green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Апрельский лагерь «Колобок»

Друзья проводили на апрельских каникулах два лагеря. Первый — Колобок, я туда поехал вместе с Натанкиным. По сравнению с нашими лагерями, больше всяческого рукоделия. Наш мальчик запал на швейную машинку (папа, там можно выбирать рисунок шва!). Вернувшись, устроили ему дома пару вечеров со швейной машинкой, они с Анютой сшили мешочки «для сокровищ».



Сшили в итоге прекрасную, набитую ватой сову. На следующей фотографии мальчик серьёзно подходит к выбору пуговиц для глаз:



Отличная идея (надо будет позаимствовать для наших лагерей в этом же месте) — разбивать детей на разные группы по возрастам, и устраивать им организованные вылазки «на море». На самом деле даже не важно, куда именно их выводить, просто выгуливать.
Здесь Натанкин идёт с девочкой Настей (кажется...) — они настолько классно генерили на ходу свой воображаемый мир, что я специально забежал вперёд и слушал, оторваться не мог:



Наш попал в старшую группу, половина которой усиленно самовыражалась отрицанием всего, что говорят взрослые. Увидели на берегу дохлую рыбу? Взрослые просят отойти? Ну конечно же надо поковыряться в этой рыбе!
Я попытался понять, почему именно мы пытались запретить детям ковыряться в ней — просто так давить авторитетом (я так сказал! а ты заткнись и делай, как я сказал) не хотелось.
* Зараза? — Откуда ей там взяться? Рыба свежая, пару часов назад счастливо плавала себе в море.
* На будущее (вдруг опять увидят рыбу, но старую, потенциально с паразитами)? — Да. Но это я бы так и объяснял. Насколько они способны слышать это (рыба!)? Сам превентивный подход (они не способны понять, где опасность, а где нет) предполагает, что они маленькие и глупенькие.
* Эстетическое неприятие? — Настолько ли я уверен, что я имею право навязывать свои предпочтения детям, да ещё и категоричным тоном?
Одним словом, я посоветовал не трогать её руками (а им и так не сильно хотелось), но руки всё же помыть (краткая лекция о паразитах). Так мы же её не трогаем! — Но вы же трогаете камни, которые трогали рыбу :-)



Радостная новость, совпавшая с лагерем — мальчик зачитал «для себя», в своё удовольствие. До сих пор только с нашей подачи, только «через страничку» (одну я — одну он). На фотографии он читает первого «Гарри Поттера». Надо сказать, что к этому времени он его наизусть выучил — один раз прочитали «вместе», один раз фильм посмотрели и раз 20 он прослушал аудиокнигу.
Kindle оказался не очень приспособленным для такого чтения. Ему интересно именно полистать, найти любимое место (либо как Гарри покупает школьные принадлежности, либо матч Квиддича — «страшные» моменты он и в аудиокниге до сих пор проматывает). В итоге в мае стрельнули у Ремки бумажные книжки, а пару дней назад Тося привезла уже «нашу» бумажную версию. Пока только второй том, и мальчик уже на предпоследней главе. Собирается с силами, она самая страшная.



«Колобок» в итоге оказался очень близким к нам по устройству и по принципам. Все родители так или иначе участвуют в организации. Тему заявили «славянские праздники / культура» (как раз на масленицу приходилось), я выбрал «славянские письменности». Единственное отличие от «нашего» подхода — у них мастерские именно для детей, взрослые туда почему-то не ходят. Это не вопрос принципа, лично я с удовольствием ходил и слушал других, просто почему-то вот исторически не сложилось. А я приготовил лекцию не только для детей, но и для взрослых. Ну, на ходу перекроил. Рассказывал про глаголицу. Пока готовился, сам много чего узнал. В двух словах:
* Глаголицу придумали те же самые Кирилл и Мефодий, что придумали кириллицу. А вот кириллицу они как раз не придумывали, её придумали ученики Кирилла. Судя по всему, глаголица — это была первая версия письменности, которая никому не понравилась, и которую через несколько лет переделали на кириллицу. Основной труд, конечно же, — это выделение фонем, составление списка букв. Он был проделан для глаголицы. А отрисовку (подбор шрифта) можно было менять сколько угодно, эта задача попроще.
* Славянские языки, оказывается, до XIII века не разделялись. То есть, глаголицу делали не для «русского» или там «болгарского», а для «общего славянского» языка.
* Кирилла на самом деле звали Константин, а Мефодия — Михаилом. Они были братьями. Константин был дипломатом, именно он представлял христианство хазарам на сходе, так прекрасно описанном Павичем в «Хахарском словаре». Михаил же — священник, принял имя «Мефодий» при принятии сана. Константин тоже принял имя «Кирилла», когда приехал к брату в монастырь и стал монахом. Но к тому времени он был уже смертельно болен, и проносил это имя меньше двух месяцев.
* Создав славянскую письменность, Кирилл и Мефодий перевели на славянский библию. За что их немедленно вызвали в Рим и обвинили в ереси. Оказывается, Библию полагалось писать и читать только на трёх языках, присутствовавших на Кресте Господнем — латынь, еврейский и греческий. Я не совсем понимаю, откуда в Иудее взялся греческий в качестве официального языка, ну да ладно. Отмазались они удивительным образом — они предложили папе римскому мощи Святого Клемента, который они нашли в Херсонесе (наш президент всё-таки не только ерунду по телевизору рассказывает). Всё, вопрос снят, славянский язык официально включён в список разрешённых для литургии. До смерти папы римского, следующий же папа начал пересматривать решение, и т.д. и т.п.
На правой стенке я развесил иллюстрации — марки и монеты с изображениями Кирилла и Мефодия. К сожалению, среди присутствовавших не было ни филателистов, ни нумизматов...



Любимое место нашего мальчика. На нём, кстати, сшитая моими руками рубаха! Ну, как «моими»... Я вот эту полосочку посередине и на рукавах нашёл и заметал. А пристрочил не я. И саму рубаху не я шил...



«Большую игру» сделали на Масленницу — поводили хороводы, расставили станции и послали детей зарабатывать на них «деньги», которые тут же можно было потратить в «лавке». Мы с Сашей стояли на станции «залезь на дерево». Станция динамически подстраивалась под уровень участников — нужно было достать развешенные на стволе ниточки, и ниточки волшебным образом оказывались именно там, куда ещё мог долезть каждый ребёнок.



Рядом сделали станцию на сообразительность — построй пирамиду из ящиков. Дети сначала долго пытаются забросить последний ящик так, чтобы тот встал на попа. И только потом начинают думать. Ставят внизу два последних ящика один на другой, и поднимают их уже вместе. Аж приятно было наблюдать, как у них мозги скрипели :-)



А потом разожгли костёр. Сына, хочешь прыгнуть? — Нет!!!
Я, конечно же, не настаиваю, но через пару минут сам мальчик спрашивает: Папа, а зачем они прыгают? — Ну, как тебе сказать... Старая такая традиция, детки взрослеют, борются со страхом. И в какой-то момент хотят доказать всем, что они его побороли — прыгают через костёр.
Мальчик как-то напрягся всеми мышцами, собрался в комочек. А потом встал, разбежался, закричал, зажмурился — и перепрыгнул. У меня просто слёзы из глаз полились...
На фотографии уже раз десятый, наверное — во вкус вошёл, по кругу начал бегать.



Инна сделала ещё и спектакль по Фиксикам (нелицензионный! :-Р) — мальчик был Фаером, я — Папусом.



Самое сложное было собрать после спектакля реквизит :-)

Tags: nathan, лагеря, письменности
Subscribe

  • «Хищные вещи века» и «Текст»

    Прослушал «Хищные вещи века» Стругацких. В детстве я их совсем не так понимал. Тогда книга казалось каким-то мрачным детективом: герой куда-то…

  • Акунин, Шекли, Абгарян

    Прочитал очередного Акунина — «Не прощаюсь». Очень хорошая книга. Не общим сюжетом — в очередной раз возродили главного героя, с кем не бывает.…

  • L'Anomalie

    В начале года был выпуск La Conversation Scientifique с совершенно ни о чём не говорящим названием «Que veut dire „être normal“?» (Что такое «быть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments