green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Лувр — экскурсия по греческой керамике — V

первая часть
вторая часть
третья часть
четвёртая часть

Следующая ваза временно находится в Малой Галерее, на детской выставке про сотворение мира и героев. Как только выставка закончится, я перепишу инструкцию, как найти эту вазу. И сфотографирую её получше — в малой Галерее совсем всё плохо с освещением.

14. Амфора с красными фигурами
Это уже конец V века до нашей эры. Примерно в это время построили Парфенон, а в нём — поразившую многих современников скульптуру Афины. На щите Афины Парфенос были изображены батальные сцены, вдохновившая многих художников той эпохи, и давшие начало новому, грандиозному, динамичному стилю. В этом стиле сделана данная ваза, на ней изображена гигантомахия (битва богов с гигантами). Обратите, кстати, внимание на витые ручки амфоры:



В центре композиции — Зевс, кидающий молнии в гигантов. За его спиной богиня Ника (та самая, которая Самофракийская, вот как она выглядит с головой и руками), она символизирует грядущую победу богов.



По легенде боги могли победить, только если смертный человек будет сражаться на их стороне. Поэтому Афина привела на битву Геракла — вот он, покрытый львиной шкурой, стреляет по гигантам из своего лука:



Сама Афина — слева (на фотографии не видно), угрожает копьём гиганту Энкеладу.

Подойдите к витрине № 23, интересующая нас ваза находится справа, на верхней полке.

15. Апулийский кратер с Эриниями (я проверил, прилагательное от «Апулии» действительно пишется так)
В IV веке до нашей эры афинские мастерские постепенно угасают, на первый план выходят гончары и вазописцы «Великой Греции» (это юг Италии и Сицилия), в их числе — апулийцы.

Данная ваза — прекрасная иллюстрация стиля апулийцев, отличающегося тонкостью исполнения и богатством выбора тем. На вазе изображена сцена из трагедии Эсхила «Эвмениды» — это заключительный эпизод истории Ореста. Начало этой истории я видел в Орлеанском музее, когда ради военной победы Агамемнон принёс в жертву свою дочь Ифигению. Продолжение истории: жена Агамемнона, Клитемнестра, с криком «доченька!» убивает мужа. Орест, сын Агамемнона, с криком «папа!» убивает мать. После чего Ореста преследуют богини мести Эринии. Спасают его Афина с Аполлоном, превратившие Эриний (дословно «гневных») в Эвменид (дословно «милостивых»).



На вазе изображена сцена в дельфском храме Аполлона, где спрятался Орест. В его руках — кинжал, которым он убил мать. Орест опирается на омфал — дословно «пуп земли», камень, символизирующий центр мироздания, находившийся в этом храме. За спиной Ореста стоит сам Аполлон, в левой руке он держит лавровую ветвь, а в правой — поросёнка, кровью которого он смывает грех с Ореста (я тоже не улавливаю логики). Девушка справа — это сестра Аполлона, Артемида.



Рядом призрак Клитемнестры пытается разбудить Эриний:



В том же зале, витрина № 24.

16. Кратер из Пестума
Прилагательного от «Пестум» я не нашёл, зато вспомнил, как 10+ лет назад мы там были. Как же я за это время изменился! От того Пестума воспоминания только «много белых камней, ничего не понятно». Ну и «мебель двигали», конечно же :-)
В начале IV века до нашей эры группа сицилийских художников приезжает в Пестум и основывает там новую школу вазописи. Нарисовавший эту вазу Пифон — один из самых известных художников пестумской школы. Он же — один из немногих вазописцев, подписывавших свои работы.



На вазе изображён Кадм, по легенде — изобретатель греческого алфавита (прекрасный человек!). Здесь он убивает дракона, по легенде на месте битвы построили город Фивы (я сначала встрепенулся было, вспомнил первую Цивилизацию, где я десятки раз строил этот город, но, оказывается, Кадм строил греческие Фивы, а я — египетские).

Обратите внимание на богатство цветов в куче камней за драконом, активное использование цвета — одна из характеристик пестумской школы. А также на прекрасную обувь Кадма и амфору, которую он держит в левой руке:



Женщины по обеим сторонам от центральной сцены — аллегории источника, где жил дракон, и города Фив. Верхние фигуры — Гермес, Афродита (теща Кадма), Пан и сатир — типичны для школы Пестума, изображены только бюсты.



На этом маршрут заканчивается. Написать эти посты занимает кучу времени, но какой же кайф в итоге! Совершенно другое ощущение от маршрута, от просто интересного он превращается в родного. Не говоря уже о куче информации, которую находишь случайно в процессе написания. Попытаюсь продолжить с «Играми и игрушками Древней Греции и Древнего Рима» — они нас с Анютой тоже очень приятно поразили.
Tags: louvre, parcours
Subscribe

  • Демография Франции 2020 года

    Был вчера на работе, за обедом разговорились о рождаемости: у коллеги летом будет ребёнок, он ищет место в яслях, надеется, что спад рождаемости…

  • La Seyne-sur-Mer

    На школьных каникулах решили сменить обстановку, съездить на юг Франции. Потому что за границу всё ещё сложно / невозможно, а там как минимум больше…

  • Forum des métiers

    У Натана в школе проводили что-то типа дней профориентации. В пошлом году делали в игровой форме — дети типа строят «город будущего», они выбрали…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments