green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Лувр — экскурсия про Осириса — III

(первая часть)
(вторая часть)

8. Великий жрец Осириса Уненнефер



В экскурсии фотография какой-то другой статуи Уненнефера, не той, что (на моей фотографии) сейчас стоит в Лувре на том же месте. Но мне это показалось едва ли не дословно анекдотом про то, что «Иллиаду» написал не Гомер, а другой слепой грек, которого звали точно так же. Надеюсь, никто не заметит подмены.

Верховный жрец храма Осириса в Абидосе — это очень высокий пост, это серьёзная власть. Поэтому должность жреца по возможности передавали по наследству. Предыдущая фотография примерно отражает отношение жреца к собственной персоне: в верхнем ряду — Исида, Осирис, Гор и Хатхор (новенькая! это просто Гор успел жениться). В нижнем ряду — Уненнефер с женой и своими родителями. Намёк прозрачен.
Собственно, даже имя Уненнефер — это одно из имён Осириса. Это имя, с которым Осирис правил на земле вплоть до своей гибели.

Прямо напротив Уненнефера, витрина с часовней Сенусрета.


9. Часовня Сенусрета, слуги визиря



В Среднее царство мумификация сильно демократизировалась, надежда на жизнь после смерти была уже не только у фараонов, а и у условного среднего класса. Как следствие, Абидос расцветает, в храм устремляются толпы паломников, вокруг него возводится огромное количество мелких часовен, наподобие приведенной на фотографии выше. Строго говоря, это кенотаф — дословно с греческого «пустая могила», — речь не идёт о месте действительного захоронения, а просто о памятном знаке в виде могилы. Как способ застолбить место у храма, чтобы Осирис не забывал славного слугу визиря.

В витрине Лувра часовню разобрали по стенкам и раскрыли, чтобы было лучше видеть рисунки. На самом деле, конечно же, нужно представлять себе достаточно закрытое пространство, в центре которого находилась статуя усопшего.

Рисунки при этом прекрасные. Они в общих чертах повторяют темы мастабы (я недавно писал про мастабу Ахететепа). На левой стенке — поминки. Музыканты, гости едят, пьют, вдыхают ароматы цветов:



Огромное количество интересных деталей. Вот — охотник с двумя газелями и маленьким (газелёнком?) на руках:



О роли женщины в египетском обществе — Сенусрет с женой за столом. Сразу видно, кто в семье главный картину заказывал. Справа от них — сбор урожая (сверху) и приготовление пива (внизу):



Перевозка гроба на корабле. Не совсем понятно, почему две картины с разными вариантами — с саркофагом и без. А слева в кадр попал кусочек пивоварной мастерской:



В том же зале, витрина № 9 «Гимны Осирису». В ней находятся две стелы, нас интересует «Гимн Именмеса».


10. Гимн Именмеса



Найдены тысячи документов об Осирисе. Но каждый из них говорит лишь о какой-то существенной для автора части мифа, никто не рассказывает историю Осириса целиком, настолько она была очевидна, знакома всем египтянам. Наиболее полную версию мифа собрал Плутарх, скомпилировавший разные египетские документы, но пересказавший историю Осириса с точки зрения менталитета грека I века нашей эры.

На представленной в маршруте стеле находится одна из самых полных версий оригинальной легенды об Осирисе, рассказанной в типично египетской форме гимна.

На верхней части стелы изображён Именмес с женой (сидят слева), сыном (стоит за их спиной), двумя прислуживающими им сыновьями (левый подаёт еду, а правый — воду для омовения и благовония) и ещё шестью детьми (сидят в клеточках рядом ниже). Что за женщина сидит справа — непонятно, известно только её имя, Baket. Про самого Имемеса пишут, что он был «chef des troupeaux d’Amon» (начальник стада Амона) или «directeur des bovidés d’Amon» (директор быков Амона) — видимо, что-то очевидное всем египтологам, но я не совсем понимаю, о каких быках идёт речь. И эти люди будут попрекать древних египтян, ленившихся объяснять известные всем детали!



Текст стелы читается справа налево (кстати, повод напомнить, как узнать направление чтения египетских иероглифов — читать нужно так, чтобы все животные смотрели навстречу читающему. если птички смотрят направо, значит читать нужно справа налево, и наоборот). Первые несколько строк перечисляют разные имена Осириса, а также места его культа. Затем рассказывается история рождения Осириса, его убийство Сетом, поиски тела Исидой, зачатие и рождение Гора, признание Гора законным наследником Осириса. Заканчивается документ посвящением Именмесу — похоронная молитва, предназначенная для реализации всего изображённого и желаемого в загробном мире. Помимо еды и прочих жизненно необходимых вещей Именмесу желают, чтобы его ба (птица-душа) могла регулярно возвращаться в мир живых и видеть любимых им людей.

Вернитесь к витрине № 6 «Похороны и воскрешение Осириса». На нижней полке витрины выставлены формы Осириса.
(продолжение следует)
Tags: egypte, louvre, parcours
Subscribe

  • Grande galerie №9

    В журнале цитируют доклад об экономическом влиянии Лувра. Пишут, что музей создаёт от 10 до 20 тысяч рабочих мест (при том, что в самом музее, если…

  • Grande galerie №8

    Слева: наткнулся на фотографию безо всякого объяснения, просто для оформления журнала: скульптура «медведь-дантист». На сайте Лувра её  упоминают,…

  • Grande Galerie №7

    Статья про наследие Наполеона в Лувре. В частности упоминают о церемонии венчания Наполеона с Марией-Луизой Австрийской. Квадратный Салон Лувра (это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments