green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Коллекция — Юрий Альберт

На прошлой неделе была встреча с Юрием Альбертом. Очень обаятельный человек, говорит он примерно с такой же интонацией, как улыбка у него на лице — с юмором, с иронией и самоиронией. И с таким потоком интересных фактов, что я тут же вытащил бумагу, пытаясь хоть как-то записывать за ним.



Помпиду обещал заснять выступление и выложить в интернет — как будет, выложу здесь ссылку (Update 18/08/2017: выложили). Ну а пока — в моём кратком пересказе.

Не задумывался об этом, но ведь правда — во многомиллионном СССР современным искусством занималось от силы несколько сот человек. И все они рано или поздно знакомились друг с другом. Хотя бы для того, чтобы обмениваться информацией — никаких официальных источников, конечно же, не было. И для того, чтобы делиться своими идеями — всех посетителей своих выставок Юрий Альберт знал заранее, он знал, для кого он делает это. В конечном итоге всё могло вырождаться в чистую идею — ты просто звонил и рассказывал друзьям о своём «произведении искусства», само произведение после этого можно было уже не делать. Зачем? Все, кто его могли бы оценить, его уже «увидели».

В этом смысле эффект Перестройки был мощным — всё внезапно открылось всем. И посторонним до того зрителям было сложно въехать в давно существовавший контекст (будь то мировой или советский подпольный). Как будто тебе дают посмотреть сразу 151-ю серию сериала — что ты там понимаешь? Отсюда и эти — вполне закономерные — вопросы. А это точно искусство? А почему я его не понимаю? А вы вообще рисовать умеете?

Второе неожиданное следствие жёсткой изоляции страны — концептуализм. Действительно, если до тебя доходят только жалкие крохи мирового искусства, причём без объяснения, без контекста, то ты невольно начинаешь заниматься воссозданием этого контекста. Ты смотришь на мировое искусство как астроном смотрит на Марс, ты пытаешься восстановить целую картину по дошедшим до тебя крошкам.


(слева) Люди ходят в картинные галереи не только посмотреть на картины, но и «окунуться в искусство». Людям не обязательно смотреть даже смотреть на сами картины — «ах, какая там царит атмосфера!». Ну так вот вам она эта атмосфера, консервированный воздух из главной картинной галереи СССР. Достаточно этого, чтобы получать то самое удовольствие?

(справа) Постоянная тема о пользе искусства. Художник должен служить народу. Иначе — зачем он вообще нужен, кому нужно такое искусство. Без проблем — художник Юрий Альберт приносит пользу людям! Отчаянная попытка, практически как неунывающий наногатари.



Та же идея, но с конкретной пользой конкретным людям. Художник придёт к вам домой и сделает что-нибудь полезное. Вкрутит лампочку. Или помоет полы. Процесс тщательно документируется, полученное произведение искусства несомненно приносило пользу. Как минимум в момент своего создания.



О месте художника в искусстве. Если один художник начал серию картин — может ли другой художник продолжить её? Где граница собственности, что можно «застолбить», а чего — нельзя? Что продолжение, что переосмысление, что копия, что плагиат?
Слева вверху — продолжение серии Джаспера Джонса.
Слева внизу — вариация на тему стульев Джозефа Кошута. На фотографиях — буквальные отображения выражений «стул на глиняных ногах» и «сидеть между двух стульев».
Справа вверху — продолжение работы Карла Андре — я не смог найти, какой, но идея была в доведение до предела идеи плоской скульптуры. Практически вырожденный случай — скульптура сделана из листов бумаги. Пачка листов бумаги.
Справа внизу — «4 угла жира», о которых я уже писал. Это — работа по мотивам Йозефа Бойса — Википедия рассказывает, что он воевал во Вторую мировую войну (немец), его самолёт был сбит в Крыму, где его спасли татары, обмазавшие всё его тело жиром и завернувшие его в войлок. И вроде как у него много работ, так или иначе связанных с жиром или войлоком. Хорошо слушать автора, видишь не только «фан» первого слоя, но и немножко вглубь.



Вот эти фотографии я тоже не оценил в Помпиду, воспринял как всё то же фан. А идея здесь — сделать произведения искусства, которые выглядят как реклама — «приходите ко мне, я покажу вам...». Подразумевается, что, придя к художнику, зритель увидит там что-то — картины, искусство. Что-то. А там — точно такие же плакаты, они и есть то самое искусство, о котором они говорят. Картина, описывающая картину. Картина, описывающая искусство. Описывающая процесс искусства. Стадию продвижения художника, его текущее состояние. Мета-искусство.



Снова серия не то подражаний, не то собственного позиционирования относительно других. «Я не...».
Вадим Захаров — это который «слоники» (я не смог найти, на какую работу ссылается Юрий Альберт). Update - именно он будет сегодня в Помпиду, а работа явно в духе вот этой иллюстрации.
Базелиц — это «перевёрнутый образ», при этом на картине — Карандаш, культовый «художник» советской детской литературы.
Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн сначала удивили (художник хорошо представляет, как выглядят классические работы современного искусства), но оказалось, что это уже 1990 год, занавес упал.




Здесь Юрий прошёлся по СССР и по соц. реализму в частности. В журнале «Крокодил» регулярно публиковались карикатуры, высмеивавшие современное искусство (само по себе уже забавно: сложно представить себе кубистов, рисующих карикатуру на импрессионистов). Эти карикатуры смотрели миллионы читателей, никогда не видевших того, что высмеивалось. Более того, эти карикатуры рисовали художники, тоже никогда не видевшие современного искусства, которое они должны были высмеивать. И несмотря на отсутствие какой бы то ни было достоверности, эти карикатуры тоже могли служить источником информации. Особенно интересно было анализировать их потом, после падения занавеса — что-то действительно существовало, что-то выдумали карикатуристы. А что-то таки существовало, но карикатуристы явно о нём знать не могли и придумали второй раз — к вопросу об авторстве в современном искусстве.




Эти картины кажутся с первого взгляда типичным абстрактным искусством, а на самом деле это росчерки стенографии. На верхней картине написано «Я люблю современное искусство», на нижней — «Искусство вместо искусства».



(слева) Аналогично, с первого взгляда — типичная абстрактная живопись (ну, если вы не были на Людофесте-2015). На самом деле здесь написано морской флажковой азбукой «Неопсевдоарт».
По крайней мере, это Юрий Альберт так считает. По русской флажковой азбуке здесь выходитвполне абстрактную надпись «зк6тюкф-далее неразборчиво». По международной уже теплее — «neolveiskusstwo».

Справа — картины для глухо-немых.



Картины для слепых. Как признаётся автор, с достаточно издевательскими для слепых фразами, всё так или иначе про зрение, про то, что можно «увидеть» в искусстве. «То, что вы видите в моих работах, лишено всякого смысла» и т.п.
На открытие выставки он пригласил критиков, которые могли понять, о чём эти картины, но не могли прочесть, что там написано. И слепых, которые могли прочесть, но совершенно не понимали, о чём это вообще. И у него якобы есть видео с вернисажа, когда слепой скооперировался с критиком, и они вдвоём пытались объяснить друг другу, что здесь вообще происходит.



Следующая стадия совсем бессмысленна — это же текст Брайлем перенесён на бумагу фроттажем (как мы все в детстве переносили карандашом рельеф монеток на бумагу). Это всё ещё не могут прочитать критики, но уже непонятно и слепым. Искусство для никого.



«Портрет в костюме художника» — снова поиск, «что такое художник?». Костюм — детский карнавальный костюм художника из магазина — висит рядом с фотографией.




А это начало серии с заменой картинки текстом. Арий Альберт — как все художники — собирает газетные статьи о себе, о своих выставках. Здесь он перерисовывает тушью эти статьи, заменяя репродукции чёрными пятнами. Картин нет, есть только их описание. Точнее, картины несут на себе описание. Описания являются картинами.



Идея очень хорошо видна на выставке, которую они сделали вместе с Екатериной Дёготь (а первой фотографии она рядом с Юрием). В день открытия выставки в галерее не было выставлено ни одной картины. На тех местах, где они предполагались, были прямоугольники, заполненные описывающим соответствующие картины текстом.
Юрий Альберт в этот момент говорил про то, как по-разному люди смотрят картины — кто-то совсем не читает описания, кто-то наоборот, только его и читает. Меня это зацепило — я очень редко могу воспринять произведение искусства без описания / объяснения. Чем больше и интереснее написано рядом — тем лучше / качественнее для меня искусство.



Так вот, на выставке каждый день появлялись картины, закрывая «свои» тексты. Так, что в конце стены галереи были заполнены картинами, а сопроводительного текста не было видно вообще. То есть, вместо выставки получился перформанс, смотреть нужно было в динамике. Авторы договорились с галереей, что на время выставки билеты будут действовать как абонементы — один раз покупаешь, а ходишь, сколько угодно. Чтобы иметь возможность увидеть несколько стадий процесса.



Снова идея перерисовывания текста — картины, воспроизводящие письма Ван Гога брату. Как известно, письма в основном сводятся к описанию картин Ван Гога и просьбам «вышли мне денег». С мелким хулиганством Альберта — письма воспроизведены достоверно, кроме даты подписи. Все подписаны «твой брат, Юра».



А здесь — на белых полотнах брайлем описаны картины Ван Гога:



Выставка «Нового дегенеративного искусства». По всему городу висели вывески, приглашавшие в галерею, предполагалось, что люди задумаются. Что такое «новое дегенеративное»? Это новая нацистская выставка? (дело происходит в Германии, конечно же) Или наоборот, антифашистская? На всех плакатах мелким шрифтом, который всё равно никто никогда не читает — «это не то, что вы думаете». И действительно, придя в галерею, зритель как минимум удивляется — галерея пуста.



Установка в каком-то богом забытом месте мира указателей на крупные музеи мира. «1477 км. до Лувра», «1994 км. до Царицыно». Да, далеко. Но всё равно, они настоящие!



Серия автопортретов вслепую. По результату хорошо видно, что это автопортрет. Видна классическая композиция — художник у холста, смотрит в зеркало. Мы узнаём всё. Кроме личности художника. Это точно портрет?



Посещение музея вслепую. (я как-то видел подобное в Помпиду — интересно, это был проект Альберта, или кто-то делал независимо от него?) Экскурсовод рассказывает своё обычное «посмотрите налево», «обратите внимание на...». А ты пытаешься в своей голове построить картину, представить, о чём сейчас речь. Экскурсии иногда снимались на камеру, причём глаза оператора тоже были завязаны, поэтому результат получался несмотрибельным, но вполне отражающим процесс.



Постоянно возникающая тема — почему нам кажется / почему мы должны верить, что за этой вот мазнёй что-то есть? Что в этом есть искусство. И тут — я снова представляю себе наногатари, типично его подход! — выходит Юрий Альберт и клятвенно обещает. Зритель может быть спокоен. Его не обманывают. Конкретно вот за этими мазками что-то есть. И это что-то — настоящее искусство. Краску этих мазков изготовил он сам. Из пепла любимых книг, великой литературы, бесспорно настоящего искусства. Слева — Бальзак. Второй — Пушкин. И т.д. Очень интересно, кстати, анализировать творчество писателей по фактуре картины.

Вот где грань серьёзности у этого человека? Вот как можно им не восхищаться?



Почему-то, говорит он дальше, люди воспринимают искусство — как синоним абсолютной свободы. Такое, идеализированное видение — ты же художник, ты можешь всё. Без проблем, отвечает художник. Полностью поддерживаю вашу точку зрения. Искусство действительно делает человека свободным.
На самом деле, говорит Юрий, законы искусства существуют. Их никто не знает, не может сформулировать. Но нарушение этих законов однозначно карается.



А это — оммаж любимой Третьяковке. Прийти и поставить отметку своего роста на дверном косяке, «Юра, 21 марта 2007 года». Потому что это — мой дом. Мой дом — здесь.



Интерактивное / граждански активное искусство. Картины с вопросами, под ними — урна для голосования. «Изменил ли факт, что российские современные художники не выступили с оценкой войны России и Грузии 2008 года, ваше мнение о российском современно искусстве? Если да — бросьте бумажку в левую урну, нет — в правую».



И ещё одна отчаянная попытка подарить тепло людям. Юрий Альберт дарит посетителям Лувра одну минуту искусства каждый день!




В конце Юрию и Екатерине задали вопрос об их отношении к СССР. Как им удаётся вместе работать, если у них настолько разные политические взгляды — у Юрия явно антисоветские настроения, Екатерина более сдержана в критике. Юрий Альберт попытался сгладить разногласие — почему же, говорит... не то, чтобы совсем уж всё было плохо... были и хорошие моменты... например... ну вот... ну... (о! нашёл!) у художника было очень много свободного времени. Потому что — ну, вы поймите, всё равно ведь карьеру не сделаешь. Ничего не сделаешь. В общем-то, мало что ты мог делать. Оставалось только заниматься искусством. (в этот момент он, видимо, понял, что комплимент советской власти вышел так себе) И не было денежных отношений. Как следствие — конкуренции. Не важно, кто что сделал, главное — что вы все имеете в конечном итоге. (вполне идеал коммунистического общества)


Если вы сегодня осилили этот пост, то знайте, что ещё не поздно пойти на очередную встречу в Помпиду, 7 декабря 2016 года в 19:00, малая аудитория.
Tags: art moderne, centre pompidou, musei, thebest
Subscribe

  • La Vague и L'Odyssée des Gènes

    Практически одновременно купил два нон-фикшена. La Vague — книга французского эпидемиолога о первой волне ковида. Мы с Анютой — она тоже прочитала…

  • Разные книжки

    Был период, когда читать хотелось совсем какую-то ерунду, лишь бы попроще. Похоже, период прошёл, но за это время успел прочитать: «Nymphéas noirs»…

  • Weapons of Math Destruction

    Прочитал (спасибо wildest_honey!) книжку про риски применения математических алгоритмов в разных областях. Автор вводит вынесенный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • La Vague и L'Odyssée des Gènes

    Практически одновременно купил два нон-фикшена. La Vague — книга французского эпидемиолога о первой волне ковида. Мы с Анютой — она тоже прочитала…

  • Разные книжки

    Был период, когда читать хотелось совсем какую-то ерунду, лишь бы попроще. Похоже, период прошёл, но за это время успел прочитать: «Nymphéas noirs»…

  • Weapons of Math Destruction

    Прочитал (спасибо wildest_honey!) книжку про риски применения математических алгоритмов в разных областях. Автор вводит вынесенный…