green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Коллекция — Юрий Лейдерман

Очень живой и приятный человек. Достаточно мрачно выступал, но до чего же приятно было его слушать, не оторваться.



Начал смешно: я не буду рассказывать собственную биографию, я расскажу только об одной своей работе; я работаю над ней уже год, она очень автобиографична; и чтобы понять её, нужен контекст; с него я и начну. И дальше — краткая автобиография :-) На самом деле, нет, конечно, он рассказывал только то, что было важно в контексте этой работы, но поначалу выглядело действительно смешно.

А работа — более чем мрачная. Человек рассказывает сначала о том, как он пришёл к современному искусству. Как перед ним открылся этот огромный мир. Какие там были прекрасные учителя и товарищи. Как из Одессы он переехал работать в Москву — по этому поводу прекрасная работа «Если стать лицом к югу, Москва останется далеко позади».



Рассказывал о совместных работах, и постепенно перешёл к идеи, что зацикливание на одном сюжете неизменно приводит к слиянию с объектом исследования. Постоянно говоря об СССР, мы рано или поздно сольёмся с ним. И нынешняя мода на старое советское искусство в России логично приводит к реставрации СССР в лице Путина.

И вот так, говорит Лейдерман, у него были прекрасные друзья.
А стали — винтики нынешней системы.

На фотографии — Илья Кабаков, только что получивший из рук Медведева какой-то орден.



Получивший государственный орден в то время, как в стране уже шла мракобесная реакция. Когда если не с решения, то как минимум с попустительства властей громились антирелигиозные выставки. Когда Россия уже воевала в Грузии. Когда все приличные люди, говорил Лейдерман, должны чётко высказывать свою позицию и сдавать государству свои ордена.

А они (он не лично про Кабакова, это лишь иллюстрация, так поступили практически все) предпочли отмалчиваться «Я политикой не занимаюсь». А то и получать ордена, не страшась запачкаться.

И в какой-то момент он почувствовал, что не может больше оставаться в Москве. Более того, что ему необходимо отрезать и отбросить часть самого себя, часть окружавшего его мира. Перечеркнуть часть собственной жизни, чтобы осталась другая её часть. Чтобы старые друзья остались художниками из юности, а не советскими приспешниками. Чтобы условный Кабаков остался в его глазах великим художником, а не путинским лауреатом.

И он взял какую-то из старых, очень важных для него фотографий в духе «я с друзьями», и под геройскую песню долго замазывал своё прошлое.

И видео процесса было очень сложно смотреть без слёз:



Гениальная — просто нет других слов — работа!

Ведь если стать лицом к югу, Москва останется далеко позади!


Он вообще достаточно жёстко выступал. И про нынешнюю политику — он не искал каких-то там обтекаемых формулировок, он чётко говорит, что Россия ведёт войну с Украиной, какой бы «гибридной» эта война ни была. И про советскую политику, про термин «Великой отечественной войны», который подменил / цензурировал понятие «Второй мировой войны», оставив за скобками раздел Польши, оккупацию Пррибалтики и другие события, которые советские власти предпочитали не упоминать. И про роль искусства в политике — та же Великая отечественная стала священной коровой в наших сердцах не в последнюю очередь из-за гениальных служителей её пропаганды. Из-за прекрасных, проникновенных песен, трогающих душу — но трогающих именно в том месте, где сказали партия и правительство.

Выбор песни «Товарищ» для представленной работы ой как не случаен. Почитайте слова. Мамаша с хлебом и солью. Вырастившая сыновей, чтобы те ушли воевать. И «северный ветер». И «старую дружбу ломаем как хлеб». Не знал бы, что песня старая, подумал бы, что её написали специально для акции Лейдермана!


После этого очень сложно было задавать какие бы то ни было вопросы. Мне казалось, и ведущие встречи, и рядом сидевший Захаров, они все как-то были прибиты настолько мощным жестом, напором, уверенностью в собственной правоте. Историей, которая творится на наших глазах.

Но тем не менее, я спросил-таки про «Обижают». Спросил нарочно нейтрально — увидели мы, мол, с друзьями интересную работу, она нас заинтриговала, не может ли автора рассказать немного о контексте её создания? А ответ меня позабавил, причём скорее контекстом. Юрий заулыбался, и сказал, что нет, конечно же я неправильно понял смысл. Хотя я даже не рассказал, как именно я его понял — видимо, не я один такой. И рассказал достаточно банальную историю (они на какой-то выставке настолько задолбали организаторов, что их оттуда выгнали, они столкнулись с кем-то, начали жаловаться — и вдруг осознали, что ведут себя как дети, «нас обижают!»).

Это к вопросу о том «что хотел сказать автор» — в хороших произведениях это зачастую совершенно не важно.

Update: выложили видео.
Tags: art moderne, centre pompidou, musei, russie, thebest
Subscribe

  • Дом "Жемчуг" в Ташкенте

    А ещё, когда читал книжку про популяционную генетику, встретил описание удивительного здания в Ташкенте. Жилой дом, построенный ещё при СССР, с чуть…

  • Суп бурдэ

    Как перевести %subj% на французский? Можно попытаться сказать la soupe Bourdais, но нет. Сижу недавно на собрании, обсуждаем экономические сценарии…

  • La Vague и L'Odyssée des Gènes

    Практически одновременно купил два нон-фикшена. La Vague — книга французского эпидемиолога о первой волне ковида. Мы с Анютой — она тоже прочитала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment