green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Часть 5. Меню мертвеца, или чем питались древние египтяне

Продолжим наш Бесполезный курс истории, поговорим сегодня о еде. В Лувре находится прекрасный экспонат, на котором изображён некий Тепеманх (слева на иллюстрации). Перед ним стоит стол с нарезанным кусочками хлебом. А над столом — практически скатерть-самобранка: разлинеенное пространство, в каждой клеточке которого написано название какого-то блюда. Рисунок, очевидно, из гробницы (death alert!), поэтому экспонат в музее так и называется: «меню мертвеца».



Постараемся понять, что же именно здесь написано. А заодно рассмотрим базовые принципы египетской письменности.



Проще всего разобраться с количеством. На каждой клеточке написано не только, что лежит на воображаемом столе, но и сколько его там лежит. На клетке C5, например, написано «4», а на D5 — «2». На всей стеле встречаются только 1, 2, 4 (все они пишутся соответствующим количеством вертикальных палочек), а также 1000 (единственный сохранившийся на фотографии знак клеточек G9:G10, он же есть на G11).

Для выражения количества штучного товара числа достаточно, в случае с менее дискретной едой нужно приписать меру измерения, например «кувшинов» — этот знак в форме кувшина виден на клеточках A5 (в левом нижнем углу) и A6 (в правом верхнем). Это хороший пример пиктограммы, когда предмет обозначается изображением самого предмета.
Если еда не жидкая, то количество выражается не кувшинами, а более абстрактными «мерами», которые видно на клеточках D1:D6 — он выглядит как перевёрнутая трапеция, и несомненно является изображением миски в профиль. Это хороший пример идеограммы, когда изображение предмета обозначает ряд идей, ассоциирующихся с этим предметом.

Что же за еда изображена в «меню»?

Практически весь ряд B (B3:B11) — это разные виды хлеба. Учёные при этом отказываются искать аналогии в современном мире — название прочитать они могут (запись здесь чисто фонетическая, но мы сегодня не будем о ней говорить), но совершенно справедливо указывают, что название хлеба мало о чём говорит. Что такое «эклер»? Даже если продвинуться на один шаг вперёд и выяснить французский корень этого слова (éclair — молния), без рецепта это нам ничего не скажет о природе блюда.

Большую часть ряда C (C1:C9) занимает говядина и мясные субпродукты: желудок, селезёнка, печень, тонкие ломти мяса, рёбра, часть ноги, почки, другая часть ноги и, наконец, плечо. Как мы можем видеть, практически всегда названия блюд также записываются фонетически. Буквальное изображение крайне редко (можно видеть, например, на слове «рёбра»).

Обратим теперь внимание на клеточки D9:D11 — это (слева направо) голубь, гусь и утка. Запись снова фонетическая, но знак птичьей разделанной тушки помогает разрешить возможные неоднозначности, уточняя, что речь идёт именно о птице, употребляемой в пищу. Это хороший пример использования иероглифа в качестве детерминатива: в данном случае он не выполняет никакую фонетическую функцию, он определяет категорию записанного другими знаками слова.

В клеточках D1 и D2 написаны названия двух сортов пива, в D3 и D4 — названия кисломолочных продуктов, E6:E8 содержат одну и ту же надпись «вино». Видимо, вина много не бывает, поэтому этот же знак поместили и на E10. Все остальные клеточки заняты либо снова хлебами, либо овощами и фруктами.


Ещё одно изображение готовящегося обжорства. Парочка слева несёт на непропорционально большом подносе листья салата, на них лежат буханки хлеба, тёмная гроздь винограда и неопознанные овощи. Следующий молодой человек держит кувшинки в одной руке и поднос с хлебом в другой. Затем идут люди с уткой, с куском говядины и с вазой. Что находится в руках предпоследнего персонажа, рассмотреть сложно, т.к. рисунок изрядно оббился (кураторы Лувра видят там корзину). Зато замыкающий мужчина несёт практически знакомый нам иероглиф «птицы для употребления в еду» — подписано как «готовая к запеканию дичь».



Вы помните обезьяну, помогавшую хозяину собирать орехи дум? Несмотря на отсутствие вопросов, что же такое «орехи дум», я всё равно отвечу. Я не знаю, как именно переводится название этой пальмы на русский язык, но известно, что египтяне либо ели их сырыми (предварительно размочив в оде), либо добавляли в выпечку. Они верили, что орехи дум помогают от желудка и кишечника (современные учёные не подтверждают эту теорию), на вкус они вроде имбиря. Вот как выглядят высушенные временем орехи дум:



Чтобы развеять сомнения, как могла органика сохраняться тысячелетиями, приведу фотографию хлеба, выпеченного 3500 лет назад. По виду похож на наш Бородинский, на вкус не пробовал.




Как обычно, загадка в конце лекции — как вы думаете, что изображено на следующей фотографии?



Ответ на загадку из предыдущего выпуска нашли многие. Скульптор действительно пытался изобразить поросёнка.
Хотя лично мне ближе версия a_p про бегемота.
Tags: egypte, louvre, УБЗ, письменности
Subscribe

  • Pour la science №524

    Короткая заметка про хищные грибы :-) Точнее даже, пишут о том, что такие грибы известны давно: они могут на несколько часов парализовать мелких…

  • Pour la Science №523

    Заметка о том, что археологи, раскапывая стоянки древних инуитов на Аляске, нашли венецианское стекло. Точнее бусинки, надетые на ниточку. Ниточка…

  • Pour la science №522

    Я наконец-то понял / смог представить себе проекцию 4-мерного куба (то, что получилось на  Большой арке Дефанс) и развёртку 4-мерного куба (то, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments