green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Вслух — про детство и папу

Интересно слушать передачу, не обращая внимания на имена — какой смысл, если я всё равно никого там не знаю? И когда в передаче про стих-песню интересно говорящий человек вдруг берёт гитару и начинает петь песню Кортнева. И ты понимаешь, что это Кортнев и был :-)

Или в другой передаче какой-то незнакомец вдруг скажет, что у него есть музыкальное сопровождение к немому фильму — полезешь искать (мне эта тема озвучки-переозвучки-современного тапёра очень интересна), а окажется, что это был Псой Короленко. О котором ты столько слышал, но которого самого не слышал никогда. (а вот озвучку фильма послушать хочется — в youtube есть какие-то отрывки, звучат вполне интересно)

В другой передаче упомянули Пауля Целана, а точнее даже именно то стихотворение, которое цитировал Кифер. Очень интересно наблюдать, как какие-то детальки пазла начинают прилегать друг к другу! Но подавляющее большинство имён собственных всё ещё незнакомые.

То есть, постепенно начинают встречаться знакомые имена. На одной передаче снова встретилась Анна Русс (встреча в Политехническом, они туда всех «победителей» прежних голосований пригласили — нет-нет, мы не оцениваем!). Одно стихотворение снова прекрасное:
Я рожался четыре часа, это были сложные роды,
У меня на лице две родинки — возле глаза и под губой,
Я ветрянкой переболел в три с половиною года,
Мой любимый цвет — фиолетовый, и оранжевый, и голубой.
В чай зелёный кладу я сахар, засыпаю лучше при свете,
Больше всех остальных игрушек я люблю ежа и сову,
Когда вырасту — стану доктором, чтоб найти лекарство от смерти,
Если лось придёт — сам с ним справлюсь и на помощь не позову.
В тихий час я не сплю из принципа, размазнёвое есть не стану,
Написал своё первое слово я не правой, а левой рукой,
От меня шоколад не прячьте — я его всё равно достану.
Если ты не знал всего этого — ты не папа мне никакой.



До кучи ещё одно стихотворение «про папу», но совершенно в другом стиле. Это Тимур Кибиров из «С Пушкиным и без Пушкина», «Эпилог» из цикла «Кара-Барас»:
Короче — чего же ты все-таки хочешь?
Чего ты взыскуешь? О чем ты хлопочешь,
лопочешь, бормочешь и даже пророчишь
столь невразумительно, столь горячо?
в какие зовешь лучезарные дали?....

Ты знаешь, мы жили тогда на Урале,
тогда нами правил Никита Хрущев.
Но это не важно...
Гораздо важнее,
что были тогда мандарины в продмагах
ужасною редкостью... В общем, короче —
вторые каникулы в жизни, а я
болею четвертые сутки... Той ночью

стояли за окнами тьма и зима,
и Пермь незнакомая тихо лежала
в снегах неподъемных. И елка мерцала
гирляндою, и отражалась в шкафу
мучительно. И, в полусне забываясь,
я страшное видел и, просыпаясь,
от боли и ужаса тихо скулил,
боясь и надеясь сестру разбудить.

А чем я болел, и куда наша мама
уехала — я не припомню... Наверно,
на сессию в Нальчик. А папа в ту ночь
как раз оказался дежурным по части...

И жар нарастал,
и ночь не кончалась,
и тени на кухне все громче и громче
шушукались, крались, хихикали мерзко!

От них я в аду раскаленном скрывался,
под ватным покровом горел-задыхался...
и плавился в невыносимом поту...

Короче — вот тут-то, в последний момент —
я знаю, он был в самом деле последним! —

вот тут-то и щелкнул английский замок,
вот тут-то и свет загорелся в прихожей!
И папа склонился — «Ну как ты, сынок?» —
и тут же огромный шуршащий кулек
он вывалил прямо в кровать мне и тут же,
губами прохладными поцеловав
мой лоб воспаленный, шепнув — «Только Сашке
оставь обязательно, слышишь!», исчез...
Короче —
я весь в мандаринах волшебных лежал,
вдыхал аромат их морозный, срывал
я с них кожуру ледяную, глотал
их сок невозможный, невообразимый...

Сестре я почти ничего не оставил...

Короче —
вот это, вот это одно —
что мне в ощущениях было дано!

Вот эту прохладу
в горячем бреду
с тех пор я ищу
и никак не найду,
вот эту надежду
на то, что Отец
(как это ни странно)
придет наконец!

И все, что казалось
невыносимым
для наших испуганных душ,
окажется вдруг так легко излечимым —
как свинка, ветрянка,
короче — коклюш!



А в рифму уже ему — Евгений Бунимович из «Времени одиночек»
страна была нерушима
постель в вагоне стоила рубль

если не брать
проводница смотрела косо
соседи смотрели косо
вся страна смотрела косо
лучше взять

простыни были всегда сырые
но всегда были
матрас доставали откуда-то сверху
разворачивали на полке

подушка всегда падала на пол
сизая в перьях

но постель всегда стоила рубль
и везде стоила рубль
и страна была нерушима

У нас с Анютой по поводу этого стихотворения вышло разногласие. В нём очевидно слышится тоска. Только Анюте показалось, что это тоска от бедности и убогости описанного (простыни сырые, все на всех смотрят косо). А мне — что она от общей безвыходности (нет никакого света в конце туннеля, потому что этот туннель бесконечный).


Ещё одна передача — про выход учебника «Поэзия». Судя по рассказам и по рецензиям в магазине — именно то, что мне надо. С нуля, всего понемногу, чтобы примерно представлять себе, что ещё на этой планете бывает. Надо брать!

Update 10/05/2017 - купили :-)
Tags: stihi, tv, вслух
Subscribe

  • Музеи 2019—2020

    Очень не хватает музеев, во Франции они до сих пор всё ещё закрыты. В какой-то момент задумался: насколько объективно снижение количества моих…

  • Лазерные указки

    Перечитывал на днях правила посещения Лувра :-) Вспомнил, как когда-то задумался — а почему никто не использует в музеях лазерные указки? Понятно,…

  • Centre Pompidou — мелочи

    Что приятно в Центре Помпиду — они регулярно меняют постоянную экспозицию, и какое-то время кажется, что каждый раз ты приходишь в совершенно новый,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Музеи 2019—2020

    Очень не хватает музеев, во Франции они до сих пор всё ещё закрыты. В какой-то момент задумался: насколько объективно снижение количества моих…

  • Лазерные указки

    Перечитывал на днях правила посещения Лувра :-) Вспомнил, как когда-то задумался — а почему никто не использует в музеях лазерные указки? Понятно,…

  • Centre Pompidou — мелочи

    Что приятно в Центре Помпиду — они регулярно меняют постоянную экспозицию, и какое-то время кажется, что каждый раз ты приходишь в совершенно новый,…