green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Коллекция — Аввакумов

Один из бросающихся в глаза экспонатов — «Костяной мавзолей» Юрия Аввакумова:



На выставке было ещё несколько его рисунков, но я их с первого разу как-то не разглядел. Хорошо, что центр Помпиду устроил встречу с автором (напоминаю, в этот четверг будет ещё одна встреча, я обязательно постараюсь попасть), он там очень много и интересно рассказывал про «Бумажную архитектуру», когда в начале 1980-х кто-то случайно обнаружил дырку в железном занавесе и отослал работу на какой-то архитектурный конкурс в Японию. И выиграл его. И все бросились участвовать с самыми безумными идеями (откуда «бумажность» этой архитектуры — ничто из предложенного не предполагалось воплощать). Удивительное время, когда с одной стороны нельзя и страшно, — а с другой все делают, и никому за это ничего нет.

На встрече Аввакумов показывал какие-то работы (свои и друзей), которых нет в Помпиду, я кое-как фотографировал их в темноте на телефон, простите за качество.

Слева — «Хрустальный дворец». Он стоит далеко за городом, на горизонте, и выглядит как настоящий дворец. Но, наконец подойдя к нему, путешественник видит лишь воткнутые в песок вертикальные стекла с картинкой — ни стен, ни крыши нет, дворец оказался миражем. В стёклах, впрочем, есть проход — дворец можно пройти насквозь, и с другой его стороны увидеть настоящий пейзаж.

Справа — «Оплот возрождения». Жилые дома, внутренние дворы которых отгорожены от внешнего мира неприступной крепостной стеной девятиэтажки. Многоступенчатая система пропуска внутрь, домой.



Это — две фотографии одного проекта. Слева — внешний вид. Посреди города стоит белый куб, без единой детали, ломающий наше представление о городе. Справа — вид изнутри. Куб разрезают жилые дома-перегородки, а стены его выполнены из зеркал, повторяющих до бесконечности геометрически правильный мотив.



Слева — московские архитекторы открывают для себя фракталы :-) На самом деле, фрактальный дом в форме губки Менгера. Пока искал название, узнал, что и губка Менгера, и треугольник Серпинского были придуманы в начале XX века, задолго до того, как Бенуа Мандельброт предложил термин «фрактал». Аввакумов забавно его произносил «фракталь» — наверное, в то время в русский язык это слово шло из французского.

А справа — снова вариации на тему внешней крепости и внутреннего ми-ми-ми.



А вот сам Аввакумов, показывает свой проект с Венецианской Биеннале — огромный шкаф с выдвижными ящиками, и в каждом из них — чертежи очередного безумного проекта. Посетители могли свободно выдвигать ящики и копаться. Не представляю, как можно было оторваться от этого!



Когда Аввакумов показывал свой «Мавзолей на костях», он рассказал про второго автора настоящего Мавзолея. Ведь кто автор Мавзолея? Правильно, в школе учили, Щусев. Оказывается, авторов было двое: Алексей Викторович Щусев и Исидор Аронович Француз. Удивительно, что в школе проходили только первого...
Википедия цитирует более радикальную версию о единственном авторе, но автор этот — Француз.


Под конец Юрий Аввакумов рассказал о том, что выставлено сейчас в Помпиду. Во-первых, макет «Памятника третьему интернационалу» Владимира Татлина, 1919 год. Металлические спирали вокруг семиэтажных зданий, в которых предполагалось расположить высшие органы Коминтерна. Каждое здание вращается вокруг своей оси, у каждого свой период — год, месяц, день:



А это — рисунок самого Аввакумова: «Рабочий и Колхозница International (посвящение Вере Мухиной)». Каркас скульптуры Мухиной помещён внутри памятника Татлина. «Скульптура внутри конструкции, конструктивизм внутри соцреализма»:



«Красная вышка (посвящение Владимиру Татлину)» — как когда-то в парках культуры стояли парашютные вышки, только это вышка для «Летатлина»:



Ещё один «аттракцион» для парка культуры — «Летающий пролетарий. Качели для командных соревнований». На картинке видна только верхняя часть, а Аввакумов показывал даже анимацию — на эти качели садятся две команды пролетариев, каждый берёт в руки «весло-крыло» и гребёт. Какая команда гребёт лучше, та сторона поднимается. В конце анимации вся эта качель улетела.



Мне было очень интересно спросить у автора, выбирает ли он как-то специально газеты, на которых рисует? Есть ли какая-то связь между рисунком наверху и текстом внизу? Но как-то вот не решился руку поднять.

Ещё один макет, не ставший оттого менее бумажной архитектурой: «Аквавышка для прыжков в воду (посвящение Павлу Гроховскому)». На сопроводительной табличке пишут «служит обучению прыжкам в воду с любых высот различными способами и стилями. Возводится на дне искусственных бассейнов»:



«Полярная ось (ось вознесения)» — три креста-лестницы, помещённые между двумя зеркалами. «Посвящается всем, кто стремясь к идеальному, постигал реальность»:

Tags: art moderne, centre pompidou, musei
Subscribe

  • NFT и современное искусство

    По радио в передаче упомянули недавнюю продажу цифрового произведения некоего художника Beeple за какие-то безумные деньги. Сказав, что это стало…

  • Музеи 2019—2020

    Очень не хватает музеев, во Франции они до сих пор всё ещё закрыты. В какой-то момент задумался: насколько объективно снижение количества моих…

  • Arts incohérents

    В последнем (на текущий момент) Гамельне Борька упоминал картины Альфонса Алле. В частности серию…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments