается практически свастикой, с ярко выраженными изгибами как коленей, так и локтей. Вот, например, бегущая Горгона на греческой вазе:



Если бег Горгоны ещё можно было угадать, то бег Ники на следующей фотографии лично я принимал за стрельбу из лука. Но нет, это тот же самый бег «с коленками».




Можно передавать движение не самой движущейся фигурой, а, например, движением одежды, ткани. Вот, например, танцующая фигурка с Крита (XIV век до н.э.) — по складкам юбки видно, как она крутится:



Более современная скульптура той же техникой добивается большей тонкости — видно, что правая фигура бежит быстрее левой — не столько потому, что она «впереди» (так поставили), или по большаему наклону тела, сколько по развевающейся ткани на её спине. И действительно, это легенда об Аталанте (фигура слева). Красавица и спортсменка, она развлекалась тем, что бегала наперегонки со всеми женихами. Причем она бежала за женихом с копьём наперевес, и никто из женихов до финиша не добегал. И вот, Гиппомен побежал, разбрасывая золотые яблоки — пока Аталанта подбирала их, он успел финишировать, а значит и жениться. Это по легенде, а в скульптуре лично я чётко вижу, как Аталанта даже и не старается обогнать Гиппомена — видимо, влюбилась в него ещё на старте (к слову, этот аргумент можно использовать для примирения в тех семьях, где случайно оказывается, что валявшиеся на диване мужья бегают быстрее своих ежедневно тренирующихся жён).




XV век, прекрасная техника передачи движения в картине — то, что я называл «стилем Финдуса», когда один персонаж изображён на картине несколько раз, в разных фазах своего движения, и мы в голове достраиваем пропущенные кадры. На этой картине люди с нимбом — это один и тот же Раньери Разини.



Ещё вариант, как можно изобразить движение (это всё тот же Раньери Разини) — нам вполне интуитивный, а как это видели в XV веке, я представляю с трудом:



Ещё один пример «техники Финдуса» — жизнь Виргинии. В двух словах история: к ней сватался римский сенатор, она его отвергла, он подтасовал свидетелей, чтобы её признали его рабыней, возмущённый судебным беспределом отец зарезал собственную дочь, чем спровоцировал народное восстание, сбросившее сенатора. Не будем сейчас о грустной роли женщины во всей этой истории, иначе опять про Тихий Дон заговорим, вернёмся к картине. Персонажи здесь снова узнаются по костюмам, место действия вроде как единое, но явно видны три отдельные сцены (слева направо): арест Виргинии; суд, признающий её рабыней; отец режет дочь.




Совсем уже современное. Жерико, «Скачки в Эпсоме». Ощущение от движения передавать научились уверенно, но неправильно. Через 60 лет после этой картины Мейбридж, заснимет скачущую лошадь, и людям, наконец-то, станет «очевидно», как животные переставляют лапы.



Отдельный пассаж про фотографии — у них своё язык, например размазанное = быстрое. Тоже, конечно, удивительно наблюдать, как технические ограничения могут становиться частью языка, сохраняясь даже после того, как ограничение пропадает. Мой любимый пример — когда современные компьютерные мультики играют с физически отсутствующими у них фокусным расстоянием и диафрагмой. А то и когда художники рисуют 7-угольные блики от солнца — ещё один рудимент диафрагмы фотоаппарата.

Я год назад узнал о Наталье Гончаровой — на этой выставке была картина её мужа, Михаила Ларионова, «Proménade. Vénus de boulevard». Я не смог найти оригинального названия — картина 1912-1913 годов, а в это время он жил ещё в России. Табличка об авторе при этом снова поражает странностью географии: родился в Тирасполе, умер в практически родном мне Фонтене су Буа.

Ларионов передаёт движение «по-кубистски», практически разложением по кадрам. Как Дюшан, в «Спускающейся по лестнице».



Ну и пара современных скульптур. Каждая из которых совершенно реалистично передаёт движение, используя при этом совершенно нереалистическую технику.

Кальдер, «Метание ядра»:



И Роден, «Нижинский»:

Tags: louvre, petite galerie
Subscribe

  • Pour la science № 521

    Короткая заметка о  перевале Дятлова — я всегда был уверен, что это что-то «наше», местное, чуть ли не местечковое, где какие-то фанаты носятся…

  • Pour la science №520

    Заметка о том, что бактерии кефира по-отдельности не способны выжить в кефире. Но в правильной пропорции одни бактерии вырабатывают вещества,…

  • Смена системы счисления и гибридные системы

    Всё в том же Pour la science № 519 отличная рубрика о гибридных системах счисления. Сначала по определениям: бывают как минимум позиционные системы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment