green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Сто лекций с Дмитрием Быковым — 1906 и снова 1901

«Мать» Горького — как сказал Быков в своей лекции, этот роман знали все, хотя бы на уровне анекдотов. Мои познания дальше анекдотов не продвигались, в школе. видимо. снова «болел», и даже фильма не видел.

Читать забавно. Очень наивное и «левацкое» произведение. Я сразу же вспомнил, какими словами меня обзывали после поста про жуликов в метро и мысленно согласился с терминологией :-) Но там где у меня была простая констатация проблемы без какого бы то ни было приемлемого для меня решения — у Горького целая программа, которую я, конечно же, разделить никак не могу. Вообще книга пропитана уверенностью в собственной правоте. И при этом автор совершенно не гнушается меткого жульничества — герой (положительный!) рассказывает, как его кровавая гебня царская охранка в тюрьму сажала. Ничего, говорит, не делал. Так, книжки людям раздавал. Чтобы читали, умнели. А меня за это — за это! — в тюрьму.
Очевидное жульничество со стороны автора — и он, и его герой прекрасно понимают, что это были не просто «книжки». И посадили его не за заботу об образовании населения. И даже если в данном пункте я с Горьким вполне согласен (общее образование и какие-то социалистические идеи явно помогают мне жить), то я предпочитаю, чтобы он говорил честно — эти книги были направлены на разрушение существовавшего государственного строя, объявлены вне закона, и я прекрасно знал, что за их распространение мне светит тюрьма. Я принял на себя риск, попался и сел. А не «ни за что пострадамши».

Читал и думал при этом — для кого Горький писал эту книгу? Кто целевая аудитория? Не получалось представить — и тут Быков очень вовремя задал тот же вопрос. И сам себе интересно ответил — 1906 год, только что прошли стачки, но ничего из них не вышло. Кого не пересажали, тот сбежал за границу (Горький пишет этот роман в США). В стране жуткая реакция, среди реформаторов депрессия. И этот роман предназначался именно им, «своим». Роман для поднятия духа. Для иллюстрации того, что не всё потеряно. Что даже отправившись в тюрьму, мы можем выиграть. Потом. Когда-нибудь.


Написал про Лейдермана, хочу теперь вернуться к Мережковскому. Быков в лекции поднимает вопрос личности автора — одна из моих любимых тем с детства. Насколько можно / нужно учитывать личность при оценке художественного произведения? Вот тот же Мережковский «подпортил себе некролог», взяв сначала грант у Муссолини, а затем публично поддержав нападение Германии на СССР (в борьбе с коммунистами все средства хороши).
И с одной стороны, очень хочется абстрагироваться — мне не важно, бил ли Моцарт свою жену. А с другой — Лейдерман и его (очень понятное мне) отношение к молчащим / сотрудничающим друзьям-художникам.

Возвращаясь к Леонардо. В книге он рассказывает, как он делит человеческое лицо «на градусы, доли, секунды и терции. Каждое деление — двенадцатая часть предыдущего». И потом говорит, что терция — это «одна сорок восемь тысяч восемьсот двадцать третья часть всего лица». О чём он? Если каждое деление — 1/12 предыдущего, то в одном градусе 1728 терций. И сколько бы ни было градусов в полном круге, нечётное же количество получиться не может?

Рассказывает историю мальчика, покрытого ради какого-то праздника позолотой, и умершего от этого. Я был уверен, что миф о подобной смерти появился вместе с фильмом про Джеймса Бонда, и что миф этот был успешно опровергнут. Но нет, опровергли лишь быструю смерть от удушья, плюс саму гипотезу о дыхании кожей. На самом деле, покрывая краской кожу, мы отключаем систему потового охлаждения тела, и через несколько часов действительно можно перегреться. Не говоря уже о возможной токсичности красок XVI века.

Книга мне напомнила жанр «Форрест Гамп», когда главный герой походя встречается со всеми знаменитостями своей эпохи. И тут, конечно, мне ужасно не хватало знаний истории. Какие-то имена казались знакомыми (Савонарола), но я совершенно не помнил, кто эти люди, и приходилось лезть в Википедию. Чьи-то имена не говорили вообще ни о чём, но по сюжету выходило, что человек знаменитый, и в итоге действительно находились и при него статьи (Моро). Ну и все эти Макиавелли, Микеланжело, Рафаэль — с ними тоже герой встречается. И точно так же, как в Гампе, герой всегда прав. Не тогда прав, а сейчас, прав в глазах современного читателя. Он говорит и думает совершенно невозможные в его времени мысли, чётко зная, что ко времени издания книги эти мысли будут считаться прогрессивными. Тот же поиск крыльев у Леонардо — ему отведено столько места в романе не только из-за красоты идеи, но и потому, что к момент написания романа тема самолётов внезапно стала очень модной. А какие-нибудь там танки, подводные лодки и вертолёты (тоже работы Леонардо) — пока ещё нет.

Наткнулся пару раз на слово «червелата», в смысле колбасы. И понял, что слово «сервелат» очевидным образом должно происходить от итальянского cervello = «мозг». Википедия и наш любимый исторический словарь хором подтверждают эту версию, но совершенно не говорят, как от мозгов пришли к варёной колбасе (нынешний смысл этого слова во французском и английском языках), тем более к определённому сорту копчёной (смысл в русском языке).

У Мережковского в Италии XVI века есть и русские — послы московского князя. И совершенно современная «русофобия» — все русские герои либо представители государства (в этом случае они — чванливые идиоты), либо пытающиеся учиться на Западе художники (в лучшем случае предполагающие синтез западного искусства с русским). Сто лет книге.

Когда Леонардо приезжает во Францию, Франциск I селит его в замке Дю Клу. Стоп, думаю, замок Леонардо называется Clos Lucé. Полез в Википедию — оказывается, во времена Леонардо он назывался-таки Le Château de Cloux. А современное название получил, похоже, от картины учеников Леонардо «Vierge de lumière», иначе называемой «Virgo Lucis».
Tags: knigi, Быков, русская классика
Subscribe

  • Михаил Сегал

    Посмотрел недавно (спасибо, Самуил!) фильм Рассказы и сразу влюбился в режиссёра. Вот бывает такое (у меня буквально пару раз в жизни бывало), когда…

  • Black mirror

    На France Culture когда-то рассказали про очередной сериал (предыдущий мой улов там был  Le bureau des légendes). По описанию настолько захотелось…

  • Инверсия добра и зла

    Писал про «Инферно», упустил интересный момент. Там сюжет крайне актуальный: злодей пытается заразить всю планету неведомым науке вирусом. Мотивация…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments