green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Intrigue à Giverny

Давно уже прочитал четвёртый том Адриана Гётца про Пенелопу, но не писал, не хотел спойлить Галке.
Такое ощущение, что человек реально учится писать — мне и первый-то том понравился, но скорее структурой и содержанием, чем формой. А с каждым томом у него мастерство растёт, стиль подтягивается, и эту книгу уже можно читать без предварительных объяснений «зато в конце там будет интересно». Или это я привык?

На этот раз всё происходит в мире Клода Моне. Очень красивая фраза про его серии картин (например, Руанские соборы) — это изображение не пространства, а времени. Действительно, их нужно смотреть не поодиночке, а сразу, всей серией, максимально возможным количеством.

Пишут, что в доме Моне в Живерни нет ни одного оригинала, все картины — копии. Похоже, что это правда, но в таком случае совсем непонятен запрет на фотографии (даже без вспышки).

В книге описывается ещё директор музея, японец (похоже, что фигура вымышленная), что важно в свете предыдущего. Ведь хороший вопрос — если постепенно заменять все оригинальные детали одну за одной, то можно ли, когда не останется ни одной оригинальной детали, всё ещё говорить о том, что перед нами оригинал? «Рациональный подход» будет пытаться выкарабкаться из этого парадокса — конечно же, перед нами не оригинал, но мы не можем в точности сказать, в какой момент оригинал пропал, когда его сменила копия. А условный «японский подход» так же уверенно говорит, что конечно же перед нами оригинал — якобы «многовековые» японские храмы конечно же не содержат ни одной (деревянной) оригинальной доски, но конечно же они — оригинальные храмы, ведь они здесь стояли «всегда». Хорошая тема.

Упомянули фильм Саши Гитри, в котором снят Клод Моне. История фильма прекрасна. Изначально это пропагандистский фильм, он снят в 1915 году в ответ на немецкие высказывания о превосходстве германской культуры. Гитри изначально просто решил показать, что и Франция не лыком шита, заснял «интервью» видных современников. При этом он записал их слова, и на представлении фильма читал этот текст практически синхронно — для 1915 года это «дублирование» было революционной практикой. В 1939 году переиздание фильма (понятно, в принципе, почему именно в этом году), комментарии озвучены за кадром. И ещё одно издание в 1952 году (слава богу, обошлось без очередной войны с Германией) с Сашей Гитри в кадре, где он комментирует отснятый материал. Очень хочется посмотреть все три версии!

А ещё я понял, чем ещё мне нравятся книги Гётца. Понятно, что есть приятные «музейные» темы, но это не всё. Формально у него «детективы», но при этом огромное количество тупиковых ветвей. Герои пытаются что-то сделать — а это не только не получается, но ещё и не даёт побочного какого-то бонуса, который поможет в конечном итоге раскрыть дело. В этом романе они пытаются прочитать по губам, о чём говорят подозреваемые (я тут же «Щит и меч» вспомнил!), но это ни к чему не приводит и больше в книге не упоминается. Это просто тупик. И наоборот — куча каких-то завязочек, до которые у героев просто не доходят руки, потому что появляется что-то более важное, срочное. То есть, как это ни странно для откровенно вычурного романа с надуманными персонажами, очень реалистичные книги.
Tags: adrien goetz, knigi
Subscribe

  • Le Mensuel (№46)

    Рассказ о  леднике, об который разбилось 2 самолёта. Я когда-то смотрел фильм Malabar Princess про людей, до сих пор ищущих кто останки погибших,…

  • Le Mensuel (№ 44)

    В Китае товарищ купил квартиру на верхнем этаже небоскрёба и достроил себе на крыше небольшое расширение. В тот момент, когда дом пошёл трещинами,…

  • Le Mensuel (№45)

    В рассказе про gouffre de Padirac зацепился глаз за описание первооткрывателя, который (в 1889 году) спускался в пещеру с факелом в руке и телефоном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments